Программа ИГРАЛОЧКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – социально-гуманитарная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игралочка»
разработана в соответствии с нормативными документами:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
№196 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»,
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г.
№ 553 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации 09.11.2018 г. №196,
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573),
 Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
 Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»,
 Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»,
 Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»,

Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
 Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного
образования детей в Свердловской области»,
2

 Уставом МБДОУ ПГО «Детский сад № 51» от 17 июля 2019 года.
 Положением «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Полевского городского округа «Детский сад №51».
Обоснование необходимости разработки программы
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной
дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль
принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они
интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск
ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной
работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим
материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи,
самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную
инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в
познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством
воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и
доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение,
сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных
задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию
общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий,
гибкости
мыслительного
процесса,
смекалки
и
сообразительности,
пространственных представлений.
Разработанная программа «Игралочка» - это стремление педагога
использовать возможности занимательного материала в познавательном (в
частности математическом) развитии детей.
Новизна программы
Предполагает
решение
проблем
дополнительного
образования
познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного
возраста элементарными представлениями о математической деятельности в
условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания.
Содержание программы представлено различными формами организации
математической деятельности через занимательные развивающие игры,
упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания,
которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание
отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к
математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы
мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу,
дающему
пищу
воображению,
затрагивающую
не
только
чисто
интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

3

Актуальность программы

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети,
которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют
интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать,
узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний,
полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной
самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов,
логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких
качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка,
наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим
представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное
место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с
шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации,
получаемой ребенком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно
раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по
формированию у дошкольников элементарных математических представлений
– важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные
математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются
действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до
конца (находить правильное решение, ответ).
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство
определяется как период оптимальный для умственного развития и
воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков,
А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может
не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и
способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих
явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и
решения разнообразных математических и логических задач.
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей
дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. АраповаПискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева,
Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И.
Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном
возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер,
оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной
активности,
мыслительной
деятельности,
формирование
системы
элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни,
обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития
показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание
предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна
вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют
4

педагогов на организацию развивающего образования, на использование
новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы
познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном
контексте перспективным в обучении детей основам математики являются
проблемно-поисковые
ситуации,
имеющие
форму
занимательных
математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации
математического содержания способствуют развитию математических
представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства,
связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим
устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования
проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из
пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника
образовательной деятельности. Занятия по программе «Игралочка» также
способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения
преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить
способы решения познавательных задач, стремиться к достижению
поставленной цели.
Педагогическая целесообразность
Программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации
математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное
пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и
неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию
детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области
современных методик формирования у дошкольников элементарных
математических представлений и практический опыт работы педагогов с
детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном
математическом материале.
Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать
радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря,
обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.
Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста через организацию занимательных
развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи Программы:
- отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и
наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных
операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных
свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со
сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
5

Отличительные особенности Программы
Программа «Игралочка» (от 4 до 7 лет) составлена в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, в основе использовались программы и пособия «Гармония
развития» Т. А. Фалькович, Л.П. Барылкина; программа «Математика» Е.В.
Колесниковой, «Игралочка» Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина, « Игровые задачи для
дошкольников» З.А. Михайлова.
Отличительной
особенностью
Программы
является
системнодеятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами
занимательных заданий по математике.
В основу работы по программе положены следующими принципами:
принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а
также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки,
предполагающий выполнение математических заданий различной степени
сложности);
проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе
собственной интеллектуальной деятельности;
принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и
методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и
психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
психологической
комфортности
–
создание
спокойной
доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
творчества – формирование способности находить нестандартные
решения;
индивидуализации
–
развитие
личных
качеств
посредством
разноуровнего математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в
занимательной игровой форме, что не утомляет ребѐнка и способствует
лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического
кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие
логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами,
знаками, геометрическими фигурами.
Сюжет занятий и специально подобранные задания способствуют развитию
психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют
деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск
способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки
математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в
развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность
суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется
самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети
должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и
попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности,
необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость,
наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
6

Возраст детей
Программа ориентирована на детей от 5 до 7-и лет.
Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном
сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
Сроки реализации Программы: рассчитана на 2 года обучения.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

