ПРОГРАММА ТИКО-мастер

1

1. Основные характеристики.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность общеразвивающей программы – техническая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО мастер» разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020г. № 553 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196,

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573),

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,

Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»,

Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»,

Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»,

Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»,

Уставом МБДОУ ПГО «Детский сад № 51» от 17 июля 2019 года.
2


Положением
«О
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Полевского городского округа «Детский сад
№51».
Актуальность программы: в соответствии с ФГОС ДО одним из
целевых ориентиров дошкольного образования является проявление детьми
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др. В процессе конструирования развиваются психические процессы
(восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской
деятельности предоставляет широкие возможности для организации и
проведения развивающей работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте
конструирование
способствует
становлению
предпосылок
учебной
деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на
правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки,
получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических
процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать
конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития
ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.
ТИКО - трансформируемый игровой конструктор, представляющий
собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно
соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для
освоения универсальных логических действий и развития навыков
моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.
Новизна программы заключается в том, что исследовательская
техническая направленность обучения, которое базируется на современных
образовательных технологиях, что способствует развитию информационной
культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Система
практических заданий и занимательных упражнений из программы позволяет
педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у
дошкольников пространственные, зрительные и математические представления
через игровой формат занятий.
Отличительные особенности программы:
Дополнительная образовательная программа «ТИКО-мастер» -это первая
ступенька для освоения универсальных логических действий и развития
навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения
ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение
активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в
динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических
понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной
деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического
моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у
дошкольников пространственные и зрительные представления, а также
3

поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и
сформировать универсальные логические действия.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий,
осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с
другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
При этом дети через развивающие практические занятия учатся преодолевать
трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее
действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Начальное техническое моделирование и конструирование имеет большое
значение в обучении детей, так как расширяет знания учащихся об
окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику. В
процессе начального технического моделирования дети создают различные по
сложности конструкции, развивая тем самым свои технические способности.
Принципы и подходы по реализации Программы:
личностно-ориентированный
подход,
который
предусматривает
организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности
ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации
личностно-ориентированного подхода - создание условий для развития
личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов,
склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной
и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный
подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и
учет его индивидуальных особенностей и способностей.
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов,
приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом
индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей
воспитанников;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной
деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой,
взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная,
познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие);
формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями
ребенка при включении в образовательную деятельность;
- компетентностный подход, в котором основным результатом
образовательной деятельности становится формирование готовности
воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.
- проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной
программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры
как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам
деятельности, организация которых будет способствовать достижению
соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых
ориентиров развития.
- культурологический подход, В культурологической парадигме возможно
рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в культурное
4

развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка.
Использование феномена культурных практик в содержании образования в
рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью:
расширить социальные и практические компоненты содержания образования.
Культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности
воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный
процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и
национальной культуры.
В группе обучаются дети с разными образовательными потребностями,
разным уровнем учебной мотивации. Поэтому программа носит
дифференцированный характер. В целях доступности учебного материала,
используется групповая, индивидуально - групповая работа. Для достижения
результата учебной задачи обучающиеся могут выполнять одно и тоже задание
в разном темпе, в соответствии со своими индивидуальными возможностями в
сопровождении педагога.
Программа носит практический характер (80% программы – практика, 20
% - теория). Теоретический материал осваивается на занятии в процессе
выполнения практических упражнений. Это способствует более органичному
усвоению знаний.
Программа разработана на основе образовательной программы
дополнительного образования «Тико-конструирование» под редакцией И.В.
Логиновой.
Адресат общеразвивающей программы. Программа адресована детям 4
- 6 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет: минимум - 8 человек, максимум –
10 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу, во второй
половине дня, вне основных режимных моментов.
Продолжительность одного академического часа – 30 минут, перерыв
между занятиями – 10 минут.
Объем освоения общеразвивающей программы - 32 часа
Стартовый уровень – 32 часа
Сроки освоения общеразвивающей программы – 8 месяцев (32
недели).
Уровень общеразвивающей программы стартовый. Программа носит
ознакомительный характер. Учебная деятельность организуется в форме
учебных занятий, игр и дает возможность обучающимся приобрести начальные
навыки. По окончании программы, обучающийся может выбирать: закончить
обучение и заняться другой деятельностью, или продолжить обучение на
базовом уровне.
Формы обучения: очная, групповая, фронтальная.
При необходимости может использоваться обучение с использованием
дистанционных форм обучения через социальную сеть ВК. Занятия проводятся
в группах и малыми группами.
Формы
проведения
итогов
реализации
общеразвивающей
5

