Программа Танцевальная ритмика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Танцевальная ритмика» разработана в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)
Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими
выдающиеся способности
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
№196 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. №
553 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации 09.11.2018 г. №196,
- Приказом Минобрнауки России от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил
выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их
дальнейшего развития»
- Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»,
– Уставом МБДОУ ПГО «Детский сад № 51» от 17 июля 2019 года.
- Положением «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Полевского городского округа «Детский сад №51».
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы развитие
детей дошкольного возраста средствами музыки и движений. Музыкально ритмическая деятельность
способствует
физическому
развитию
детей:
совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается
жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и
благоприятно складывается на состоянии организма в целом.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни
каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,
гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка,
формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения
становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в
этот возрастной период.
2

Танцевальная ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно
она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство
воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную
почву для раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации.
Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу
положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают
его поведение естественным и красивым.
Занятия танцевальной ритмикой развивают физические качества,
вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость,
координацию движений, устраняют такие физические недостатки как сутулость,
косолапость, искривление позвоночника и т.д. Танец обучает правилам поведения,
хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление,
пробуждает фантазию и побуждает к творчеству, улучшает состояние здоровья.
При составлении программы использовались следующие программы:
1. Федеральной образовательной программой ДО.
2. .А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»
3.Т.И.Суворова «Танцевальная ритмика для детей»
4. Пуртова Т. В. «Учите детей танцевать»
Отличительная особенность программы в том, что она носит вариативный
характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого педагогическую поддержку художественно - творческого и эмоционального
развития детей в танцевальной деятельности.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса дошкольном
образовательном учреждении и разработана для детей 3–7 лет. Программа может
применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства
рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении
дорогостоящей аппаратуры
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с федеральной образовательной
программой, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной
целью дошкольного образования является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости
(содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной коррекционной педагогики);
3. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
4. Принцип личностно - развивающего и гуманистического характера
взаимодействия взрослых (законных представителей, педагогических работников)
и детей;
5. Предполагает реализацию образовательного процесса в формах,
специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие ребенка;
3

6. Строится на основе индивидуальных особенностей и потребностей детей,
связанных с их состоянием здоровья;
7. Обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
8. Основывается на возрастной адекватности дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
предусматривает поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
непрерывность (преемственность) образования (формирование у дошкольника
качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью).
В группе обучаются дети с разными образовательными потребностями,
разным
уровнем
учебной
мотивации.
Поэтому
программа
носит
дифференцированный характер. В целях доступности учебного материала
используется групповая, индивидуально - групповая работа. Для достижения
результата учебной задачи обучающиеся могут выполнять одно и тоже задание в
разном темпе, в соответствии со своими физическими возможностями в
сопровождении педагога.
Адресат общеразвивающей программы.
Программа адресована детям 3–7 лет.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие
медицинских противопоказаний)
Новизна данной программы заключаются в том, что по форме организации
процесса она является модульной. Также программа основывается на новом
направлении в здоровьесберегающих технологиях для дошкольников, в основе
которых лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне
работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной 4 систем, а также
вестибулярного аппарата. Дошкольник – это человек с богатым и разнообразным
эмоциональным миром. В этом возрасте у ребёнка активно формируются
нравственные эстетические категории. Достаточно хорошо ребёнком понимаются
правила поведения, запрета, но не всегда ещё достаточен контроль чувств и
желаний. В этом возрасте очень развито воображение. Дети часто одухотворяют
природу, приписывают неодушевлённым вещам способность мыслить и
чувствовать. К концу дошкольного возраста формируется познавательный интерес
к изучению окружающего мира и «образ себя», а также, основы волевой
регуляции, инициативности, самостоятельности. Активно развивается самооценка
– важная форма самосознания. Критерии, используемые ребёнком при самооценке,
в значительной мере зависят от педагога. Познавательная потребность – одна из
наиболее значимых и заметных в этом возрасте. Мотивом деятельности нередко
выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение.
Актуальные потребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной
активностью. Она побуждает и ассоциативную речь ребёнка. Обучение детей
ритмике и развитие у них на этой основе творческих способностей требует от
педагога не только знаний соответствующей методики, но и предполагает наличие
у него правильного представления о танце, как художественной деятельности, виде
искусства.
4

Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых
педагогических технологий, основанных на импровизации и игре. Это связано с
тем, что дошкольный возраст справедливо называют возрастом игр. В игре
воображение ребёнка не только копирует, но и создаёт, преображает, творит.
Психологи называют игру ведущей деятельностью дошкольника, подчёркивая при
этом, что именно играя, ребёнок овладевает умением обобщать, анализировать и
припоминать то, что нужно в данный момент. В процессе игры ещё более
развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление,
расширяются ассоциативные связи, развивается речь ребёнка. Учитывая все
возрастные особенности, урок проводится в игровой форме, и основан на изучении
и исполнении простейших танцевальных движений, а
так же проявления своего творческого мышления в упражнениях
импровизационного характера.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и
ограниченные динамические возможности. Дети этого возраста еще не владеют
четкими движениями при ходьбе, не могут ритмично бегать, часто теряют
равновесие, падают. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при
длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных
движений. Движения этих детей недостаточно согласованы, им трудно выполнять
танцевальные композиции, но они могут стараться выполнять движения по показу.
В этом возрасте нужно больше давать ритмических упражнений и игр и
использовать различные образы в показе упражнений.
К 4-5 годам движения детей становятся более координированными.
Восприятие становится более точным и образным. Дети уже могут запомнить
небольшую сюжетно - образную танцевальную композицию. Они более активны в
играх и быстрее схватывают новый материал.
Дети становятся более
артистичными и координированными. Дети шестого года жизни уже могут строить
свое поведение, придерживаясь роли. Поэтому они с удовольствием изображают
различные образы и импровизируют. Это возраст активного развития физических и
познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается
основным способом познания окружающего мира, но теперь ребенок желает
показать себя миру. Здесь очень важно выстраивать занятия так, чтобы дети могли
проявить себя, обязательно хвалить их и отмечать, что ребенок старается,
выполняет упражнение или движение правильно.
С шести лет дети уже больше осознают свое «Я», хорошо взаимодействуют со
сверстниками, появляется стремление научиться делать движения лучше, красивее,
точнее. Они уже способны самостоятельно исправлять свои ошибки и вносить
коррекцию по ходу двигательной деятельности. Таким детям легче освоить сложно
- координированные танцевальные движения и гимнастические упражнения.
Режим занятий 1 раз в неделю по 1 академическому часу, во второй половине дня,
вне основных режимных моментов.
Продолжительность одного академического часа – 25 минут, перерыв между
5

занятиями – 10 минут.
Объем освоения общеразвивающей программы – 32 ч.
Стартовый уровень – 32 ч.
Сроки освоения общеразвивающей программы -32 недели.
Формы подведения результатов: Итоговое мероприятие
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы: - обучение детей творческому исполнению танцевальных
движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых
личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и
танца.
Задачи программы:
Развитие музыкальности:
развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
развитие чувства ритма;
развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
развитие точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
формирование правильной осанки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении
под музыку:
привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в
движениях её образное содержание;
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации;
Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
развитие восприятия, внимания, памяти;
Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности:
Воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность,
работоспособность, коллективизм;
воспитание умения сопереживать другому;
воспитание умения вести себя в группе во время движения;
воспитание чувства такта.
Укрепление здоровья детей:
Укрепления иммунитета за счет физических упражнений и двигательной
активности
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мониторинг танцевально - ритмической деятельности.
Для эффективного развития ребенка в танцевально - ритмической
деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Танцевальная
6

ритмика» на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно
развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть
результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное
планирование.
Это исследование проводится в два этапа:
- в начале учебного года с использованием таких методов как беседа,
анкетирование родителей, диагностические игровые упражнения;
- в конце учебного года проводится итоговое занятие
Ожидаемые результаты:
- овладение техникой основных двигательных и танцевальных
- овладение выразительностью и красотой движения;

движений;

- овладение чувством ритма;
- возросший интерес к занятиям танцевально - ритмической деятельностью;
- укрепление иммунной системы организма;
- укрепление мышц позвоночника, стопы, диафрагмы, двигательного
аппарата;
- развитие правильной осанки;

Организационно - педагогические условия.
Календарный учебный график.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10.

