ДОП Музыкальная логоритмика

1. Основные характеристики.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа Музыкальная логоритмика» составлена на
основе «Конспектов логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» Картушиной М. Ю. Программа
относится к художественно-эстетической направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. № 553 «О внесении
изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573),
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
Методическими рекомендациями по проектированию общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»,
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»,
- Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
- Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»,
- Уставом МБДОУ ПГО «Детский сад № 51» от 17 июля 2019 года.
- Положением «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Полевского городского
округа «Детский сад №51».
Актуальность программы. Логоритмические занятия построены в форме сказок, игр и
создают доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и
взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в образовательном процессе,
поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание,
активизирует речь. В основе занятий лежит восприятие – воспроизведение структур ритма разной
модальности (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Ритмические структуры вводятся
последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму
чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном,

двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве. В каждое
занятие включены пальчиковые игры, артикуляционная и дыхательная ситуации и упражнения,
яркий, эмоционально окрашенный наглядный и словесный материал, чтобы побуждать ребенка
слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
Отличительные особенности программы. Ключевым моментом программы является
музыка (музыкальная ритмика), которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях:
дыхательная гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и музыка,
общая и мелкая моторика и музыка.
Новизна программы. Новые подходы к структурированию тематического плана и
содержания работы, расширение разнообразия базы используемых игр и упражнений в гармоничном
соединении традиционных средств развития ребенка с информационно-компьютерными
технологиями (использованием Интернет-ресурсов), которые позволяют оптимизировать
коррекционно-развивающий процесс, сделать его интересным детям, тем самым повысить его
результативность.
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы и
пособия: Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет (автор М. Ю. Картушина);
Коммуникативные игры для дошкольников (автор М. Ю. Картушина). «Умные пальчики» (авторы
И. Каплунова, И. Новоскольцева).
Программа «Шалтай-болтай» (музыкальная логоритмика) не дублирует ни один из предметов.
Она открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения дошкольников.
В группе обучаются дети с разными образовательными потребностями, разным уровнем
учебной мотивации. Поэтому программа носит дифференцированный характер.
Программа носит практический характер (80% программы – практика, 20% - теория).
Теоретический материал осваивается на занятии в процессе выполнения практических занятий. Это
способствует более органичному усвоению знаний.
Адресат программы: дети 5-6 лет;
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие (не имеющие медицинских
противопоказаний). Степень предварительной подготовки не требуется;
Количество детей в группе: от 8 до 10 человек;
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность академического часа 25 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут;
Объем программы: 32 академических часа;
Срок освоения: программа рассчитана на 1 год;
Уровень программы: содержание программы соответствует уровню доступному для детей
дошкольного возраста, исходя из потребностей и возможностей;
Форма обучения: очная;
Формы организации занятий: аудиторные, в пределах учебного кабинета;
Форма проведения занятий: учебное игровое занятие. В структуру занятий входит:
 упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
 артикуляционная гимнастика;
 дыхательная гимнастика;
 формирование фонематических процессов;
 чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 обогащение и активизация словарного запаса;
 музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в
пространстве;



упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и
ассоциативно-образного мышления;
 коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии,
эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного
самоощущения;
 упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы. Последовательность
ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- фронтальные фонетические занятия: работа педагога со всеми учащимися одновременно
(беседа, показ, объяснение и т.п.);
- групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых
группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким
образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые
или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель – профилактика отклонений в речевом развитии обучающихся с незначительными
нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом, движением
и музыкой.
Это определило следующие задачи:
Обучающие:
 коррекции произношения звуков и обучение навыкам звукового анализа;
 обогащение словарного запаса;
 обучение различным формам словоизменения и способам словообразования;
 развитие связной речи в процессе изучения лексических тем;
Развивающие:
 способствовать развитию правильного речевого дыхания;
 развивать переключаемость и координацию движений;
 развивать ритмическую выразительность;
 способствовать развитию мелкой моторики;
 укреплять речевые мышцы с помощью артикуляционной гимнастики;
 способствовать развитию слухового и зрительного восприятия и узнавания;
 способствовать развитию способности к запоминанию, способность к переключению
внимания;
Воспитательные:
 формировать общую культуру личности обучающихся, в том числе ценности здорового
образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств;
 формировать инициативность, самостоятельность и ответственность учащихся;
 формировать предпосылки учебной деятельности.

