Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «ТИКО - МАСТЕР» Актуальность программы: в соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО. ТИКО - трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе. Новизна программы заключается в том, что исследовательская техническая направленность обучения, которое базируется на современных образовательных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Система практических заданий и занимательных упражнений из программы позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий. Отличительные особенности программы: Дополнительная образовательная программа «ТИКО-МАСТЕР» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические занятия учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели. Начальное техническое моделирование и конструирование имеет большое значение в обучении детей, так как расширяет знания учащихся об окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику. В процессе начального технического моделирования дети создают различные по сложности конструкции, развивая тем самым свои технические способности. Принципы и подходы по реализации Программы: - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностноориентированного подхода - создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. - индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников; - деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность; - компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач. - проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития. - культурологический подход, В культурологической парадигме возможно рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в культурное развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка. Использование феномена культурных практик в содержании образования в рамках его куль- турной парадигмы вызвано объективной потребностью: расширить социальные и практические компоненты содержания образования. Культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры. В группе обучаются дети с разными образовательными потребностями, разным уровнем учебной мотивации. Поэтому программа носит дифференцированный характер. В целях доступности учебного материала, используется групповая, индивидуально - групповая работа. Для достижения результата учебной задачи обучающиеся могут выполнять одно и тоже задание в разном темпе, в соответствии со своими индивидуальными возможностями в сопровождении педагога. Программа носит практический характер (80% программы – практика, 20 % - теория). Теоретический материал осваивается на занятии в процессе выполнения практических упражнений. Это способствует более органичному усвоению знаний. Программа разработана на основе образовательной программы дополнительного образования «Тико-конструирование» под редакцией И.В. Логиновой. Адресат общеразвивающей программы. Программа адресована детям 4 6 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: минимум - 8 человек, максимум – 10 человек. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу, во второй половине дня, вне основных режимных моментов. Продолжительность одного академического часа – 30 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Объем освоения общеразвивающей программы - 32 часа Стартовый уровень – 32 часа Сроки освоения общеразвивающей программы – 8 месяцев (32 недели). Уровень общеразвивающей программы стартовый. Программа носит ознакомительный характер. Учебная деятельность организуется в форме учебных занятий, игр и дает возможность обучающимся приобрести начальные навыки. По окончании программы, обучающийся может выбирать: закончить обучение и заняться другой деятельностью, или продолжить обучение на базовом уровне. Формы обучения: очная, групповая, фронтальная. При необходимости может использоваться обучение с использованием дистанционных форм обучения через социальную сеть ВК. Занятия проводятся в группах и малыми группами. Формы проведения итогов реализации общеразвивающей программы: практические занятия: различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО; моделирование; наглядный (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами); словесный (беседы, разъяснения), открытое занятие, выставки. Цель: развитие конструктивного мышления у детей дошкольного возраста через применение технологии ТИКО-моделирования. Задачи: Обучающие: - совершенствовать представления о плоскостных и объѐмных геометрических фигурах, телах и их свойствах; - совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственномузамыслу; - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация иобобщение); - формировать умения следовать устным инструкциям. - формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления. Развивающие: - развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; - развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход; - развивать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счет яркости имногообразия получаемых цветовых решений); - развивать творческие способности и фантазии детей (возможность создавать оригинальные конструкции). Воспитательные - воспитывать интерес к исследовательской деятельности и моделированию; - способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей; - воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым). К концу учебного года дети должны знать: • различные виды призм и пирамид; По окончании дети должны уметь: • называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры; • сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам; • конструировать различные виды многоугольников; • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; • конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по собственномузамыслу.