Окончание учебного года

32
32
1
32
11
21
01.10.
01.06–31.08
Суббота,
воскресенье.
Праздничные
дни,
установленные
законодательством РФ.
31.05

Дети 3-4 лет
Содержание программы.
Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
7

Мы идем в зоопарк
Мы гуляем в лесу
Морское путешествие
Упражнения с погремушками, лентами на кольцах, флажками, султанчиками
Партерная гимнастика.
упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка»,
«колечко», «мостик»;
упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с
использованием стихов
упражнения для стоп – вытягивание носочков, кручение;
Танцевальные движения.
ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
шаги на полупальцах и пятках;
упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с
использованием стихов
упражнения для развития гибкости: «книжка», «бабочка», «лодочка»,
«колечко», «мостик», «березка», «улитка»;
Танцевальные движения.
повторение пройденных движений
топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
танцевальные движения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах
плоские кольца, флажки, платочки)
построение в две и в три линии и обратно в одну колонну;
движение в парах по кругу
равномерный бег быстро и с замедлением;
легкие, равномерные, высокие прыжки;
простой танцевальный шаг, приставной шаг;
перескоки с ноги на ногу;
работа над движением рук – пластика кистей, «волна» руками
танец польки по линии, по одному и в парах;
танцевальные движения в парах с использованием пройденных различные
хлопки
хороводы
танцевальные движения с атрибутами (бубны, погремушки, флажки, платочки)
Сюжетно - образные танцы
Ритмические и образные танцы по показу: «Паучок», «Дождик», «Танец утят»,
«Арам-зам-зам», «Буги-вуги», «Тучка»
Музыкальные игры
Игры по ориентации в пространстве: построение в круг, построение в линию,
построение в две линии, «Море волнуется», «Кошки - мышки», «Зайцы волки», «Зоопарк», «Птицы», «Машинки», «Самолеты», «Вперед 4 шага»
Итоговое занятие.
Дети 4-5 лет
Содержание программы.
Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
Изображение различных животных в движении
8

упражнения для плеч, головы корпуса;
бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
упражнения с различными предметами
Партерная гимнастика.
Сюжетно - образные танцы
Повторение пройденных танцев
Изучение танцев «Тетя весельчак», «Ладошки покажи», «Солнышко лучистое»,
«Птицы мои птицы», «Кузнечик», «Рыбачок», «Ромашки».
Музыкальные игры
Ранее изученные игры по желанию,
Игры «ручеек», «горелки», «Лавата», «перевернись ты»
Итоговое мероприятие
Дети 5-6 лет
Содержание программы.
Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
Изображение различных животных в движении
упражнения для все групп мышц с предметами и без;
бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
различные перестроения в ходьбе, в беге в сочетании с различными движениями
Партерная гимнастика.
упражнения на развитие растяжки, гибкости позвоночника с использованием
стихов (логоритмики) плавный переход из упражнения в упражнение: «книжка»,
«бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»; «рыбка»,
«коробочка»
Танцевальные движения.
повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение;
танцевальные движения с атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах,
плоские кольца, флажки, ленты на палочке, шляпками) пройденные с
последовательным чередованием и новые, более сложные работа над движением
рук – пластика кистей, «волна» руками, движения корпусом наклоны и повороты в
сочетании с пройденными движениями, танцевальные движения в парах с
использованием элементов, пройденных ранее
построение в круг, в линию, в две, в три линии, в четыре линии с использованием
пройденных танцевальных элементов;
движения польки по кругу;
Сюжетно - образные танцы
Повторение изученных ранее танцев и некоторое их усложнение
Изучение новых танцев, «Я рисую», «Стирка», «Полька», «Зима», «Дикари».
Музыкальные игры
Ранее изученные игры по желанию,
Игры «рыбак и рыбки», игра с лентами «Твой цвет – ты танцуй»
Итоговое мероприятие
Дети 6-7 лет
Содержание программы.
Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
9