Методы
организации
и
осуществления
учебнопознавательной деятельности:
•
Рассказ или беседа;
•
Наглядный – демонстрационный материал;
•
Индуктивный – от частного к общему;
•
Дедуктивный – от общего к частному;
•
Аналитический – решение логических задач;
•
Работа под руководством педагога;
•
Самостоятельная работа дошкольников.
•
Решение задач - (составление простейших задач на сложение и
вычитание).
Методы контроля и самоконтроля:
•
Устные;
•
Письменные;
•
Индивидуальные;
•
Фронтальные.
Методы стимулирования учебной деятельности:
•
Дидактические игры;
•
Занимательные задания;
•
Математические конкурсы, соревнования;
•
Поощрение.
Данные методы способствуют выполнению поставленной цели, успешному
усвоению программы, активизации познавательной деятельности детей, развивают
их самостоятельность. У дошкольников появляется интерес к математике, желание
овладеть новыми знаниями, умениями и навыками и применять их на практике.
Работая по данной программе, педагог использует следующие формы
обучения:
Занятия - основная
форма
обучения. Проводится в
отдельном
кабинете, подготовленным и оснащенным всем необходимым материалом.
Дополнительные
формы
работы
(конкурсы,
соревнования,
интеллектуальные марафоны). Дети показывают знания, умения и навыки, которые
они получили на занятиях.
Индивидуальные формы работы.

7

БАЗОВЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(4-6 лет)
№

Количество часов
Теория
Практика
1
5

1

Разделы программы
Количество и счет

2
3

Величина
Ориентировка в пространстве

0,5
0,5

4
2

4,5
2,5

4

Ориентировка во времени

0,5

2

2,5

5

Простейшие геометрические представления

0,5

2

2,5

6

Геометрические фигуры

1

3

4

7

Графические работы

1

3

4

8

Логические задачи

1

5

6

Итого

6

26

32

Всего
6

(6-7 лет)
№
1

Разделы программы
Количество и счет

2
3

Величина
Ориентировка в пространстве

4

Количество часов
Теория
Практика
1
5

Всего
6

1
0,5

2
1,5

3
2

Ориентировка во времени

1

2

3

5

Простейшие геометрические представления

1

3

4

6

Геометрические фигуры

1

3

4

7

Графические работы

1

3

4

8

Логические задачи

0,5

5,5

6

7

25

32

Итого

8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИГРАЛОЧКА»
Первый год обучения (4-6 лет)

Количество и счет.
Вводное занятие. Диагностика. Теоретическое занятие.
• Выявление уровня развития математических способностей у детей 4-6
лет (диагностика)
Практическое занятие.
• Числа от 0 до 20;
• Прямой счет в пределах 20 без операциями над ними; Ориентировка в
счете до 100;
• Счет десятками до 100; Состав чисел о 2 до 10
• Знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно;
• Числа – соседи, последующие, предшествующие числа, последнее,
предпоследнее число; Сравнение групп предметов (больше, меньше,
одинаковое количество);
• Преобразование неравенства в равенство и наоборот;
• Решение арифметических примеров и задач с использованием знаков
(+), (-), (=), (>), (<), неравно.
Величина. Теоретическое занятие.
• Понятие величина, форма, размер, цвет, признаки.
Практическое занятие
• Сравнение предметов по длине, высоте, ширине толщин (повторение);
Сравнение предметов по размерам, форме и цвету (повторение);
Сравнение предметов по 2-3 признакам;
• Введение в активную речь понятий: глубокий, мелкий, жарче,
холоднее, быстрее, медленнее; одинаковые по высоте, одинаковые по
толщине, одинаковые ширине, одинаковые и разные по форме;
одинаковые и разные по цвету.
• Выделение из группы предметов «лишнего» предмета, не подходящего
по 2-3 признакам; Выбор и группировка предметов по 2-3 признакам
из группы предметов;
• Изменение геометрических фигур по 1-2 признакам
(размер, форма, цвет); Методы наложения и приложения.
Ориентировка в пространстве.

Теоретическое занятие.
• Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз,
снизу вверх, вперед, назад.
• Понятия: слева, справа, вверху, внизу (повторение);
Совершенствование координации движений и точности
их выполнения.

9

Практическое занятие.
• Ориентировка в тетради в клеточку (0,7).
• Ориентировка в клеточках: левая, правая, верхняя, нижняя стороны
клетки; верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний
правый углы клетки.
• Ориентировка в кабинете по словесной инструкции, по плану.
Направление движения: в том же направлении, в противоположном
направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки; слева направо,
справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад.
Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе, высоко,
низко, рядом; Активация в речи предлогов: в. на, под, за, перед,
между, от, к, через.
Ориентировка во времени.
Теоретическое занятие.
• Знакомство с понятием время, час, получас, минута.
Практическое занятие.
• Закрепление представлений: утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена
года, год;
• Цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года;
• Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра,
позавчера; Ориентировка в днях недели (первый – понедельник,
второй – вторник….); Ориентировка в месяцах (первый – январь,
второй – февраль…); Знакомство с мерами времени: час, получас,
минута.

•
•
•
•

Простейшие геометрические представления.
Теоретическое занятие
• Понятие сантиметр, миллиметр.
Практическое занятие.
Точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальная и вертикальная линии; ломаная и
кривая линии.
Знакомство с мерой длины: сантиметр, миллиметр.
Ученическая линейка; измерение длин и начертание отрезков разной длины с
помощью линейки, измерение сторон г/фигур с помощью ученической линейки.