программы: практические занятия: различные упражнения с конструктором, с
игровым материалом ТИКО; моделирование; наглядный (показ правил работы с
конструктором, демонстрация готовых работ, обучение с помощью
мультимедийной презентации; работа с технологическими картами); словесный
(беседы, разъяснения), открытое занятие, выставки.
Цель: развитие конструктивного мышления у детей дошкольного
возраста через применение технологии ТИКО-моделирования.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать представления о плоскостных и объѐмных
геометрических фигурах, телах и их свойствах;
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по
собственному замыслу;
- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение,
классификация и обобщение);
- формировать умения следовать устным инструкциям.
- формировать навыки пространственного, абстрактного и логического
мышления.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через
деятельностный подход;
- развивать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счет
яркости и многообразия получаемых цветовых решений);
- развивать
творческие способности
и
фантазии детей
(возможность создавать оригинальные конструкции).
Воспитательные
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности и моделированию;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей;
- воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к
выполняемой
работе, умение сотрудничать с другими людьми
(сверстниками и взрослым).
2.3 Содержание общеразвивающей программы.
Основные направления работы.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои
предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный
анализ их свойств.
6

Задачи:
- совершенствование навыков классификации;
- обучение анализу логических закономерностей и умению делатьправильные
умозаключения на основе проведенного анализа;
- развитие комбинаторных способностей;
- развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать
целое из частей;
- изучение и конструирование различных видов многоугольников;
- знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
- овладение навыками пространственного ориентирования;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта;
- обучение различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку
необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на
плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии,
рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять
особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать
менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и
охватывают
основной
спектр
человеческой
деятельности:
сказки,
градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ
их свойств.
Задачи:
- формирование целостного восприятия предмета;
- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и конструирование различных видов многогранников;
- исследование «объема» многогранников;
- развитие конструктивного воображения при создании постройки по
собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Учебный (тематический) план
Стартовый уровень
№

Название темы

1

Плоскостное
моделирование
Исследование форм и
свойств
многоугольников
Сравнение и классификация
Выявление закономерностей
Комбинаторика

1.1

1.2
1.3
1.4

Всего часов Теоретические Практические
занятия
занятия
22

8

14

2

1

1

4
2
3

1
2
1

2
4
4

7

Формы
аттестации
/контроля
Наблюдение,
анализ работ,
выставки

Пространственное
ориентирование
Целое и части
Объемное моделирование
Объемные геометрические
фигуры
Исследование и
конструирование предметов,
имеющих форму призмы
Исследование и
конструирование предметов
пирамидальной формы
Тематическое
конструирование
Итого

1.5
1.6
2
2.1
2.2

2.3

2.4

6

1

1

3
10
2

2
4
1

3
6
1

2

1

1

2

1

1

4

1

3

24

10

14

Наблюдение,
анализ работ,
выставки

Содержание учебного (тематического) плана
Стартовый уровень
Кол-во
часов

Тема

Программное содержание

ТИКОподелки

октябрь
1

1

1

1

1.Изучение деталей конструктора
Сборные
Плоскостные
геометрические фигуры 2.учить соединять детали конструктора геометрические
фигуры
1.Учить:
Простые поделки:
Плоскостные
- внимательно рассматривать схему и дом, лесенка и др.
геометрические
узнавать фигуру;
фигуры. Работа с
контурными схемами. - делить схему на составные части;
- раскрашивать схему в соответствии с
собранной конструкцией.
2.учить соединять детали конструктора.
1.Учить рисовать детали, из которых Транспорт
Плоскостные
собрана конструкция;
геометрические
2. Учить соединять различные ТИКОфигуры. Работа с
контурными схемами фигуры в единую композицию,
объединенную тематически.
Развиваем
умения
собирать
по Простые поделки по
Плоскостные
контурной схеме конструкцию:
выбору детей
геометрические
(1 уровень - детали для конструирования
фигуры. Работа с
контурными схемами педагог заранее готовит и раскладывает
по контейнерам, в каждом контейнере
находится столько деталей, сколько
необходимо для сборки конструкции)
ноябрь
Плоскостные
геометрические

