ДОП Игралочка-3-4-года

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль). Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Игралочка» имеет социально-педагогическую
направленность.
Программа

разработана

в

соответствии

с

нормативными

документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

общеобразовательным программам»;
2

по

дополнительным

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020г. № 553 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196;
- Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Письмо
«О

Минобрнауки

методических

рекомендациями

по

России

рекомендациях»
организации

от

28.08.2015

(вместе

с

образовательной

№

АК-2563/05

«Методическими
деятельности

с

использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

адаптированных

дополнительных

общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической
реабилитации,

профессиональному

самоопределению

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035года»;
- Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки
3

Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155);
- Устав МБДОУ ПГО «Детский сад № 51» от 17 июля 2019 года;
- Положение

«О

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих программах муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Полевского городского округа «Детский сад
№51».
Актуальность

программы.

Огромную

роль

в

умственном

воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое
развитие. Математика предоставляет уникальные возможности для развития
ребенка: она оттачивает его ум, тренирует внимание, память, учит логике,
формирует

жизненно

важные

личностные

качества,

аккуратность,

трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу,
планировать свои действия, развивать алгоритмические навыки и творческие
способности.
Одной из ключевых особенностей программы является то, что в
основу организации образовательного процесса положен современный
педагогический инструмент – технология «Ситуация» (Л.Г. Петерсона).
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе
деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а
постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления
существенных

признаков.

А

воспитатель

подводит детей

к

этим

«открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и
образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто
исследуют различные математические объекты, а придумывают образы
чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с
заданиями, допускающими различные варианты решения.
Содержание

программы

соответствует

основным

положениям

возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
4

развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач.
Основные принципы программы: гуманизация и гуманитаризация
образования, приоритет развивающей функции в обучении математике.
В

программе

«Игралочка»

психолого-педагогические

условия

представлены системой принципов деятельностного метода:
•

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех

стрессообразующих факторов учебного процесса; взаимоотношения между
детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, уважительного
отношения

друг

к

другу,

поддержки

и

взаимопощи

(принцип

психологической комфортности);
•

новое

знание

вводится

не

в

готовом

виде,

а

через

самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
•

обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,

продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
•

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с

предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного
представления о мире);
•

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор

и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип
вариативности);
•

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми

собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
•

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями

обучения (принцип непрерывности).
Программа носит теоретический характер (50% программы –
практика, 50 % - теория).

К завершению обучения по программе

«Игралочка» основным результатом должно стать не только накопление
5

определенного запаса знаний и умений математического содержания, а также
продвижение ребенка в развитии высших психических функций (памяти,
восприятия, мышления, речи, воображения, внимания), познавательного
интереса и инициативы, самостоятельности и независимости суждений и
оценок, готовности в нестандартной ситуации к поиску наиболее адекватных
путей

решения,

умений

приводить

доказательство,

устанавливать

зависимости, планировать свои действия, находить и исправлять свои
ошибки, договариваться, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Адресат

программы.

Дополнительная

общеразвивающая

программа предназначена для детей в возрасте 3 - 4 лет. Условия набора
детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах
составляет: 8 – 10 человек.
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника,
который

характеризуется

высокой

интенсивностью

физического

и

психического развития. В это время происходит переход ребёнка к новым
отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Младшие
дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт
активный разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их
развития.
Ребёнок 3-4 лет осваивает умения пользоваться предэтолонами,
эталонами форм – шар, куб, круг, квадрат, треугольник. Это расширяет
возможности познания им окружающего мира. Дети проявляет интерес к
играм и материалам, с которыми можно практически действовать:
накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо
«образа», изменять полученное. Ребёнок четвёртого года жизни овладевает
умениями воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все
большие; все квадратные и большие), что создаёт предпосылку для
освоения равенства и неравенства двух количественных групп. Освоение
6

приёмов наложения и приложения способствует осмыслению сущности
взаимнооднозначного соответствия двух множеств.
Режим занятий. Общее количество часов в год – 32 часа.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для 3–4
лет - 15 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час. Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы – 1
год. На полное освоение программы потребуется 8 месяцев, 32 часа.
Уровень общеразвивающей программы – стартовый (первый год
обучения).