Геометрические фигуры.
Теоретическое занятие.
• Понятие: плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела.
Практическое занятие.
Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник,
многоугольник, трапеция, ромб;
Знакомство с объемными телами: куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида;
Нахождение в окружающем мире предметов, имеющих форму объемных фигур;
Углы фигур, стороны, вершины;
Практическое использование линейки для измерения длин, сторон и начертания
геометрических фигур;
Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур;
Классификация фигур по 2-3признакам (размер, форма, цвет, величина);
10

Выделение из группы фигур «лишней» фигуры, неподходящей по 2-3 признакам.
Деление фигур на равные и неравные части;
Сборка целых фигур из 10-12 частей.
Графические работы.
Теоретическое занятие.
• Знакомство с тетрадью и ее назначением, с клеткой.
Практическое занятие.
• Рисование узоров на слух поклеточкам;
• Штриховка и раскрашивание узоров;
• Графические диктанты по клеточкам
Рисование различных предметов по
памяти;
• Срисовывание предметов по точкам, по клеточкам, в разных масштабах;
Дорисовывание недостающих частей предмета, ориентируясь на образец.
• Логические задачи.
Теоретическое занятие.
Знакомство с логическими задачами, загадками, задачами – шутками.
Практическое занятие.
Нахождение логических связей, закономерностей.
Нахождение «четвертого лишнего».
Головоломки различного вида сложения.
Выделение и группировка предметов по 2-3признакам.
Задания, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление.
Занимательные вопросы, ребусы, логические загадки; задачи-шутки.
Математические конкурсы, викторины.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(4-6 лет)
Дата
занятия
октябрь

Тема занятия
«Считай не ошибись!»
«Найди предмет такой же
формы»,
«Четвертый лишний»

Мониторинг
усвоение порядка следования чисел
натурального ряда, упражнение в прямом
и обратном счете
соотнесение формы предмета с
геометрической фигурой.

«Сколько геометрических
фигур?»

закрепление пространственные
отношения: справа, слева.
сравнение предметов по всем
показаниям величины
закрепление названий геометрических
фигур, знания их особенностей

«Лабиринт. Дорисуй
картинку».

развивать пространственные
представления, умение обобщать.

«Подбери обувь»
ноябрь

Программное содержание

11

декабрь

декабрь

«Лабиринт. Дорисуй
картинку».

развивать пространственные
представления, умение обобщать.

«Дорисуй и раскрась»

закрепить отношение: часть - целое.

«Разложи лекарства»

закреплять порядковый и
количественный счет, закреплять умение
соотносить цифру с количеством
предметов. Повторить свойства
предметов, форму геометрических фигур,
актуализировать умение выражать
свойства предметов в речи
развивать зрительную память, умение
моделировать. Развивать
логическое мышление
развивать умение понимать
последовательность, наблюдательность,
умение видеть закономерность
развивать умение понимать
последовательность, наблюдательность,
умение видеть закономерность.
развивать умение делить предметы
на 4 части. Сравнение целого и части.
закрепить закономерности

«Самый внимательный.
Выложи по образцу».
«Что сначала, что потом?
Покажи одинаковые цифры».
«Что сначала, что потом?
Покажи одинаковые цифры».

январь

«Разные дома. Забор»
«Продолжи закономерность»

февраль

«Какой домик лишний и
почему?»
«Какой домик лишний и
почему?», «Укрась коврик»
«Круглый год»
«Математическое домино»

«Выбери нужный предмет.
Найди похожие кубики».
март

«Поменяй признак»
«Логические цепочки»
«Найди лишний предмет.
Закончи рисунок».

«Кого надо нарисовать? Найди
похожие круги. Какая фигура
будет последней»?

закрепить представление о
многоугольниках
закрепление знаний
геометрических фигур, развитие
пространственных представлений.
закрепление названий месяцев в
году.
развивать умение соотносить число и
количество предметов. Развивать
внимание, воображение,
наблюдательность.
развивать внимание,
наблюдательность, умение сопоставлять.
Логическое мышление.
закрепить пространственные
отношения: внутри - снаружи.
закрепить представление о
числовом отрезке
развивать умение классифицировать и
обобщать, развивать логическое
мышление, умение
ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
развивать наблюдательность, логическое
мышление, умение делать умозаключения.