Развиваем умения собирать
контурной схеме конструкцию.
8

по Простые поделки по
выбору детей

1

1

1

1

1

1

2

(2 уровень – педагог раскладывает на
столы
набор
конструктора
(«Фантазер», «Геометрия» и т.п.), дети
самостоятельно
находят
детали,
необходимые для сборки конструкции)
1.Развиваем умения собирать по Простые поделки по
Плоскостные
контурной схеме конструкцию (3 выбору детей
геометрические
уровень – дети не находят в коробке (в
фигуры. Работа с
необходимой
детали,
контурными схемами. контейнере)
педагог предлагает сконструировать ее
из других деталей)
2.Закреплять умение: раскрашивать
схему в соответствии с собранной
конструкцией
(цвет
деталей
конструкции должен совпадать с
цветом деталей на схеме); находить и
раскрашивать
отдельные
детали
конструкции;
дорисовывать
недостающую деталь конструкции
(логические задания)
1.Закреплять умения собирать по
Животные
Плоскостные
контурной схеме конструкцию.
геометрические
2.Продолжать учить соединять и
фигуры. Работа с
контурными схемами. разъединять детали конструктора
1.Учить самостоятельно рисовать схему Поделки по
Плоскостные
будущей конструкции.
нарисованным
геометрические
2.Продолжать учить соединять и
схемам
фигуры. Работа с
контурными схемами. разъединять детали конструктора
декабрь
фигуры. Работа с
контурными схемами

Объемные
геометрические
фигуры
Объемные
геометрические
фигуры
Елка, новогодние
игрушки

Объемное конструирование
Пирамида
1. Учить конструировать
четырехугольную, пятиугольную
пирамиды.
2. Закреплять умение соединять
ТИКО-фигуры
Объемное конструирование
Куб
1. Учить конструировать куб
2.Закреплять умение соединять
ТИКО-фигуры
Объемное конструирование
Елка, шар 1. Учить конструировать
новогодняя
треугольную пирамиду, шар.
игрушка
2.Закреплять умение соединять ТИКОфигуры
вопределенном
направлении.
январь

9

вопредел

вопредел

2

Зима. Зимние
забавы.

1

Кормушка для птиц

2

Транспорт

2

Военная техника

1

Цветы

1

Цветы, корзина

2

Конструирование
сказки «Курочка
Ряба»

1.Пространственное
ориентирование Снежинка (3вида),
(соединение деталей в заданной снеговик
или
последовательности вверх, вниз, справа, конструирование
посо
слева)
- Диктант для ТИКО конструирования
«Звездочка»
2. Учить делать выбор ТИКО- фигуры и
конструировать по схеме, образцу, по
собственному замыслу.
3. Осваивать 1 способ сборки объемных
конструкций.
1.Пространственное
ориентирование Кормушка для птиц
(соединение деталей в заданной (3вида)
по
последовательности вверх, вниз, справа, выбору ребенка
слева)
- Диктант для ТИКОконструирования «Птенец»
2.Осваивать 1 способ сборки объемных
конструкций.
февраль
1. Учить делать выбор ТИКО- фигуры Машина, трактор – 4ви
иконструировать по образцу.
2. Продолжать осваивать 1 способ
сборки объемных конструкций.
Объемное конструирование
Танк,
ракетная
1. Учить делать выбор ТИКО- фигуры установка,
и конструировать по образцу.
пистолет,
2.Осваивать 2 способ сборки объемных подводная лодка
конструкций.
март
Плоскостное конструирование
Ромашка, роза – 4
1. Учить делать выбор ТИКО- фигуры вида
и конструировать по образцу.
2.Соединение
ТИКО
фигур
вопределенном направлении
3. Продолжать осваивать 1-2
способсборки объемных
конструкций.
Объемное конструирование
Корзинка с цветами
1. Учить делать выбор ТИКО- фигуры
и конструировать по образцу.
2.
Соединение
ТИКО
фигур
вопределенном направлении
3.Продолжать осваивать 1-2
способсборки объемных конструкций.
Объемное конструирование
Бабушка, дедушка,
1. Учить делать выбор ТИКО- фигуры и курочка, гнездо
конструировать по образцу или по
собственному замыслу
2. Продолжать осваивать 1-2 способ
сборки объемных конструкций
апрель