Образные упражнения в движении (в ходьбе, беге, прыжках) использование в
разминке нарезки из разных пройденных танцев движения по показу из
пройденных элементов и движений
Партерная гимнастика.
упражнения для развития гибкости с усложнением: «книжка», «бабочка»,
«лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»; «рыбка»быстрый переход из
упражнения в упражнение с использованием музыкальной подборки быстрый
переход из упражнения в упражнение с использованием стихотворения «У
Лукоморья дуб зеленый»
Танцевальные движения.
повторение пройденных элементов и композиций и их усложнение упражнения с
атрибутами (мяч, султанчики, ленты на кольцах, плоские кольца, флажки и другие)
пройденные с последовательным чередованием и новые, более ложныеработа
корпусом - повороты и наклоны в сочетании с другими элементами (притопами,
различными танцевальными шагами, движениями руками)построение в два круга,
противоходы и другие перестроения в сочетании с танцевальными движениями и с
использованием атрибутов;танцевальные движения в парах с использованием
элементов, пройденных ранее, смена партнера в движении танец польки по кругу
со сменой партнера;
Сюжетно -образные танцы
Повторение изученных ранее танцев и добавление перестроений
Изучение новых танцев с использованием предметов «Мы маленькие звезды»,
«Барбарики», «Гномики», «Чико-Нико», «Бибика».
Музыкальные игры
Ранее изученные игры по желанию,
Игры «Дискотека», игра «Зеркало», «Догонялки с использованием танцевальных
движений»
Итоговое мероприятие
Примерный план организации занятия танцевального кружка.
Вводная часть:
 построение и приветствие детей
 проверка правильности осанки, живот подтянут, плечи развернуты, голова
прямо
Подготовительная часть занятия:
 разминка в движении: ходьба, бег, прыжки
 танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).
Основная часть занятия:
 партерная гимнастика
 разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение
пройденных.
 разучивание новых сюжетно -образных танцев и повторение пройденных.
Заключительная часть:
 музыкальная игра
 построение, поклон
Все части занятий выполняются с использованием музыки и песен
10

Логоритмика.
Движения выполняются под стихи. Логоритмика используется в
подготовительной части занятия, в партерной гимнастике, в разучивании
танцевальных элементов, в образных танцах и в
Музыкальная разминка.
Движения выполняются под музыку. Используются различные виды ходьбы,
бега и прыжки. Как правило разминка выполняется по кругу с продвижением
вперед. В этой части упражнения даются с применением образов – например,
«идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».
Ритмическая гимнастика.
Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с
различными предметами и без них.
Партерная гимнастика.
Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые
выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть
своим телом, а его движения были более точные и пластичные. Многие
упражнения имеют свои названия и выполняются с использованием логоритмики.
Танцевальные движения.
Данный раздел направлен на формирование танцевальных движений у детей,
что способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению
двигательного опыта разнообразными видами движений. В этот раздел входят
танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки,
построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.
Сюжетно - образные танцы.
Сюжетно - образные танцы являются основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и
правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и
особенностями музыки - характеру, ритму и темпу. Сюжетно - образные танцы
направлены на развитие выразительности движений, чувства ритма,
артистичности, развитие двигательной памяти в соответствии с музыкой и текстом
песен. Использование сюжетно - образных танцев в работе с детьми способствует
развитию умения воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение,
характер и понимать ее содержание. Развивается музыкальная память, внимание,
координация движений, пластичность, ориентация в пространстве. В этом разделе
используются как правило изученные танцевальные движения
Музыкальные игры. Все дети любят играть, поэтому в программе
используются музыкальные игры различного характера, а именно: сюжетно 11

ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания
доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания
ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма,
ориентации в пространстве.
СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Для реализации программы необходима наиболее продуктивная в настоящее
время личностно - ориентированная модель музыкально - педагогического
процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому
ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые
на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта
каждого ребенка.
Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным
формам организации музыкальной деятельности детей. Так, например, для того
чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию, часто возникают занимательные
для детей игровые ситуации, в процессе разрешения которых формируется
мотивация к занятию. Далее на протяжении всего занятия взрослые постоянно в
своей музыкально - педагогической деятельности поддерживают интерес детей к
занятию.
Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на
положительном эмоциональном фоне и дети не «заучивали движения», а
увлеченно занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это необходимо
для успешного развития личности каждого ребенка.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным
усложнением материала. На следующий год обучения пройденный материал
подается на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом
возрастных особенностей детей.
В подходе к каждой конкретной группе детей проявляется определенная
гибкость, учитывается при этом состав группы, физические данные и возможности
детей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Взаимодействие с семьями воспитанниками строится на основе
сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным
представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и
психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей.
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями
воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия.
Основные цели и задачи:
- изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации кружковой деятельности в детском саду;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей
и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.
Основные формы работы с родителями:
- беседа;
12