12

апрель

май

«Обведи дорожки»

закрепить пространственные
отношения: впереди - сзади.
«Найди нужную деталь.
развивать внимание, наблюдательность,
Построй домик».
умение соединять детали, умение
концентрировать
внимание.
«Составь задачу и запиши»
развивать умение решать задачи.
Закрепить порядковый счет. Повторить
изученного материала.
«Опыты с кольцом и листом
познакомить с понятием бесконечность, со
Мебиуса»
свойствами
полученных в результате опытов фигур.
«Что сначала, что потом»
закрепить временные отношения:
раньше - позже
«Задачи-шутки. Найди
упражнять в решении загадок-задач и
похожие кораблики. Соедини
задач-шуток. Развивать умение
их вместе».
сопоставлять, наблюдательность,
внимание.
«Раскрась так же»
закрепить сравнение групп
предметов по количеству.
«Путешествие по комнате»
закрепление понятий вверху, внизу,
слева, справа, над, под и т.д.
Мониторинг

(6-7 лет)
• Количество и счет .
Теоретическое занятие.
Понятие: задача, структура задачи.
Практическое занятие.
Числа от 0 до 20.
Прямой и обратный счет в пределах 20.
Счет тройками до 21 и обратно.
Ориентировка в счете десятками до 100.
Состав чисел от 2 до 20.
Знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно.
Числа – соседи, последующие, предшествующие числа, последнее, предпоследнее число;
Преобразование неравенства в равенство и наоборот;
Познакомить со структурой задачи (условие, вопрос, решение, ответ);
Составление и решение задач, нахождение в задаче условие, вопрос, решение, ответ.
Решение арифметических примеров
с использованием знаков (+), (-), (=), (>), (<),
неравно.
• Величина.
Теоретическое занятие
Повторение 1 курса.
Практическое занятие
Сравнение предметов по длине, высоте, ширине и толщине (повторение).
Сравнение предметов по размерам, форме и цвету (повторение).
Сравнение предметов по 2-3 признакам.
13

Формирование понятий: пустой, полный, глубокий, мелкий, легкий, тяжелый, жарче,
холоднее, быстрее, медленнее.
Выделение из группы предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 2-3 признакам.
Выбор и группировка предметов по 2-3 признакам из группы предметов.
Методы наложения и приложения (повторение).
• Ориентировка в пространстве.
Теоретическое занятие
Понятия: в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке,
против часовой стрелки.
Практическое занятие
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед,
назад (повторение).
Ориентировка в тетради в клеточку (0,7).
Ориентировка в клеточках: левая, правая, верхняя, нижняя стороны клетки; верхний
левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы клетки.
Ориентировка в кабинете по словесной инструкции, по плану, схеме.
Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Активация в речи предлогов: в. на, под, за, перед, между, от, к, через.
Формирование понятий: каждый второй, каждый третий, последующий, предпоследний,
последний.
• Ориентировка во времени.
Теоретическое занятие
Повторение 1 курса.
Практическое занятие
Закрепление представлений: утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года,
год.
Цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года.
Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
Ориентировка в днях недели (первый – понедельник, второй – вторник….);
Ориентировка в месяцах (первый – январь, второй – февраль…);
Знакомство с мерами времени: час, получас, минута, часы.
• Простейшие геометрические представления.
теоретическое занятие
Понятия: точка, луч, угол, отрезок; прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
ломаная и кривая линии; разомкнутые и замкнутые линии
Практическое занятие
Меры длины: сантиметр.
Практическое использование линейки для измерения длин, сторон и начертания
геометрических фигур.
• Геометрические фигуры.
Теоретическое занятие
Понятия: усеченные фигуры.
Практическое занятие
Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник,
многоугольник, трапеция, ромб.
знакомство с объемными телами: куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида, кирпичик,
брусок, параллелепипед, усеченные фигуры.
Нахождение в окружающем мире предметов, имеющих форму объемных фигур.
14

Углы фигур, стороны, вершины.
Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур
Классификация фигур по3-4признакам (размер, форма, цвет, величина);
Выделение из группы фигур «лишней» фигуры, неподходящей по 2-3 признакам.
Деление фигур на равные и неравные части;
Сборка целых фигур из 15-20 частей.
• Графические работы.
Теоретическое занятие
Повторение 1 курса.
Практическое занятие
Рисование узоров на слух по клеточкам.
Штриховка и раскрашивание узоров.
Графические диктанты по клеточкам.
Рисование различных предметов по памяти.
Срисовывание предметов по точкам, по клеточкам, в разных масштабах.
Дорисовывание недостающих частей предмета, ориентируясь на образец.
• Логические задачи.
Теоретическое занятие
Повторение 1 курса
Практическое занятие
Нахождение логических связей, закономерностей.
Нахождение отличий в двух одинаковых картинках.
Нахождение «четвертого лишнего», нахождение отличий у 3-5 предметов.
Выделение и группировка предметов по 2-3признакам.
Задания, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
Занимательные вопросы, ребусы, загадки.
Логические загадки; задачи-шутки;
Математические конкурсы, викторины.