10

2

Космос

2

Дом

3

Насекомые

2

Свободная тема

Плоскостное конструирование
1. Учить делать выбор ТИКОфигуры иконструировать по образцу и
по схеме
2. Продолжать осваивать 1-2
способ сборки объемных
конструкций.
Объемное конструирование
1. Учить делать выбор ТИКОфигуры и конструировать по образцу
и по схеме
2. Продолжать осваивать 1-2 способ
сборки объемных конструкций.
3. Пространственное
ориентирование (соединение деталей в
заданной последовательности вверх,
вниз, справа,слева)
- Диктант для ТИКОконструирования «Дом с трубой»
4.Развивать игровое общение друг
с другом с помощью ТИКО - фигур.
май
Объемное конструирование
1. Учить делать выбор ТИКОфигуры и конструировать по образцу
и по схеме
2.
Пространственное
ориентирование (соединение деталей в
заданной последовательности вверх,
вниз, справа,слева)
- Диктант для ТИКОконструирования «Фиалка»
Объемное конструирование
1. Конструирование по
собственному замыслу.
Мониторинг.

Ракета, звезды,
летающие тарелки

Лесенка, дома (3
вида),
конструирование

Божья
бабочка,
бабочки,
мотылек

коровка,
кокон
паук,

Конструирование на
свободную тему по
замыслу детей

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы «ТИКО-МАСТЕР»
К концу учебного года дети должны знать:
•
различные виды призм и пирамид;
По окончании дети должны уметь:
•
называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
•
сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
•
конструировать различные виды многоугольников;
•
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
•
конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по
собственному замыслу.
11

пособс

3. Организационно – педагогические условия

3.1. Календарный учебный график
Содержание
Количество групп,
занимающихся в
кружке
Продолжительность
учебного года
Недельная
дополнительная
нагрузка (занятий)
Длительность
одного занятия
(мин)
Регламентирование
дополнительной
образовательной
деятельности,
половина дня
Каникулы
Выходные дни

«ТИКО-МАСТЕР»
1
с 1октября 2022 года по 31 мая 2023 года
1

25 - 30
Среда/четверг
вторая половина дня
01.01.- 08.01. 23г.; 01.06 – 31.08.23 г.
1-8 января, 23-24 февраля, 8 марта, 1 мая, 8-9 мая

3.2. Условия реализации программы
Средства обучения
Наименование оборудования
1. Набор ТИКО-конструкторов
 Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
 Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
 Диктанты для конструирования.
 Логические задания на замещение фигур.
 Логические игры и задания.
 Правила составления логического квадрата.
 Комбинаторные задания.
 Игры с кругами Эйлера.
 Конструирование по заданным условиям.
 Дидактическая сказка «Геометрический лес».
2. Цветные карандаши

Количество
10 шт.
10 шт

10 шт.

Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения
1. Ноутбук
2. Мультимедийное оборудование

Количество
1
1

12

Кадровое обеспечение: педагог, имеющий высшее профессиональное
образование, прошедший профессиональную переподготовку по должности
«педагог дополнительного образования».
Оценка результативности программы.
Мониторинг уровней сформированности знаний, умений, навыков по
конструированию у воспитанников осуществляется поэтапно и состоит из 2
этапов: начальный – начало года и итоговый – конец года.
 Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде
педагогического наблюдения.
 Выставки детских работ, организуемые в группах после проведенных занятий.
 Участие в конкурсах.

13

Показатели определения уровня овладения детьми конструктором «ТИКО» для
плоскостного и объемного моделирования.

Отношение к
конструктивной
деятельности

Интерес
к
конструктивной
деятельности неустойчив, слабо
выражен.

Целеполагание

В большинстве случаях ребенок
проявляет
интерес
к
конструктивной деятельности

Ребенок проявляет инициативу и
творчество
при
работе
с
конструктором

Самостоятельно
видит
образ.
Активно высказывает предложения.

Планирование

Низкий

Самостоятельно
планирует
предстоящую
деятельность.
Осознанно выбирает детали для
самостоятельной деятельности.

Принимает активное участие при
планировании
деятельности
совместно со взрослым.

Стремление к самостоятельности
не выражает. Допускает ошибки
при подборе деталей.

Реализация

Средний

Действует планомерно. Помнит о
цели работы на протяжении всей
деятельности.

В большинстве случаях ребенок
помнит о цели работы на
протяжении всей деятельности.
Доводит дело до конца при
небольшой помощи взрослого.

Тяготеет
к
однообразным,
примитивным
конструкциям.
Ошибается в подборе деталей.