1.3. Содержание общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план

Солнышко и дождик (Вводное занятие)
Тучка
Под грибком
Осенние листья
Осень в лесу
Репка
Осенние подарки
До свиданья, птицы!
Холодно!
Зима в лесу
Дед Мороз спешит на елку
Украшаем елочку
Наступает Новый год
Новогодний праздник в лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка и котята
Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики солнце искали
Армейская карусель
Как цыплята солнце будили
Новая столовая
В гости к нам пришли матрешки
Весеннее солнышко
Прилетайте, птицы!
Весенний ручеек
Кораблик
Утренние лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровый пруд (Итоговое занятие)
Всего

Практика

Количество
часов

Теория

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Название раздела, темы

Всего

№ п/п

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
5

0,5
1
1
0,5
1
1
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
1
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
1
1
0,5
27

Формы контроля

Диагностика, наблюдение

Опрос,
наблюдение

Диагностика, наблюдение

Содержание учебного (тематического) плана.
1. «Солнышко и дождик» (Вводное занятие)
Теория: Правила поведения на занятиях. Развитие интереса к речевой деятельности.
Практика: Пальчиковая игра «Прогулка», Двигательное упражнение «Ноги и ножки», Игра
«Прогулка и дождик», Упражнение на развитие дыхания солнышку.
2. «Тучка»
Практика: Пальчиковая игра «Дружба», Ритмическая игра «Капли», Игра «Прогулка и дождик»,
Ритмическая игра «Прощание с дождем».
3. «Под грибком»
Практика: Ритмическая игра «Дождь частый и редкий», Русская народная игра «Пузырь»,
Динамическая пауза «По грибы», Самомассаж тела «Грибной дождик», Упражнение на развитие