Комплексно-тематическое планирование
(6-7 лет)
Дата
Тема
Цель
октябрь
Мониторинг
«Посчитай и обозначь
закреплять умение соотносить количество
цифрой»
предметов с соответствующей цифрой.
«Раздели на группы»
развивать умение делить множества на
части, в которых элементы отличаются
каким-либо признаком,
объединять части в целую группу,
дополнять, удалять из множества части.
«Засели домики»
закрепление знаний по образованию
чисел, навыков
количественного счета в пределах 10.

15

«Какой по счету?»

«Какой по счету?»

ноябрь

«Какое число больше?»
«Найди нужный предмет»
«Раздели на части»

«Чего больше?»

декабрь

«Больше или меньше?»
«Мы исследователи»

«Назови фигуру и ее свойства.
Сложи узор из счетных
палочек».
«Магазин»
январь

«Создай картину »

«Который час?»
«Двигаемся по команде»

закрепление навыков порядкового счета,
уточнение представлений о взаимном
расположении предметов в ряду: слева,
справа, до, после, между,
перед, за, рядом.
закрепление навыков порядкового счета,
уточнение представлений о взаимном
расположении предметов в
ряду: слева, справа, до, после, между,
перед, за, рядом.
развивать умение сравнивать
смежные числа.
упражнять в подборе предметов по
слову, обозначающему форму.
уточнение приемов деления предметов
на две, четыре и восемь равных частей;
установление отношения
целого и части.
сравнение и измерение длины предметов
(отрезков прямых линий) с помощью
условной меры (бумаги в
клетку). Развитие понимания результата
измерения длины от величины меры
закреплять знания о знаках: “<”,
“>”, развивать умение обозначать
количество предметов знаками.
развивать умение измерять объем жидких
и сыпучих веществ с помощью условной
меры. Развитие понимания зависимости
результата измерения
объема от величины меры.
развитие представлений о геометрических
фигурах. Сравнение, зарисовка,
видоизменение фигур;
моделирование фигур из частей и
палочек.
продолжать знакомить с монетами
различного достоинства.
развитие ориентировки на плоскости
(лист бумаги, доска, страница книги,
тетради). Уточнение понятий: вверху –
внизу, слева – справа, выше – ниже,
правее – левее, правый верхний угол,
левый нижний угол, в середине, во
круг и т.д.
развивать умение определять время
по часам.
развивать умение изменять направление
движения по заданию педагога.
Упражнять в воспроизведении движений
по названному числу.

16

февраль

«Займи свое место»
«Угадай сколько, если в
правой руке… то в левой …»
«Назови слова с
противоположным
значением»
«Измерь»

март

«Сравни»
«Сколько нас без одного?»

«Реши задачу»

«Найди спрятанную игрушку »

апрель

«Что за чем следует»
«Составь задачу и запиши»

«Опыты с кольцом и листом
Мебиуса»
«Разделите на 2 равные
группы».
май

«Заблудившиеся цифры»
(модель логического древа (две
ветки).
«Запиши при помощи цифр»

Развивать умение ориентироваться в
пространстве с помощью плана
групповой комнаты.
Продолжать развивать умения
моделировать отношений между числами
числового ряда.
закрепление понятий : широкоузко, далеко – близко, выше-? Меньше-?
Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.
развивать умение измерять длину
отрезка с помощью мерки (мерка равна
длине 2 клеток)
упражнять в сравнении смежных
чисел, используя знаки< >.
продолжать развивать умение составлять
арифметические задачи и понимать смысл
того, к каким количественным
изменениям приводит
практические действия с предметами, о
которых говорится в задаче.
закрепление знания структуры задачи
(понятия: условие, вопрос).
Придумывание задач детьми; решение
задач используя цифры и математические
знаки.
умение ориентироваться в пространстве с
помощью плана групповой комнаты.
находить
спрятанную игрушку.
закреплять знание времен года,
месяцев и дней недели
развивать умение составлять и решать
арифметические задачи в одно действие на
сложение и вычитание.
Знакомство со способами вычислений.
Запись задач с использованием цифр и
арифметических знаков (+, -, =).
познакомить со свойствами
геометрических фигур полученных в
результате их деформации.
развивать умение работать в парах,
следить за выполнением задания.
продолжать развивать умения
моделировать отношений между числами
числового ряда при помощи моделей
типа логического древа.
развивать умение составлять числовое
выражение при помощи цифр и
знаков.