Рефлексия

Высокий

Формулирует в речи, достигнут или
нет результат, замечает неполное
соответствие полученного результата
гипотезе.

В
большинстве
случаях
формулирует в речи, достигнут или
нет результат, иногда не замечает
неполное соответствие результата
гипотезе.

Затрудняется сделать вывод,
достигнут или нет результат,
часто не замечает не соответствие
полученного результата гипотезе.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Видит
образ
иногда
самостоятельно,
иногда
с
небольшой подсказкой взрослого.
Ребенок высказывает предложения
самостоятельно или с небольшой
помощью других (сверстников,
взрослого).

Не всегда понимает задачу.
Малоактивен в выражении идей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных
математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2020.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство
«АЙРИС-пресс», 2019.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей.
- СПб.: Речь, 2021.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айриспресс, 2020.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2022.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать
геометрические фигуры. - М.: Дрофа, 2021.
14

7. Ресурсы ИНТЕРНЕТ:
http://www.tico-rantis.ru/games and activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО:
программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для
конструирования и т.д.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. –
Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2020.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать
геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2018.
3. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
интернет-ресурсы
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО:
программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для
конструирования и т.д.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
интернет-ресурсы
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО:
программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для
конструирования и т.д.)
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать
геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2018.

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схемы плоскостных фигур

«Домашние животные»
(корова, утка, петушок, цыплѐнок, лошадь, баран, овечка, кот, собака)

16

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Контурные схемы ТИКО-поделок

18

Конструирование квадрата



Сконструируйте квадрат из
прямоугольников.



Сконструируйте
квадрат
из
прямоугольника и двух маленьких
квадратов.



Сконструируйте квадрат из восьми
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте квадрат из четырех
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте квадрат из двух
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте
квадрат из 16
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте квадрат из четырех
маленьких квадратов.



Сконструируйте квадрат из двух
прямоугольников
и
восьми
прямоугольных треугольников.

двух

19

Приложение 3
Диктанты для ТИКО-конструирования
1.

2.

3.

4.

Флаг России
Детали: квадрат маленький белого цвета - 1,
треугольник прямоугольный красного цвета – 2,
треугольник прямоугольный синего цвета - 2.
Задание:
1. Соедините два красных треугольника так,
чтобы получился квадрат.
2. Сконструируйте квадрат из синих
треугольников.
3. Сколько у вас теперь квадратов? Расположите
квадраты один за другим так, чтобы сначала был
белый, потом синий, потом красный цвет.
Кот Пушок
Детали: пятиугольник – 1, треугольник
остроугольный – 1, квадрат маленький – 3,
треугольник маленький равносторонний – 4.
Задание:
1. Соедините три квадрата один за другим.
Расположите фигуру горизонтально.
2. К первому квадрату сверху прикрепите
пятиугольник, снизу равносторонний
треугольник.
3. К пятиугольнику сверху прикрепите два
равносторонних треугольника.
4. К третьему треугольнику снизу прикрепите
равносторонний треугольник, справа остроугольный треугольник.
Кот Шалун
Детали: прямоугольник - 1, шестиугольник - 1,
квадрат маленький - 2, треугольник
равносторонний маленький - 3.
Задание:
1. Расположите прямоугольник горизонтально.
2. К нижней стороне прямоугольника
прикрепите два квадрата. Не скрепляйте
квадраты между собой.
3. Слева к прямоугольнику прикрепите
шестиугольник.
4. Сверху к шестиугольнику прикрепите два
равносторонних треугольника.
5. Справа к прямоугольнику прикрепите
равносторонний треугольник.
Медведь
Детали: квадрат большой - 1, шестиугольник - 1,
треугольник равносторонний маленький - 2,
квадрат маленький - 4.
Задание:
1. К большому квадрату сверху по центру
прикрепите шестиугольник.
2. К шестиугольнику сверху слева и справа
20

прикрепите по одному треугольнику.
3. К квадрату слева и справа прикрепите по
одному маленькому квадрату.
4. К нижней стороне большого квадрата
прикрепите два маленьких квадрата – не
скрепляйте их между собой.

5.

6.

7.

8.