Программа

носит

ознакомительный

характер.

Учебная

деятельность организуется в форме учебных занятий, игр и дает возможность
обучающимся приобрести начальные навыки. По окончании программы,
обучающийся может выбирать: закончить обучение и заняться другой
деятельностью, или продолжить обучение на базовом уровне.
Форма

обучения

–

очная.

Программа

предусматривает

индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Типы занятий (образовательных ситуаций) с детьми:


«открытия» нового знания;



тренировочного тип;



обобщающего тип.

Формы подведения результатов: тестирование, открытое занятие.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие познавательной активности, логического
мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению,
развитию

умственных

способностей

математических игр.
Задачи:

Обучающие:
7

детей

посредством

логико-

1.

Познакомить

детей

с

простейшими

математическими

способами познания действительности (счет, измерение, простейшие
вычисления).
2.

Формировать элементарные представления о математических

свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических
формах, зависимостью и закономерностях.
Развивающие:
1.

Развивать образное и вариативное мышление, фантазию,

воображение, творческие способности.
2.

Развивать сенсорные способности

3.

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания,

строить простейшие умозаключения.
4.

Формировать умение планировать свои действия, осуществлять

решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять
результат своих действий.
Воспитательные:
1.

Вырабатывать умение целенаправленно владеть волевыми

усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
2.

Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе,

доброжелательные отношения к другим людям и самому себе.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
(Стартовый уровень)
№
п/п

Название темы, раздела

Количество
часов

8

Формы
аттестации/

Практика

Теория

Всего
1. «Путешествие в математическую 1
страну «Игралочка»»
2. Цвет
2

0,5 0,5
1

1

3. Цвет, размер

4

2

2

4. Цвет, форма

2

1

1

5. Цвет, форма, размер

3

1,5 1,5

6. Знакомство с понятиями «один» «много»
7. Столько же, больше, меньше

1

0,5 0,5

4

2

2

8. Счет до двух.

2

1

1

9. Числа и цифры 1 и 2.

2

1

1

10. Круг.

1

0,5 0,5

11. Шар.

1

0,5 0,5

12. Круг. Шар (закрепление)

1

0,5 0,5

13. Пространственные отношения: « на
— над — под».
14. «Длиннее, короче».

1

0,5 0,5

1

0,5 0,5

15. Пространственные отношения:
«справа — слева».
16. Счет до трех.

2
1

0,5 0,5

17. Треугольник.

1

0,5 0,5

18. Число и цифра 3.

1

0,5 0,5

в 1

0,5 0,5

19. Итоговое занятие
гостях у ребят»

«Всезнайка

9

1

контроля

Наблюдение,
тестирование
Игра

1

Открытое
занятие,

тестирование
ИТОГО

32

16

16

Содержание учебного (тематического) плана
(Стартовый уровень)
1. «Путешествие в математическую страну «Игралочка»»
Теория. Знакомство с кабинетом. Обсуждения о правилах поведения
на занятиях. Начальная диагностика.
Практика. Выполнение игровых упражнений: «Назови, сколько
предметов находится на столе (на доске, на полке)»; «Принеси 3 предмета»;
«Как называется эта фигура?»; «Найди картинку с изображением предмета
схожей по форме»; «Сравни по длине две полоски»; «Расскажи, что
находится от тебя впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева».
2. «Цвет»
Теория. Знакомство с четырьмя цветами (красный, жёлтый, зелёный,
синий).
Практика.
человечкам,

Выполнение

соответствующие

игрового
цвету

их

задания
одежды»;

«Подбери
д/и

мячики

«Прятки

с

человечками». Работа с печатной тетрадью (занятие №1, задание 1-2, стр.12).
3. «Цвет»
Теория. Уточнение представлений о четырех цветах - красном,
желтом, синем, зеленом, и их названия.
Практика. Выполнение игровых заданий: «Построй домики-дачи для
цветных человечков», «Засели человечка в новый дом»; «Магазин»; п/и
«Норки для мышек». Работа с печатной тетрадью (занятие №2, задание 1-2,
стр.3-4).
4.«Цвет, размер»