17

Развлечение «Юные
математики»

закрепление изученного материала.
Мониторинг

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями
К концу обучения (5-6 лет):

Знать
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

числа от 1 до 10 и их графическое изображение;
порядковый и обратный счет в пределах 10;
предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;
- состав чисел о 2 до 10;
- счет в пределах 20 без операциями над ними.
- знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно.
простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок,
прямая, горизонтальные и вертикальные линии.
практическое использование линейки для измерения длин, сторон и
начертания отрезков в сантиметрах;
понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко,
рядом, высоко, низко, глубоко;
геометрические фигуры: плоские - треугольник, круг, квадрат, прямоугольник,
овал, многоугольник; объемные – куб, кирпичик, пирамида, шар, пластина.
вершины, стороны, углы фигур;
основные цвета и их оттенки;
названия сторон и углов клетки;
строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7);
предлоги: в, на, под, за, перед, между, от, к;
временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
названия дней недели; месяцев и времен года.
Уметь:
считать от 1 до10 и от 10 до 1; до 20;
находить и сравнивать числа – соседи;
решать простейшие арифметические задачи, используя знаки (+), ( -), (=)
находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;
изменять геометрические фигуры по 1 -2 признакам;
подбирать и группировать предметы по 2-3 признакам;
ориентироваться на листе, в тетради в клетку (0.7)
ориентироваться в пространстве; во времени (время суток, дни недели, месяцы,
времена года);
правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, высота, длина,
ширина, толщина;
использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;
измерять длину отрезков, записывать их значение в сантиметрах;
рисовать узоры (на слух) в тетрадях;
срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;
логически формулировать ответы;
продолжать логический ряд фигур и предметов;
решать математические загадки, ребусы, головоломки.
18

К концу обучения (6-7 лет):
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Знать:
числа от 1 до 20;
порядковый счет в пределах 20; счет двойками до 21;
состав числа первого и второго десятка;
предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;
понятия: до, между, после, рядом;
названия сторон и углов клетки в тетради;
знаки (+),(-),(=), (<), (>), неравно и правильно их использовать;
прием попарного сравнения, методы наложения и приложения;
масштаб, план;
направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, вперед, назад, в
том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против
часовой стрелки;
плоскостные геометрические фигуры, их вершины, стороны, углы;
объемные геометрические тела;
Уметь:
считать от 1 до20 и от 20 до 1;
считать двойками в пределах 20;
считать тройками в пределах 21;
считать десятками до 100;
считать с использованием порядковых числительных (первый, второй …) в
пределах 20;
знать состав числа первого и второго десятка;
правильно использовать знаки (-), (+),(<), (>), (=), неравно, при решение задач
и примеров;
преобразовывать равенства и неравенства и наоборот;
сравнивать предметы по различным признакам: размер, цвет, форма, высота,
длина, ширина, толщина, вес;
сравнивать предметы по 3-4признакам;
выбирать и группировать предметы по 3-4признакам;
пользоваться приемом попарного сравнения и методами наложения и приложения;
называть простейшие геометрические понятия: точку, отрезок, луч, угол, прямую
линию, ломаную линию, кривую линию, разомкнутую линию, замкнутую линию;
пользоваться ученической линейкой для измерения отрезков, углов, высоты,
длины и ширины предметов и геометрических фигур;
начертить отрезки заданной длины;
правильно называть и показывать все известные геометрические фигуры, их
вершины, стороны и углы;
делить фигуры на равные и неравные части;
собирать фигуры из нескольких частей;
собирать из геометрических фигур предметы окружающего мира;
изменять фигуры по 2-3 признакам (размер, цвет, форма);
показывать и называть объемные геометрические фигуры, находить в
окружающем мире предметы, имеющие форму объемных тел;
ориентироваться в пространстве;
выбирать и называть направления движения;
правильно использовать в речи предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от,
к, через;
ориентироваться в клеточке, в тетради в клеточку (0,7см), на листе бумаги; на
доске;
ориентироваться по плану и по словесной инструкции;
19

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

ориентироваться в сутках, в днях недели, в месяцах, во временах года;
определять время и правильно устанавливать время на макете часов;
выполнять графические диктанты на слух;
раскрашивать и штриховать, рисовать по памяти; срисовывать и дорисовывать
предметы по точкам и по клеточкам; в разных масштабах;
собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу, по словесной инструкции, по
плану, по заданной теме, по замыслу;
описывать последовательность сборки конструктора;
находить отличия у 3-5 предметов;
находить отличия в двух одинаковых картинках;
находить логические связи и закономерности;
знать и называть слова-антонимы;
отгадывать загадки, ребусы, головоломки;
фантазировать;
организовать свою работу и работу своих друзей;
находить и исправлять ошибки;
грамотно отвечать на поставленный вопрос.
предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;
состав чисел о 2 до 10;
счет в пределах 20 без операциями над ними.
знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно.
простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок,
прямая, горизонтальные и вертикальные линии.
практическое использование линейки для измерения
длин,
сторон
и
начертания отрезков в сантиметрах;
понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко,
рядом, высоко, низко, глубоко;
геометрические фигуры: плоские - треугольник, круг, квадрат, прямоугольник,
овал, многоугольник; объемные – куб, кирпичик, пирамида, шар, пластина.
вершины, стороны, углы фигур;
основные цвета и их оттенки;
названия сторон и углов клетки;
строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7);
предлоги: в, на, под, за, перед, между, от, к;
временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
названия дней недели; месяцев и времен года.