чувства метра «Грибы большие и маленькие», Игра «Замри», Сказка В. Сутеева «Под грибком»,
Пальчиковая игра «Зайцы».
4. «Осенние листья»
Теория: Знакомство с названиями листьев. Какие листья опадают?
Практика: Упражнение «Лужа», Ритмическая игра «Падают листья», Двигательные упражнения
«Осенние листочки», Упражнение «Грибы большие и маленькие», Пальчиковая игра «Осенний
букет».
5. «Осень в лесу»
Практика: Двигательные упражнения «Мы ногами — топ-топ-топ», Динамическая пауза «Ветер»,
Шумовой оркестр, Упражнение на развитие чувства ритма «Прогулка», Танец-игра с листьями,
Пальчиковая игра «Осенний букет».
6. «Репка»
Практика: Пальчиковая игра «Дом и ворота», Русская народная закличка «Дождик», «Огородный
хоровод», Массаж пальцев «Этот пальчик», Ритмическая игра «Кто как идет», Ритмическая игра
«Жили мыши на квартире», Двигательное упражнение «Репка», Русская народная игра «Репка».
7. «Осенние подарки»
Практика: Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд», Пальчиковая игра «Паучок»,
Пальчиковая игра «Осенний букет», Двигательные упражнения «Мишки», Массаж «Грибной
дождик», Упражнение «Грибы большие и маленькие», Игра «Маленький ежик», Упражнение на
развитие динамического и ритмического слуха «Поезд».
8. «До свиданья, птицы!»
Теория: Какие птицы улетают на юг и почему?
Практика: Танец «Веселые сапожки», Физкультминутка «Клен», Упражнение на развитие дыхания
«Ветерок», Двигательные упражнения «Перелетные птицы», Игра «Птички», Пальчиковая игра
«Птички».
9. «Холодно!»
Практика: Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам», Ритмическое упражнение «Снежинки»,
Упражнение на развитие чувства ритма «Падают снежинки», Упражнение «Снег-снежок»,
Пальчиковая игра-массаж «Пальчик – мальчик».
10. «Зима в лесу»
Теория: Что происходит зимой в лесу? Как и какие животные зимуют в лесу?
Практика: Физкультминутка «Метель», «Зимняя игра», Ритмическое упражнение «Снежок»,
Ритмическая игра «Следы зверей», Упражнение на развитие дыхания «Волки», Игра «Догонялки»,
Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».
11. «Дед Мороз спешит на елку»
Практика: Упражнение на развитие дыхания «Вьюга», Физкультминутка «Дед Мороз», Ритмическое
упражнение «Снежинки», Игра «Снежинки и Дед Мороз», Закличка «Морозушка – Мороз», «Зимняя
игра».
12. «Украшаем елочку»
Теория: Как будем украшать елочку? Какие существуют украшения?
Практика: Физкультминутка «Наша елка», Аппликация «Бусы повесили», Дидактическая игра на
развитие динамического слуха «Колокольчики звенят», «Танец с фонариками». Пальчиковая игра
«Наряжаем елку», Закличка «Морозушка – Мороз».
13. «Наступает Новый год»
Практика: Пальчиковая игра «Наряжаем елку», Игра «Ритмическое эхо», Ритмическое упражнение
«Зажигаем огоньки», Танец кукол, Игра «Прятки», Игра «Колпачок».
14. «Новогодний праздник в лесу»
Практика: Пальчиковая игра «Наряжаем елку», Пьеса «На машине», Ритмическая игра «Следы»,
Стихотворение «Дед Мороз», Двигательные упражнения «Лесные гости», Игра «Заморожу»,
Закличка «Морозушка – Мороз».
15. «Рукавичка»
Практика: Потешка, Ритмическая игра «Зайка», Танец «Снежок», Игра «Зайцы и волк», Танец
мишек.
16. «Снеговик»
Практика: Потешка, Игра «Метелица», Массаж «Снеговик», Физкультминутка «Попляшите», Игра