10

Теория. Учить детей определять и называть размер предметов; учить
сравнивать предметы по цвету и размеру.
Практика. Д/и: «Поможем Зайке собрать урожай!»; «Разложи урожай
по тарелкам»; «Что съел Заяц?»; «Что изменилось?»; «Помоги, мышке и
слону разложить игрушки». Работа с печатной тетрадью (занятие №3,
задание 1-2, стр.5-6).
5. «Цвет, размер»
Теория. Беседа о спектре цветов. Знакомство с оранжевым цветом.
Практика. Игровые упражнения: «Сравнение двух мышей»; «Раздай,
тарелки мышкам!»; «Угостим мышек вкусными блинами»; «Заселение
оранжевого человечка в домик». Работа с печатной тетрадью (занятие №4,
задание 1-2, стр.7-8).
6. «Цвет, размер»
Теория. Беседа о цвете и размере как о признаке предметов.
Практика. «Соберем букеты из осенних листочков»; «Назови, каким
цветом листок улетел с дерева»; п/и: «Зайчики и лиса». Работа с печатной
тетрадью (занятие №5, задание 1-2, стр.9-10).
7.«Цвет, размер»
Теория. Продолжать учить различать и называть размеры предметов «большой, поменьше, маленький».
Практика.

Выполнение игровых заданий: «Соберем малину для

Мишутки!»; «Выложи ягодки по порядку: большая, поменьше, маленькая»;
«Разложи ягодки по цветным тарелочкам: на синюю - маленькие ягодки, на
зелёную- ягодки побольше, на оранжевую - самые большие». Работа с
печатной тетрадью (занятие №6, задание 1-2, стр.11-12).
8.«Цвет, форма»
Теория.

Формирование

представление

о

форме

предметов

и

сравнении предметов по форме (одинаковая, разная) используя способ
наложения.
11

Практика.

Работа с цветной картинкой «Домики»; игровое

упражнение «Поможем Зайчику зажечь окошки в каждом домике». Работа с
печатной тетрадью (занятие №7, задание 1-2, стр.13-14).
9.«Цвет, форма»
Теория. Беседа с детьми о форме предметов и сравнение предметов по
форме (одинаковая, разная). Объяснение о способе группировки предметов
по форме и цвету.
Практика.

Игровая ситуация «Поможем маме - медведице»;

упражнение «Красивые коврики для трёх медведей». Работа с печатной
тетрадью (занятие №8, задание 1-2, стр.15-16).
10.«Цвет, форма, размер»
Теория. Беседа с детьми о форме предметов, сравнение предметов по
форме (одинаковая, разная). Вспомнить основные цвета, размер предметов.
Дать понятие о пространственных представлениях (на, под, около).
Практика. Игровая ситуация «Поможем накормить котят» («Подбери
каждому котёнку по миске», «Разложи рыбки по мискам» - задания
выполняются по словесной инструкции педагога); «Диалог с мамойкошкой». Работа с печатной тетрадью (занятие №9, задание 1-2, стр.17-18).
11.«Цвет, форма, размер»
Теория. Беседа с детьми о форме предметов, сравнение предметов по
форме (одинаковая, разная). Объяснение о способе группировке предметов
по форме. Учить составлять ряд закономерно чередующихся фигур.
Практика. Игровые упражнения: «Найдите стол, на котором
находятся фигуры разного цвета», «Найдите стол, на котором находятся
фигуры жёлтого цвета», «Выложи, гирлянду», «Разложи фигуры по
коробкам». Работа с печатной тетрадью (занятие №10, задание 1-2, стр.1920).
12.«Цвет, форма, размер»