Способы определения результативности
Объектами контроля являются:
• математические умения;
• степень самостоятельности и уровень проявления математических
способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки,
математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с
цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Виды контроля
Для контроля реализации Программы определены следующие виды
проверок:
Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка
выполняемой работы и ее оценка.
Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного
20

года.
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень
освоения ребенком программы дополнительного образования по
познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и
упражнений математического содержания.
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Диагностические методики:
1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности .
Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической
деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности
проводится на занятиях математического кружка.
Критерии наблюдения
Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:
а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем
подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей
деятельности;
б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, по- иска
пути решения проблемы.
Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим
дошкольником в процессе решения математической задачи:
а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления,
обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной
учебной задачей;
б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной
основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто,
самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе
ориентировки в учебной задаче;
г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4
эталонов (сначала.., затем.., после этого...);
д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности
проводится на занятиях математического кружка.
Заполнение диагностической карты.
№

Ф.И

Количеств
ои счет

Величина

Геометриче
-ские
фигуры

Ориенти
р.во
времени

Ориентир. в
пространстве

Логические
задачи

21

Начал Конец
огода года

НачаКоКоне Начал Коне Начал Коне Начал нец
ло
года цгода огода цгода огода цгода огода года

Начало го- Конец
года
да

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
В. высокий
С.средний
Н. низкий

Основными формами подведения итогов реализации Программы являются:
математический КВН, математическая викторина, мини-олимпиада.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методическое сопровождение:
- консультация для родителей «Занимательная математика дома»,
- электронные математические игры для дошкольников;
- видео-презентации.
Дидактические материалы: для обеспечения наглядности и доступности
изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия
следующих видов:
- геометрические фигуры и тела;
- палочки Х. Кюизенера;
- наборы разрезных картинок;
- сюжетные картинки с изображением частей суток и времен года;
- полоски, ленты разной длины и ширины;
- цифры от 1 до 20;
- игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка,
пирамидка и другие;
- фланелеграф, мольберт;
- чудесный мешочек;
- кубики Никитина;
- блоки Дьенеша;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
22

геометрическая мозаика;
счетные палочки;
предметные картинки;
знаки – символы;
игры на составление плоскостных изображений предметов;
обучающие настольно-печатные игры по математике;
мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
геометрические мозаики и головоломки;
занимательные книги по математике;
задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
простые карандаши; наборы цветных карандашей;
линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
небольшие ножницы;
наборы цветной бумаги;
счетный материал;
наборы цифр;
конспекты.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в
соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и
психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
-

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным
доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим
нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная
комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей
индивидуальных шкафах.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации
математической деятельности.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.

ЛИТЕРАТУРА
1.
Арапова-Пискарева
Н.А.
Формирование
элементарных
математических представлений. Мозаика – Синтез
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:
Просвещение, 20014
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.:
Просвещение, 2013
4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение,
2002
23

5. Логика. Программа развития основ логического мышления у
старшихдошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004
6. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития
математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.:
Сфера, 2015
7. М.А. Косицына; В.А, Смирнова «Дошкольная математика» 1-2 года
обучения. Москва – 2021г.
8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников,
М.:Просвещение, 2010.
9. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое
пособие. –СПб: Детство-Пресс, 2019
10. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. Учебно-методическое
пособие. – СПб: Акцидент, 2015
11. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс,
2022
12.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс
математики для дошкольников: методические рекомендации. Часть 1. —
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
13. Первые шаги в математику. Методическое пособие/сост. Буланова
Л.В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2020.
14. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М.
Дья- ченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2017
15. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая
технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного
возраста3-7 лет. – СПб. 2017
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1. Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для
дошкольни-ков. – Ярославль: Академия развития, 2006.
2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003
3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. –
Ярославль:Академия развития, 2006.
4. Методические советы по использованию дидактических игр с
блоками Дъеныша и логическими играми. Н.О. Лелявина, Б.Б.
Финкельштейн. Санкт – Петербург ООО «Корвет»
5. Комплект методических пособий по работе с игровым набором
«Дары Фребеля» Ю.В.Карпова, В.В.Кожевникова, А.В.Соколова. Москва
ООО «Издательство «Варсон» 2014

24

ПРИЛОЖЕНИЯ
Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных
палочек Кюизенера.
Блоки
Цель:
I Блок.
Игры подготовительного этапа.
II Блок.
«Что какого цвета?»
III Блок.
Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинныйкороткий».
IV Блок.
Развитие у детей количественных представлений.
V Блок.
«Считаем ступеньки» (состав числа).
VI Блок.
Измерение с помощью палочек Кюизенера.
VII Блок.
Математические действия с помощью палочек Кюизенера.
VIII Блок.
Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера
Обучение дошкольников основам математики с помощью развивающих игр
Обучение дошкольников основам математики с помощью логических
блоков Дьенеша
Игры
Дидактическая игра «Сколько?"
Дидактическая игра " Художники "

Дидактическая игра «Магазин»
Дидактическая игра «Что изменилось?»