- анкетирование;
- родительские собрания;
- информационное пространство (уголок для родителей;
- фото и видеозапись непосредственно образовательной деятельности;
- открытые занятия.
Предметы, используемые для реализации программы.
На занятиях по ритмике и танцу используются различные предметы: платочки,
бубны, ленточки на кольцах, ленточки на палочках, обручи, плоские кольца,
флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи, колокольчики,
шляпки, гимнастические коврики. Для открытых мероприятий
используются
также костюмы и дополнительные атрибуты, для яркости представления.
Технические средства
Аудио материал, фото и видеосъемка
Атрибуты к музыкально - ритмическим движениям
№ п/п

Количество

1

Наименование
оборудования
Бабочки

2 шт.

Музыкальный зал

2

Ромашки на запястье

16 шт.

Музыкальный зал

3

Колечки для снежинок

10 шт.

Музыкальный зал

4

Снежинки

10 шт.

Музыкальный зал

5

Мишура для снежинок

10 шт.

Музыкальный зал

6

Звезды на палочках

26 шт.

Музыкальный зал

7

Зонтики

8

Ленты на палочке

48 шт.

Музыкальный зал

9

Шпаги или трости

10 шт.

Музыкальный зал

10

Клубочки

20 шт.

Музыкальный зал

11

Осенние листья

52 шт.

Музыкальный зал

12

Платочки

40 шт.

Музыкальный зал

13

Султанчики

55 шт.

Музыкальный зал

14

Цветы весенние

42 шт.

Музыкальный зал

15

Бусы для танца

16 шт.

Музыкальный зал

16

Корзинки

6 шт.

Музыкальный зал

10

Место

Музыкальный зал

Атрибуты для игр
1

Ведерки большие

2 шт.

Музыкальный зал

2

Ведерки средние

2 шт.

Музыкальный зал

3

Ведерки маленькие

4 шт.

Музыкальный зал

13

4

Мороженое

6 шт.

Музыкальный зал

5

Флаги Россия

6шт,

Музыкальный зал

6

1 шт.

Музыкальный зал

7

Игра – разрезные
картинки «Музыкальные
инструменты»
Корзинка с цветами

1 шт.

Музыкальный зал

8

Снежки

35 шт.

Музыкальный зал

9

Овощи - фрукты

2 набора

Музыкальный зал

10

Орешки / шишки

60шт

Музыкальный зал

11

Колечки

25 шт.

Музыкальный зал

12

Цветы

19 шт.

Музыкальный зал

13

Флажки

46 шт.

Музыкальный зал

Тематический план педагога по танцевальной ритмике на 2018-2019 учебный год.
Месяц
Октябрь.

Наименование разделов, блоков, тем
Занятие №1.
1.Музыкально - ритмическое упражнение «Капельки» (книга №1, стр.7)
2. Танец с листочками и дождиком (книга №2, стр.33)
Танец «Игра с ложками» . (книга №4, стр.19)
Занятие №2.
Упражнение «Колобок»(книга №8, стр7)
Танец «Кикимора» (кассета №4, «День рождения»)
Игра «Делай как я!»
Занятие №3.
Упражнение для рук (книга №4, стр. 7)
Хоровод «Сударушка» с платочками.
Игра «Ударь в бубен»

Ноябрь.

Занятие №4.
Упражнение на выворачивание круга (книга №3, стр.35)
Танец с балалайками.
Игра «Буги-вуги» (книга №4, стр. 10)
Занятие №1.
«Веселый тренаж» (книга №4, стр.9)
«Чешский галоп « (книга №5, стр.16)
Танец фонариков. (книга №5, стр. 17)
Занятие №2.
«Веселый тренаж»- песня «Бабка Ежка» (книга №5, стр.8)
Танец «Коза и семеро козлят» (книга №5, стр. 21)
Игра «Если нравится тебе..» (книга №2, стр.45)
Занятие №3.
1.Музыкально - ритмическое упражнение «Танцуйте сидя» (книга №2, стр.7)
Хоровод вокруг елки –песня «Российский Дед Мороз» (книга 5, стр.20)
«Валенки» – игра с Дедом Морозом.