12

Теория. Беседа с детьми о форме предметов, сравнение предметов по
форме (одинаковая, разная); название цвета предметов; группировке
предметов (по форме и цвету); расположение предметов в окружающей
обстановке.
Практика. Игровые упражнения: «Нарядим, ёлку!», «Разложи
подарки», «Диалог с человечками». Работа с печатной тетрадью (занятие
№11, задание 1-3, стр.21-22).
13.«Знакомство с понятиями «один» - «много»»
Теория. Дать представление детям о понятиях «один» и «много».
Рассматривание сюжетных картинок, беседа по содержанию.
Практика. Игровая ситуация «Покупка угощения для зверушек»;
игры с кубиками; игровое упражнение с лодочками. Работа с печатной
тетрадью (занятие №12, задание 1-3, стр.23-24).
14. «Столько же, больше, меньше»
Теория. Объяснение об установлении равночисленности групп
предметов с помощью составления пар; о способе сравнения групп
предметов по количеству с помощью составления пар (на основе
рефлексивного метода).
Практика. Игровая ситуация с цветными человечками (упражнение
«Колпачки и снеговики»); м/п игра «Снежки»; д/и «Бусы для снеговиков».
Работа с печатной тетрадью (занятие №13, задание 1-4, стр.25-26).
15. «Столько же, больше, меньше»
Теория. Объяснение о способе уравнивания групп предметов (на
основе рефлексивного метода).
Практика. Выполнение игрового задания: «Разложи колобки по
тарелочкам»; игровая ситуация «Поможем бабушке навести порядок на
кухне». Работа с печатной тетрадью (занятие №14, задание 1-4, стр.27-28).
16. «Столько же, больше, меньше»

13

Теория. Беседа о сравнении групп предметов по количеству с
помощью составления пар. Объяснить, как можно уравнивать численность
групп предметов.
Практика. Выполнение игровых заданий: «Нарядим, ёлочку!»,
«Подарки для медвежат». Работа с печатной тетрадью (занятие №15,
задание 1-5, стр.29-30).
17. «Столько же, больше, меньше»
Теория. Беседа о сравнении предметов по свойствам (цвет, размер).
Напомнить, как сравнивать группы предметов по количеству с помощью
составления пар и уравнивать численность групп предметов.
Практика. Игровая ситуация «Поход в магазин за едой для черепахи».
Выполнение игровых заданий «Кабачки», «Морковки», «Кабачки-морковки».
Работа с печатной тетрадью (занятие №16, задание 1-4, стр.31-32).
18. «Счет до двух».
Теория. Дать представление о числе 2, научить считать до двух.
Закрепить представление о числе один. Напомнить, как сравнивать и
уравнивать

численность

групп

предметов,

сравнивать

предметы

по

свойствам.
Практика. Выполнение игровых упражнений: «Один и одно поровну», «Один, два», «Два и два - поровну», «Подбери лодочки для
человечков». Работа с печатной тетрадью (занятие №17, задание 1-2, стр.33).
19. «Счет до двух».
Теория. Формировать представление о числе 2, умение считать до
двух.
Практика. Работа с печатной тетрадью (занятие №17, задание 3-4,
стр.34).
20. «Числа и цифры 1 и 2».

14

Теория. Знакомство с цифрами 1 и 2. Научить соотносить цифры 1 и 2
с количеством. Счёт до двух. Рассказать о способе сравнения групп
предметов по количеству, используя числа.
Практика.

Игровая

ситуация

«На

помощь

бабушке-зайчихе».

Выполнение игровых упражнений: «Сосчитай, сколько внучат-зайчат было
у бабушки?», «Положи морковки в ящик», «Посылки для зайчат»,
«Поможем зайчатам навести порядок». Работа с печатной тетрадью (занятие
№18, задание 1-2, стр.35; занятие 22, задание 5, стр.44).
21. «Числа и цифры 1 и 2».
Теория. Продолжать знакомить детей с цифрами 1 и 2, учить
соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Счёт до двух. Напомнить о способе
сравнения групп предметов по количеству, используя числа.
Практика. Работа с печатной тетрадью (занятие №18, задание 3-4,
стр.36).
22. «Круг».
Теория. Дать представление о круге как общей форме некоторых
предметов. Научить распознавать круг в предметах окружающей обстановки.
Вспомнить счёт до двух; сравнение предметов по свойствам.
Практика. Игровая ситуация «Поможем зайчику убрать игрушки!».
Выполнение игровых упражнений: «Разложите, игрушки по коробкам!»,
«Открой, замок на двери!». Работа с печатной тетрадью (занятие №19,
задание 1-3, стр.37).
23. «Шар».
Теория. Знакомство детей с шаром, его свойствами.
Практика. Игровая ситуация «На помощь Мишутке убрать игрушки».
Выполнение игровых упражнений: «Разложи игрушки», «Найди предмет,
который имеет форму шара»; д/и «Фотоателье». Работа с печатной тетрадью
(занятие №20, задание 1, 2, 5; стр.39-40).
24. «Круг. Шар»
15