Дидактическая игра «Хоровод»
Дидактическая игра «Второй ряд»
Дидактическая игра «Найди клад»
Дидактическая игра « Игра с одним
обручем»
Дидактическая игра «Игра с двумя
обручами»
Дидактическая игра «Заселим в домики»

Цель
развивать умение задавать вопросы и
развивать умение выделять свойства.
развитие умения анализировать форму
предметов, умения сравнивать по их
свойствам
развитие художественных способностей
(выбор цвета, фона, расположения
(композиции)
Развитие умения выявлять и
абстрагировать свойства; развитие умения
рассуждать, аргументировать свой выбор.
Совершенствовать знания детей о
геометрических фигурах, их цвете,
величине, толщине. Развивать мышление.
Классификация блоков по двум – трем
признакам: цвету, форме; цвету – форме –
размеру.
Развитие умения анализировать, выделять
свойства фигур, находить фигуру,
отличную по одному признаку.
Совершенствовать знания детей о
геометрических фигурах, их цвете,
величине, толщине. Развивать мышление.
Развивать умение разбивать множество
по одному свойству на два подмножества,
производить логическую операцию «не».
Развитие умения разбивать множество по
двум совместимым свойствам,
производить логические операции «не»,
«и», «или».
Развивать умение анализировать,

25

Дидактическая игра « На свою веточку»

Дидактическая игра «Цепочка»
Дидактическая игра «Помоги сказочному
герою»

выделять свойства фигур,
классифицировать.
Развивать умение анализировать,
выделять свойства фигур,
классифицировать фигуры по нескольким
признакам.
Развитие умения анализировать, выделять
свойства фигур, находить фигуру по
заданному признаку.
Упражнять детей в группировке
геометрических фигур.
Развивать наблюдательность, внимание и
память

Дидактическая игра «Этажи»

Развивать умение классифицировать и
обобщать геометрические фигуры по
признакам. Упражнять в счете. Развивать
ориентировку в пространстве, внимание,
логическое мышление.

Игра - Сказка «В царстве блоков»

Знакомить с блоками, их свойствами,
развивать внимание, умение выявлять,
абстрагировать свойства (размер, форма,
толщина), воображение, творческое
мышление.

Дидактическая игра «Космический корабль»

Игра «Украсим елку бусами»

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Дидактическая игра «Найди меня»
Дидактическая игра «Улитка»
Дидактическая игра «Домино»
Дидактическая игра « На свою веточку»

Дидактическая игра «Цепочка»
Дидактическая игра «Помоги сказочному
герою»

Формирование операции классификации и
обобщении блоков по одному-четырём
признакам, развитие логического
мышления, внимания.
Развитие умения выявлять и
абстрагировать свойства. Умение «читать
схему». Закрепление навыков
порядкового счета.
Развивать умение «читать» карточки с
символами свойств, выявлять
необходимые свойства, стимулировать
двигательную активность детей.
Развитие умение читать кодовое
обозначение геометрических фигур и
находить соответствующий код.
Упражнять детей в классификации блоков
по двум признакам; цвету и форме.
Развивать умение выделять свойства
геометрических фигур.
Развивать умение анализировать,
выделять свойства фигур,
классифицировать фигуры по нескольким
признакам.
Развитие умения анализировать, выделять
свойства фигур, находить фигуру по
заданному признаку.
Упражнять детей в группировке
геометрических фигур.
26

Развивать наблюдательность, внимание и
память
Дидактическая игра «Этажи»

Развивать умение классифицировать и
обобщать геометрические фигуры по
признакам. Упражнять в счете. Развивать
ориентировку в пространстве, внимание,
логическое мышление.

Игра - Сказка «В царстве блоков»

Знакомить с блоками, их свойствами,
развивать внимание, умение выявлять,
абстрагировать свойства (размер, форма,
толщина), воображение, творческое
мышление.
Формирование операции классификации и
обобщении блоков по одному-четырём
признакам, развитие логического
мышления, внимания.
Развитие умения выявлять и
абстрагировать свойства. Умение «читать
схему». Закрепление навыков
порядкового счета.
Развивать умение «читать» карточки с
символами свойств, выявлять
необходимые свойства, стимулировать
двигательную активность детей.
Развитие умение читать кодовое
обозначение геометрических фигур и
находить соответствующий код.
Упражнять детей в классификации блоков
по двум признакам; цвету и форме.

Дидактическая игра «Космический корабль»

Игра «Украсим елку бусами»

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Дидактическая игра «Найди меня»
Дидактическая игра «Улитка»

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».