Олень
Детали: квадрат маленький – 1, прямоугольник –
1, треугольник остроугольный – 2, ромб – 4,
треугольник равносторонний маленький – 5.
Задание:
1. Соедините короткими сторонами квадрат и
прямоугольник. Расположите фигуру
горизонтально.
2. К прямоугольнику снизу с краю прикрепите
остроугольный треугольник.
3. К квадрату снизу прикрепите остроугольный
треугольник, а сверху – равносторонний
треугольник.
4. К равностороннему треугольнику слева и
справа прикрепите еще по одному треугольнику.
5. К этим двум треугольникам сверху
прикрепите по одному параллелограмму.
Параллелограммы сконструируйте из двух
ромбов.
6. К верхней части параллелограммов сбоку
прикрепите по одному треугольнику.
Черепаха
Детали: шестиугольник - 1, квадрат маленький 1, треугольник равносторонний маленький - 4.
Задание:
1. К шестиугольнику сверху прикрепите
квадрат.
2. Справа и слева к шестиугольнику прикрепите
по два треугольника.
Морская звезда
Детали: пятиугольник – 1, треугольник
острокгольный - 5.
Задание:
1. К каждой стороне пятиугольника прикрепите
по треугольнику.

Птица большая
Детали: прямоугольник – 4, треугольник
остроугольный – 1, треугольник равносторонний
маленький - 1.
Задание:
1. Соедините два прямоугольника короткими
21

сторонами. Расположите фигуру горизонтально.
2. К полученной фигуре слева прикрепите
остроугольный треугольник.
3. К фигуре сверху и снизу по центру короткими
сторонами прикрепите еще по одному
прямоугольнику.
4. К фигуре справа прикрепите равносторонний
треугольник.
9.

10.

11.

Цветок
Детали: шестиугольник – 1, треугольник
остроугольный – 1, ромб – 2, треугольник
равносторонний маленький – 5.
Задание:
1. К шестиугольнику снизу прикрепите
остроугольный треугольник.
2. К треугольнику слева и справа прикрепите по
одному ромбу.
3. К каждой стороне шестиугольника
прикрепите по равностороннему треугольнику.
Снеговик
Детали: шестиугольник - 3, квадрат маленький 1, треугольник равносторонний маленький – 2,
треугольник прямоугольный - 2.
Задание:
1. Расположите шестиугольники один над
другим и соедините.
2. К верхнему шестиугольнику сверху
прикрепите квадрат. Ко второму
шестиугольнику сверху справа и слева
прикрепите по одному равностороннему
треугольнику.
3. К нижнему шестиугольнику снизу слева и
справа короткими сторонами прикрепите два
прямоугольных треугольника.
Пистолет
Детали: прямоугольник – 3, квадрат маленький –
3, квадрат маленький с круглым отверстием – 1,
треугольник прямоугольный - 1.
Задание:
1. К прямоугольнику справа прикрепите квадрат.
2. К квадрату снизу прикрепите квадрат с
круглым отверстием.
3. К квадрату, который без отверстия, справа
прикрепите квадрат.
4. К этому квадрату снизу короткой стороной
прикрепите прямоугольник, а справа прикрепите
квадрат.
5. К этому же квадрату сверху короткой
стороной прикрепите прямоугольный
треугольник.

22

12.

13.

14.

Подводная лодка
Детали: прямоугольник – 2, квадрат маленький –
2, треугольник прямоугольный – 1.
Задание:
1. Соедините два прямоугольника короткими
сторонами.
2. Ко прямоугольнику, который располагается
справа, сверху прикрепите квадрат.
3. К квадрату сверху прикрепите еще один
квадрат.
4. К верхнему квадрату справа короткой
стороной прикрепите прямоугольный
треугольник.
Ракета
Детали: квадрат маленький – 3, треугольник
равносторонний маленький – 1, треугольник
прямоугольный – 2.
Задание:
1. Соедини три квадрата друг за другом.
Расположи фигуру вертикально.
2. Сверху прикрепи равносторонний
треугольник.
3. К нижнему квадрату справа и слева
короткими сторонами прикрепите по одному
прямоугольному треугольнику.
Лунатик
Детали: квадрат большой – 1, треугольник
равносторонний с отверстием – 1, треугольник
прямоугольный – 2, треугольник остроугольный
– 2, квадрат маленький – 4.
Задание:
1. К большому квадрату снизу короткими
сторонами прикрепите два остроугольных
треугольника.
2. Сконструируйте из квадратов два
прямоугольника.
3. Прикрепите прямоугольники короткими
сторонами к большому квадрату слева и справа.
4. К большому квадрату сверху прикрепите
большой равносторонний треугольник с
отверстием.
5. К треугольнику справа и слева короткими
сторонами прикрепите прямоугольные
треугольники.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».