Теория. Уточнить представление о шаре, формировать представление
о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей
обстановке. Закрепить представление о круге, умение выделять свойства
предметов и сравнивать предметы по свойствам.
Практика. Работа с печатной тетрадью (занятие №19, задание 4-6,
стр.38; занятие 20, задание 3-4, стр.40).
25. «Пространственные отношения: «на — над — под».
Теория. Дать представление о пространственных отношениях «на»«над»-«под». Учить понимать и правильно употреблять слова «на»-«над»«под» в речи. Вспомнить счёт до двух и свойства предметов при сравнении.
Практика. Игровая ситуация «Принесём щенятам мячики». Игровые
упражнения «Коврики и мячики», «Каждому щенку по мячу». Работа с
печатной тетрадью (занятие №21, задание 1-5, стр.41-42).
26. «Длиннее, короче»
Теория. Знакомство детей со способами сравнения предметов по
длине путем наложения и приложения.
Практика. Выполнение игровых упражнений «Повяжем куклам
шарфы», «Длинный - короткий», «Выложи, дорожки между домиками».
Работа с печатной тетрадью (занятие №22, задание 1,2,4, стр.43-44).
27. «Пространственные отношения: «справа — слева»».
Теория. Знакомство детей с пространственными отношениями
«слева» - «справа». Дать представление о положении предметов справа и
слева от них.
Практика. Игровая ситуация «В гости к Зайчику». Д/и «Магазин»,
выполнение игрового задания «Путь до Зайчика», игра «Справа - слева».
Работа с печатной тетрадью (занятие №23, задание 1-3, стр.45).
28. «Пространственные отношения: «справа — слева»».

16

Теория.

Продолжать

знакомить

детей

с

пространственными

отношениями «слева» - «справа»; формировать представление детей о
положении предмета справа и слева от них.
Практика. Работа с печатной тетрадью (занятие №23, задание 4-5,
стр.46).
29. «Счет до трех».
Теория. Вспомнить числа 1 и 2, счёт до двух. Познакомить с числом 3,
научить считать до трёх.
Практика. Выполнение игровых упражнений «Покормим обезьян»
(«Две и два - поровну», «Три и три - поровну»), работа с карточками
«Мячики для обезьян». Работа с печатной тетрадью (занятие №24, задание
1,2,3,5, стр.47-48).
30. «Треугольник».
Теория. Дать представление о треугольнике как общей форме
некоторых предметов. Учить распознавать треугольную форму в предметах
окружающей обстановке. Вспомнить счёт до трёх, повторить способы
сравнения предметов по свойствам.
Практика. Выполнение игровых заданий: «Шапочки для 3 клоунов»,
«Поможем клоунам разложить вещи по местам», «Выложи картину из трёх
палочек по образцу». Работа с печатной тетрадью (занятие №25, задание
1,2,4,7 стр.49-50).
31. «Число и цифра 3».
Теория. Знакомство с цифрой 3. Научить детей соотносить цифру 3 с
количеством предметов.
Практика. Игровые упражнения: «Помоги животным заселиться в
новые домики», «Карточки с цифрами», «Проложи дорожки между
домиками», «Разложи фигуры по коробкам», п/и «Птички». Работа с
печатной тетрадью (занятие №26, задание 1, 3, 4, 5, стр.51-52; задание 1,
стр.30).
17

32. «Итоговое занятие «Всезнайка в гостях у ребят»»
Теория. Итоговое открытое занятие «Всезнайка в гостях у ребят».
Практика.

1.«Отсчитай 3 мячика». Работа с карточкой «Проведи

линии и поставь в кружочках точки»; 2. «Как называется фигура?», «Найди
на столе предмет схожей формы». 3. «Сравни по длине две ленточки. Сделай
вывод». Задание на карточке «Вверху нарисуй скакалку длиннее той, что на
картинке, а внизу - короче». 4. «Расскажи, что (или кто) находится от тебя
впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева». Работа с карточкой «Назови,
что где находится».
1.4. Планируемые результаты
Результаты к завершению обучения детей
по программе «Игралочка»
(3-4 года, стартовый уровень)
Ребенок:
•

умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего

количества;
•

умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар; находить в

окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
•

умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и

наложения;
•

различает пространственные отношения от себя: «впереди –

сзади», «вверху – внизу», «справа – слева».