14

Декабрь.

Занятие №4.
«Веселый тренаж» (книга №4, стр.9)
Хоровод вокруг елки –песня «Российский Дед Мороз» (книга 5, стр.20)
«У тебя Дед Мороз» – танец - игра с Дедом Морозом.
Занятие №1.
Спортивный тренаж (кассета №3).
«Конькобежцы» – парный танец (книга №1, стр.29)
Игра в снежки (книга №1, стр.30)
Занятие №2.
Веселый танец (книга №3, стр. 12)
Танец (вход) ( кассета мюзикла «Нотр Дамм де Пари»)
Танец «Кто же это?»
Игра «Как у Дедушки Мороза»
Занятие №3.
Галоп вокруг елки (книга 31, стр. 31)
Танец «Снежинки» (книга №1, стр.27)
Танец – игра «Новогодний оркестр» (книга №1, стр.30)
Игра с Дедом Морозом (книга №5, стр.19)

Январь.

Занятие №4.
Галоп вокруг елки (книга 31, стр. 31)
Танец«Снежинки» (книга №1, стр.27)
Танец – игра «Новогодний оркестр» (книга №1, стр.30)
Игра с Дедом Морозом (книга №5, стр.19)
Занятие №1.
Повторение всех танцев и игр за период с сентября по декабрь.
Занятие №2.
Музыкально-ритмическая разминка «Канарейка» (книга №2, стр.12)
Танец со свечами ( см. «Музыкальная палитра»)
Игра в снежки (книга №1, стр.3)
Занятие №3.
Марш Г.Гладкова.
Танец моряков (книга №4, стр.39)
Танец с куклами (книга №4, стр.28)

Февраль.

Занятие №4.
Упражнение «Марш суворовцев»
Танец «Сигнальщики» (книга №4, стр. 15)
Игра «Капитан и матросы». (книга №5, стр.30)
Занятие №1.
Марш-парад (книга №4, стр.6)
Парад оркестров (книга №5, стр.29)
Игра «Капитан и матросы» (книга №5, стр. 30)
Занятие №2.
Упражнения с флажками (книга Спортивные олимп. танцы №2, стр.7)
Танец «Московская кадриль» (книга №4, стр.32)
Игра «Козлята и волк» (Колокольчик №12, стр. 12)
Занятие №3.
Упражнения с шариками (книга №4, стр.8)
Танец «Кадриль» (книга №2, стр.18)
Танец «Мамино сердце»

15

Март.

Занятие №4.
Музыкально-ритмическое упражнение «Стирка» (книга №1, стр.6)
Танец «Кадриль» (книга №2, стр.18)
Танец «Мамино сердце»
Игра «Оркестр»
Занятие №1.
Музыкально-ритмическое упражнение «Руки вверх!» (книга №2, стр.8)
Танец с цветами (книга №2, стр. 34)
Игра «Колечко» (Колокольчик №12, стр. 16)
Занятие №2.
Ритмическое упражнение «Роке-н-рол» (книга №2, сир.10)
Танец с гирляндами (книга №4, стр.16)
Игра «Дразнилка» (Колокольчик №12, стр.16)
Занятие №3.
Ритмическое упражнение «Роке-н-рол» (книга №2, сир.10)
Веселая полька (книга №1, стр.17)
Игра «Колечко» (Колокольчик №12, стр. 16)

Апрель.

Занятие №4.
«Весенняя разминка» (кассета «Все мы дружим с песенкой»).
Веселая полька (книга №1, стр.17)
Игра «Звездочет» (Колокольчик №12, стр.17)
Занятие №1.
Ритмическое упражнение «Раз, два, три» (книга №2,стр.11)
«Журавлинный клин»
Полька «Анна» (книга №1, стр.42)
Занятие №2.
Упражнение «Ритмический танец» (книга №2, стр.9)
Танец «Барабанщицы»
Танец гусаров и кукол. (книга №3, стр.22)
Занятие №3.
Ритмическое упражнение «Раз, два, три» (книга №2,стр.11)
Танец гусаров и кукол. (книга №3, стр.22)

Май.