на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки».
17. «Кошка и котята»
Практика: Пальчиковая игра «Расскажу про кошку», Дидактическая игра на развитие слуха «Кошка и
котенок», Массаж тела «Заболела кисонька», Ритмическая игра «Цапки», Игра «Киса и мыши».
18. «Котята и щенок»
Практика: Пальчиковая игра «Расскажу про кошку», Потешка, Игра «Киса и мыши»,Игра с собачкой,
Ритмическая игра «Котенок и щенок», Потешка «Кисонька-мурысонька».
19. «У бабушки в гостях»
Практика: Двигательные упражнения «В гости к бабушке», Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»,
Ритмическое упражнение «Ладушки-ладошки», Игра «Щенок Митрошка», Пальчиковая игра
«Расскажу про кошку», Ритмическая игра «Оркестр», Игра «Киса и мыши», Частушка «Хомячок».
20. «Как снеговики солнце искали»
Практика: Потешка, Массаж «Снеговик», Физкультминутка «Снежная баба», Ритмическая игра
«Шагают снеговики», Ритмическое упражнение «В лесу», Игра «Ритмическое эхо», Двигательное
упражнение, Игра «Зайка».
21. «Армейская карусель»
Теория: Рода войск, где служат?
Практика: Упражнение «Машины», Физкультминутка «Эй, лошадка», «Игра с лошадкой»,
Упражнение на развитие дыхания «Гудок», Пальчиковая игра «Капитан», Стихотворение «Самолет»,
Игра «Космонавты», Аппликация «Флажок».
22. «Как цыплята солнце будили»
Практика: Упражнение на развитие чувства ритма «Цыплята», Пальчиковый массаж «Сорока»
Двигательные упражнения «Зайчик», Ритмическая игра «Сапожки», Дидактическая игра на развитие
динамического слуха «Тихие и громкие звоночки», Закличка «Солнышки», Пальчиковая игра
«Мама».
23. «Новая столовая»
Практика: Ритмическая игра «Письмо на снегу», Музыкально-ритмическая игра «Строители» Танецигра «Вороны», Массаж пальцев «Воробьи», Игра «Ритмическое эхо», Самомассаж «Сорока», Игра
«Скворушки».
24. «В гости к нам пришли матрешки»
Теория: Кто такие матрешки? Как выглядят?
Практика: Игра «Бубен», Игра «Карусель», Игра «Матрешки и мышки», Танец «Мы – матрешечки»,
Частушка «Хомячек».
25. «Весеннее солнышко»
Практика: Упражнение «Солнышко», Игра на развитие мимических движений «Солнышко» Игра
«Солнышко», Двигательные упражнения «Солнечные зайчики», Ритмическая игра «Сосульки», Игра
«Щенок Митрошка», Пьеса «Ну-ка, веселее!», Игра «Скворушка», Пальчиковая игра «Большие и
маленькие»
26. «Прилетайте, птицы!»
Теория: Каких птиц мы встречаем весной?
Практика: Игра «Я бегу, бегу, бегу», Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик», Игра- массаж
ног «Строители», Игра «Скворушки», Игра «Замри», Массаж пальцев «Воробьи», Пальчиковая игра
«Ладушки».
27. «Весенний ручеек»
Практика: Ритмическая игра «Барабан», Игра «Ежик и мыши», Ритмическая игра «Белочка»
Музыкально-дидактическая игра на развитие слуха «Лесная прогулка», Игра «Вышел Мишка на
лужок», Пальчиковая игра «Ладушки».
28. «Кораблик»
Теория: Строение корабля, какие бывают виды?
Практика: Упражнение «Цыплята», Упражнение «Плавный подъем рук», Ритмическая игра
«Лягушки», Игра «Ну-ка, зайка», Закличка «Солнышко», Дыхательное упражнение «Ветер», Игра
«Корабль пришел».
29. «Утренние лучи»
Практика: Ритмическая игра «Курочки», Пальчиковая игра «Цветы», Дыхательное упражнение с
цветами, Частушка «Хомячек», Упражнение «Потягушки», Массаж тела «Умывание», Пальчиковая

игра «Ладушки».
30. «Петушок и его семья»
Практика: Потешка «Петушок», Двигательное упражнение «Петушиная семья», Игра «Куры и
петух», Ритмическая игра «Курочки», Упражнение «Цыплята», Игра «Курочка, цыплята и кошки»,
Стихотворение «Храбрый цыпленок», Ритмическая игра «Кто как ходит».
31. «Колечко»
Практика: Упражнение «Мы посадим все цветы», Танец с цветами, Упражнение для пальцев
«Колечко», Пальчиковая игра «Коготки», Физкультминутка «Гуси на прогулке», Ритмическая
игра «Индюк и овечка».
32. «Бобровый пруд» (Итоговое занятие)
Теория: Выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: Двигательное упражнение «Олень», Пальчиковая игра «Цветок», Игра «Жуки», Игра
«Ритмическое эхо», Пальчиковая игра «Ерши», Ритмическая игра «На пруду», Упражнение на
равновесие «Аист», Упражнение на развитие внимания «Аист».
Планируемые результаты:
Дети будут знать:
 последовательность движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои
движения;
 знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять
действия музыкальному и речевому ритму;
 формы словоизменения и способы словообразования;






Дети будут уметь:
правильно и ритмично выполнять движения в музыкально образных играх и гимнастике;
проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений;
расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой;
контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов;
извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов, ложек, знать
их названия и тембры.
2. Организационно-педагогические условия.

2.1. Календарно-учебный график.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10. Окончание учебного года

Сроки
32
32
1
32
13
19
03.10
01.01-09.01.24/01.06-31.08.24
Суббота, воскресенье, праздничные дни,
установленные законодательством РФ
31.05.24

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
№
1.

Наименование
Музыкально-спортивный зал

Площадь помещения (м2)
89

Кол-во мест
20

№
1.
2.
3.
7.