18

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Режим

организации

занятий

по

данной

дополнительной

общеобразовательной программе определяется календарным учебном
графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» № 26 от 15.05.2013 (СанПин2.4.1.3049-13).
Календарный учебный график
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10.

Окончание учебного года

32
32
1
32
13
19
01.10
01.06 – 31.08
Суббота, воскресенье.
Праздничные
дни,
установленные
законодательством
РФ.
31.05

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
(Фактический адрес: ул. Розы Люксембург, 85а)
1.

Технические средства обучения
Наименование

Общее количество

Ноутбук

1

Магнитафон

1

Мультимедийный проектор

1

Экран

1
19

Принтер

1

Сканер

1
2.

Оборудование и материалы
Наименование

Общее количество

Стол (детский)

6

Стулья (детские)

12

Мольберт

1

Обручи

10

Д/и «Логические цепочки»

10

Д/и «Логический домик»

10

Д/и «Дроби

10

Д/и «Целое-часть»

10

Д/и «Чудо-соты»

10

Д/и «Кубики для всех»

10

Д/и «Игровой квадрат»

10

Д/и «Один-много»

1

Игры-головоломки с использованием счетных
палочек.
Цветные карандаши

10 уп.

Клей-карандаш

10 шт

Наборы кубиков с цифрами и знаками «Учимся
— играя!».
Набор пластиковых магнитных геометрических
фигур.
Набор объемных тел.
Счетный раздаточный материал

5

10 наборов
10
10
на каждого ребёнка

Демонстрационный
материал.
Наборы
иллюстративного материала по темам «Времена
года», «Время суток», «Животные», «Техника»,
«Овощи», «Фрукты» и др.
20

Кадровое обеспечение
Педагог,

имеющий

высшее

профессиональное

образование,

прошедший профессиональную переподготовку по должности «педагог
дополнительного образования».
Методическое обеспечение программы
№

Учебно-методическое оснащение

Общее
количество

Методические пособия
1. Петерсон Л.Г. Игралочка. Практический курс
математики
для
детей
3-4.
Методические
рекомендации. Часть 1/Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова.
– 3-е изд., стереотип. М. : Просвещение, 2021. - 90, [6]
с.
Рабочие тетради
2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая
тетрадь. Математика для детей 3–4 лет. Часть 1.– М.:
БИНОМ, 2020. - 64 с.

1

1

Демонстрационный материал
3. Петерсон Л.Г., Кочемасова
Е.
Е.
Демонстрационный материал. Игралочка. Математика
для детей 3–4 лет. – М.: БИНОМ, 2018.
Раздаточный материал
4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный
материал. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет.
– М.: Просвещение, 2021. - 24 листа.

1

1

Организация образовательного процесса
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками
является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их
эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы
ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха
21

необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их
нормального психофизического состояния.
Формы работы с детьми. При всем многообразии форм работы с
детьми дошкольного возраста ряд задач математического развития наиболее
успешно может быть решен в процессе такой формы работы, как занятия, по
своей сути представляющие специально моделируемые в соответствии с
программными задачами образовательные ситуации.
Программа «Игралочка» включает в себя 3 типа образовательных
ситуаций:
•

«открытия» нового знания;

•

тренировочного типа;

•

обобщающего типа.

Особенностью

образовательной

ситуации

«открытия»

нового

знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в
процессе освоения детьми нового для них содержания. Параллельно с этим
дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе
рефлексивного метода.
Структура образовательных ситуаций «открытия» нового знания
имеет вид:
1.

Введение в ситуацию.

2.

Актуализация знаний.

3.

Затруднение в игровой ситуации.

4.

Открытие нового знания (способа действия).

5.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и
умений.

6.

Осмысление.