Занятие №4.
«Праздничное шествие» (книга №4, сир.42)
Танец «Майский вальс» - «Синий платочек» (книга №4, стр.40)
Занятие №1.
Упражнение «Веселая разминка» (книга №5, стр.7)
«Танго» (книга №4, стр.38)
Игра по желанию детей.
Занятие №2.
Упражнение «Веселая разминка» (книга №5, стр.7)
Танец «В краю магнолий» (книга №4, стр.38)
Игра по желанию детей.
Занятие №3.
«Чардаш» венгерский танец (книга №1, стр.20)
Танец «Буратино» (книга №3, стр.24)
Игра по желанию детей.
Занятие №4.
Игровое занятие, отчетный концерт.
Итого: 32часа

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Мониторинг танцевально - ритмической деятельности
Исследование развития детей в танцевально - ритмической деятельности
проводится в начале и в конце каждого учебного года.
Беседа с детьми проводится с целью выявить степень заинтересованности детей
танцевально - ритмической деятельностью.
Вопросы:
1. Любишь ли ты слушать музыку?
2. Есть ли у тебя дома магнитофонные записи с детскими песнями,
музыкальными сказками?
3. Любишь ли ты петь, танцевать? (Что ты любишь больше?)
4. Какая самая любимая твоя песня? Танец?
5. Поете ли вы вместе с мамой, папой?
6. Танцуете ли вы с мамой, папой?
7. Когда ты был последний раз в театре, на представлении? Что смотрел?
8. Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка и танец?
Анкетирование родителей проводится с целью уточнить заинтересованность
ребенка к танцевально - ритмической деятельности и выявить отношение семьи
к этому роду деятельности.
Вопросы:
1. Любит ли ребенок слушать музыку? Какую музыку предпочитает?
2. Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше?
3. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?
4. Понимает ли он содержание песен?
5. Передает ли в движении характер музыки, ритм?
6. Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?
7. В чем это выражается?
8. Стремится ли ребенок поделиться своими
переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?

впечатлениями

и

9. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома
фонотека детской музыки?
10.Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком?
Обсуждаете ли их?

17

Ответы заносятся в таблицу, опираясь на ответы детей и родителей в виде
баллов, оценивающих степень заинтересованности ребенка в танцевальноритмической деятельности:
«1» - Низкий уровень. Поверхностный интерес к музыке, танцу, ритмике. Не
предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Суждения и
оценки по поводу музыкально - ритмической деятельности неглубокие,
несодержательные, необъективные и немотивированные. Не использует
движения под музыку в свободной деятельности.
«2» - Средний уровень. Интерес к музыкально - ритмической деятельности
достаточно устойчив, но характеризуется частым переключением внимания.
Предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы. Суждения и
оценки по поводу музыкально - ритмической деятельности не всегда
обоснованы. Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных движений
в свою деятельность.
«3» - Высокий уровень. Интерес к музыкально - ритмической деятельности
глубокий и стойкий. Ритмика, танец, музыкальные двигательные игры —
предпочитаемые виды деятельности. Суждения и оценки по поводу музыкально ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны.
Самостоятельная музыкально - ритмическая деятельность систематическая и
устойчивая.
Диагностика специальных двигательных умений ребенка в контексте
музыкально - ритмической деятельности осуществляется в соответствии с
уровнями.
Диагностические игровые и ритмические упражнения
Выявление качества музыкально - ритмических движений:
1. Выполнение элементов танца:
Средняя группа – исполнить небольшой группой притопы одной ногой, хлопки в
ладоши, кружение по одному.
Старшая группа – выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с
притопом, кружение парами).
Подготовительная группа – выполнить небольшой группой движения танца
(выразительно, ритмично) – шаг польки, кружение на месте на поскоках.
2. Создание музыкально - игрового образа:
Старшая группа – передать в движении образ кошки (“вся мохнатенька”).
Подготовительная группа – исполнить музыкально - игровой образ в развитии.
Игра “Кот и мыши” (действовать выразительно и согласованно с музыкой).
Выявление уровня ритмического слуха:
3-4 года – повторить ритм хлопками.
4–5 лет - прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых
длительностей и воспроизвести его на барабане (двухтактное построение).
5-6 лет – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых
длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение).
18