Наименование
Детские стульчики
Стул для педагога
Стол для педагога
Шкаф для хранения методического материала

Кол-во
20 шт
1 шт
1 шт
2 шт

№
1.
2.
3.
4.

Наименование
Ноутбук
Экран для демонстрации видео/презентаций
Фланелеграф
Фортепиано

Кол-во
1 шт
1 шт
1 шт
1 шт

Кадровое обеспечение:
привлечения иных специалистов.

№
1.

2.

3.
4.

программа

реализуется

Методическое обеспечение:
 Учебно-наглядные пособия:
Наименование
Картинки:
- большие и маленькие капельки дождя;
- солнышко;
- тучки;
- осенние листья;
- овощи;
- фрукты;
- домашние животные;
- лесные животные;
- птицы;
- машины;
- следы кошки и собаки;
Иллюстрации:
- дождик;
- тучка плачет;
- тучка улыбается;
- дождь и радуга;
- журавли;
- деревья в снегу;
- новогодние
Большой зонтик
Ритмо-схемы:
- Капли;
- Дождик частый и редкий
- Падают листья;
- Снеговая тучка;
- Птичьи следы;
- Курочки;
- Кто как ходит;

музыкальным

руководителем,

Кол-во

по 1 шт

по 1 шт

1 шт

по 1 шт

без

Записи:
- шум дождя;
- журавлиный клич;
- хруст снега;
- звуки автотранспорта;
Игрушки:
- Лягушка;
- Грибы;
- Дед Мороз;
- Мышка;
- Котенок;
Книга В. Сутеева «Сказки в картинках»
Шумовые/ударные инструменты (ложки, бубны, погремушки,
треугольники и т.д.)

5.

6.

7.
8.

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

по 1 шт

по 1 шт

1 шт
по 1 шт на каждого
ребенка

Раздаточный материал:
Наименование
Карандаши
Листья красные и желтые
Плоскостные грибы
Колокольчики
Счетные палочки
Плоскостные лужи
Большие и маленькие капли
Плоскостные цветы

Кол-во
10 шт
20 шт
10 шт
10 шт
10 шт
5 шт
20 шт
20 шт

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе
«Шалтай-болтай» (музыкальная логоритмика) предусмотрена промежуточная и итоговая аттестация.
Промежуточная и итоговая аттестации проводится 2 раза в год (январь и май) в форме
педагогического наблюдения (мониторинга) за детьми на занятии и заносится в Карту диагностики
уровня неречевых психических функций развития ребёнка. (Приложение №1)
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового
внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве,
общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при
составлении планов логоритмических занятий и работы с детьми.
Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии оценки результативности для обучающихся
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, гармошка»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади,
справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1- й элемент: - - .. 2- й элемент: - .. - - 3-й
элемент: - - … 4-й
элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу заправильное
выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
3. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных
движенийсначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми,
определить и оценить по 5-балльной шкале:
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка,
кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть
в
пальчиковую игру
3. «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
4. Синхронность
движений
правой
и
левой руки. Дети играют в
пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
Переключение от одного движения к другому.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По1
баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
 Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.По 1
баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу.
Список литературы для педагога
1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 41 лет. М., «ТЦ
фера», 2010 г.;
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М., «ТЦ !фера»,2010
г.;
3. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском
садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;
4. Бабушкина Р.Л. Кислякова О.М. "Логопедическая ритмика в системе коррекционновоспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи", 2010 г.;
5. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и
младшего школьного возраста Бурениной А. И., С-П, Музыкальная палитра, 2012 г.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие по интеллектуально творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П, Музыкальная палитра, 2014;
2. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для
педагогов и родителей Корона-принт, 2021 г.

Приложение №1
Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)
Возраст детей: 5-6 лет.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0

Конец года

Состояние мелкой
моторики

Начало года

Конец года

Состояние общей
моторики

Начало года

Конец года

Ориентирование в
пространстве

Начало года

Конец года

Восприятие и
воспроизведение
ритма

Начало года

ФИО ребенка

Конец года

№п/
п

Начало года

Слуховое
внимание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».