В образовательных ситуациях тренировочного типа акцент делается
на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций.
Параллельно с этим идёт закрепление знаний, умений, раннее освоенных
22

детьми.
Структура образовательных ситуаций тренировочного типа:
1.

Введение в ситуацию.

2.

Совместная деятельность.

3.

Осмысление.

Цель образовательных ситуаций обобщающего типа заключается в
систематизации накопленного опыта математической деятельности, а также
моделировании диагностических ситуаций для определения динамики
развития детей.
Основные формы и методы организации занятий
Возрастные особенности детей 3–4 лет требуют использования
игровой формы деятельности. Дидактические игры являются формой
усвоения знаний

и способствуют общему развитию ребенка, его

познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Формы организации образовательного процесса:
•

дидактические игры;

•

игры-задания;

•

беседы;

•

работа в тетрадях;

•

совместные действия педагога и ребенка;

•

создание игровой ситуации.

Для развития познавательных способностей и познавательных
интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:
•

элементарный

анализ (установление

связей);
•

сравнение;

•

метод моделирования и конструирования;

•

метод вопросов;

•

метод повторения;
23

причинно-следственных

•

решение логических задач.

Наглядные

методы:

рассматривание

(картин,

макетов);

прослушивание аудиозаписей; показ образца задания, способа действия.
Словесные методы: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения.
Практические

методы:

упражнения,

игровой

метод,

моделирование.
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая

предметно-пространственная

среда

обеспечивает

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
организации и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста. Полностью соответствует требованиям ФГОС ДО
(содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная,
вариативная, доступная и безопасная).
Особенности взаимодействия педагога
с семьями воспитанников
Для успешной реализации программных задач предусматривается
взаимодействие с родителями. Общими требованиями к подготовке
родителей к сопровождению ребенка – дошкольника в рамках его траектории
развития при реализации дополнительной программы являются:
- наличие у родителей программы посредством сайта ДОО;
- информирование родителей о соответствии развития ребенка
задачам, поставленным в дополнительной программе, которые сообщаются
родителям в процессе индивидуального общения.
Формы работы по взаимодействию с родителями:
•

Родительское собрание «Нужна ли детям 3-4 лет математика?».

Знакомство родителей с программой «Игралочка».
•

Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных

математических представлений Вашего ребёнка».
•

Консультация для родителей в виде круглого стола «Роль
24

родителей в развитии элементарных математических представлений у
детей».
•

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно

закреплять пройденный материал в домашних условиях».
•

Открытое занятие

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг ведется на основе показателей качества освоения
ребёнком программного материала представленных в таблице (приложение
1). Диагностика проводится в начале учебного года в октябре (выявление
исходного уровня развития ребенка). Результаты диагностики, которая
проводится с детьми в конце года (в мае), позволяют судить об их
продвижении в развитии.

25

Список литературы для педагога
1. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 3-4 лет: Сценарии
занятий по развитию математических представлений. - М.: ТЦ Сфера,
2001.- 48с.
2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми
3-4 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-80 с.
3. Петерсон Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для детей 34.

Методические

рекомендации.

Часть

1/Л.Г.Петерсон,

Е.Е.

Кочемасова. – 3-е изд., стереотип. М. : Просвещение, 2021. - 90, [6] с.
4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Парциональная образовательная
программа математического развития дошкольников «ИГРАЛОЧКА»
(для детей 3-7 лет).-М.: Просвещениек, 2021.-80 с.
.

26

Приложение 1
Умеет считать до
3, отсчитывать 3
предмета
от
большего
количества
№

Ф.И. ребёнка

I

Умеет узнавать и
называть
круг,
треугольник, шар,
находить
в
окружающей
обстановке
предметы,
сходные по форме

II

I

II

Умеет сравнивать
по длине путем
приложения
и
наложения

I

Различает
пространственные
отношения
от
себя: впереди сзади, вверху внизу, справа слева.

II

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1б (низкий) - допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
2б (средний) - может допускать ошибки, но исправлять сам или после наводящего вопроса взрослого.
3б (высокий) - правильно выполняет задание сам.
Итоговый результат определяется по критериям:
1-1,5- низкий уровень
1,6 - 2,5 – средний уровень
2,6-3 - высокий уровень

27

I

II

Итого

I

II


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».