6-7 лет – послушать мелодию (четырёхтактное построение) и отхлопать
ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей.
Игровые диагностические задания
воспроизведения
детьми
старшей
музыкальных образов в движении

для выявления особенностей
и
подготовительной
группы

Вариант 1. Несюжетные этюды
Детям предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в
произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой
части, дети определяют, какие движения можно исполнить под эту музыку, и
самостоятельно выполняют их.
Пример: «Тема с вариациями», музыка Т. Ломовой (задание на различение
характера музыки и формы музыкального произведения). Двигательная основа
этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.
Вариант 2. Сюжетные этюды
Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда. Затем
исполняется музыка. Дети сами должны найти соответствующие движения,
помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Такие этюды могут
быть выполнены небольшой группой детей или индивидуально.
Пример: «Подружки», музыка Т. Ломовой. Сюжет: пошли подружки в поле
погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава
расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки
цветы собирать — красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые
колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки.
Надели венки на голову — собой любуются. Притопнули каблучком и заплясали.
Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой. Музыка представляет
собой 3-х частную форму, предполагающую действия: 1 часть — прогулка, сбор
цветов, плетение венков, 2 часть — веселый перепляс и 3 часть — ходьба.
В процессе анализа результатов особое внимание обращается на следующие
моменты:
1. интерес ребенка к заданию;
2.готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию;
3.понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде, 4.
адекватность его передачи в движении;
5.владение танцевальными умениями;
6. нестереотипность танцевальной импровизации.

19

Уровни развития танцевально - ритмических навыков.
«1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно
выполнить гимнастические и имитационные движения.
«2» - Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и
выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально двигательных образов.
«3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и
приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов,
игр и упражнений.

Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями
«1» - Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием,
«2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по
показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену
движений, движения соответствуют характеру музыки;

Уровень ритмического слуха
«1» - Низкий уровень – не верно воспроизводит ритмический рисунок.
«2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без
ошибок;
Уровень
качества
координированности

танцевально

-

ритмических

движений,

«1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не
соответствуют музыке
«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за
другими,
движения соответствуют характеру музыки;

20

«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт
это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или
придумывает свои; движения выразительны;

Уровень артистичности и творчества в танце
«1» - Низкий уровень – не справляется с заданием.
«2» - Средний уровень – использует стандартные ритмические рисунки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически
рисунки;

Уровень артистичности и творчества в танце
«1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций
при движении.
«2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но
недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
«3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки,
эмоциональное
выполнение
движений

21

Таблица мониторинга танцевально - ритмической деятельности
Группа №
ФИ ребенка

Степень
заинтересованности
ребенка в
танцевально ритмической
деятельности

Уровень
ритмического слуха

Уровень
артистичности и
творчества в танце

Соответствие
движений характеру
музыки с
контрастными
частями

Уровень развития
танцевально ритмических навыков

Уровень качества
танцевально ритмических
движений,
координации
движений

н.г.

н г.

н. г.

н. г.

н. г.

н. г.

к. г.

к. г.

к. г.

к. г.

к. г.

к .г.

Н.г. – начало года
К.г. – конец года
22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочкарёва Н.И. «Ритмика и хореография» - Кемерово, 2000
2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Санкт-Петербург 2012
3. Буренина А .И «Коммуникативные танцы – игры для детей» - СанктПетербург - 2004
4. Венгер, Н.Ю. «Путь к развитию творчества» - Н.Ю. Венгер.- М.: 2000
5.Зенн Л. В. «Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и
ритмических движений» // http://www.kindergenii.ru
6.Зимина, А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего возраста» - А.Н. Зимина. М.: Владос,2000
7.Зарецкая И.В. «Танцы для детей среднего дошкольного возраста»Москва 2018
8.Суворова Т.И «Танцевальная ритмика для детей» Учеб. пособие. –
СПб.: «Музыкальная палитра», 2012.
9. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.:
Владос, 2003
10.Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
11.Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка- Ростов на – Дону «Феникс» 2003г.
12.Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста.
Москва 2007г.
13.Ушакова

Е.Е

Основные

положения

методики

творческих

игр

http://www.openclass.ru

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».