1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль). Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Игралочка» имеет социально-педагогическую
направленность.
Программа
разработана
в
соответствии
с
нормативными
документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
общеобразовательным программам»;
2
по
дополнительным
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020г. № 553 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196;
- Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Письмо
«О
Минобрнауки
методических
рекомендациями
по
России
рекомендациях»
организации
от
28.08.2015
(вместе
с
образовательной
№
АК-2563/05
«Методическими
деятельности
с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035года»;
- Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки
3
Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155);
- Устав МБДОУ ПГО «Детский сад № 51» от 17 июля 2019 года;
- Положение
«О
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Полевского городского округа «Детский сад
№51».
Актуальность
программы.
Огромную
роль
в
умственном
воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое
развитие. Математика предоставляет уникальные возможности для развития
ребенка: она оттачивает его ум, тренирует внимание, память, учит логике,
формирует
жизненно
важные
личностные
качества,
аккуратность,
трудолюбие, любознательность, умение работать по правилу и образцу,
планировать свои действия, развивать алгоритмические навыки и творческие
способности.
Одной из ключевых особенностей программы является то, что в
основу организации образовательного процесса положен современный
педагогический инструмент – технология «Ситуация» (Л.Г. Петерсона).
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе
деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а
постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления
существенных
признаков.
А
воспитатель
подводит детей
к
этим
«открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и
образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто
исследуют различные математические объекты, а придумывают образы
чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с
заданиями, допускающими различные варианты решения.
Содержание
программы
соответствует
основным
положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
4
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач.
Основные принципы программы: гуманизация и гуманитаризация
образования, приоритет развивающей функции в обучении математике.
В
программе
«Игралочка»
психолого-педагогические
условия
представлены системой принципов деятельностного метода:
•
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса; взаимоотношения между
детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, уважительного
отношения
друг
к
другу,
поддержки
и
взаимопощи
(принцип
психологической комфортности);
•
новое
знание
вводится
не
в
готовом
виде,
а
через
самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
•
обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
•
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с
предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного
представления о мире);
•
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор
и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип
вариативности);
•
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
•
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями
обучения (принцип непрерывности).
Программа носит теоретический характер (50% программы –
практика, 50 % - теория).
К завершению обучения по программе
«Игралочка» основным результатом должно стать не только накопление
5
определенного запаса знаний и умений математического содержания, а также
продвижение ребенка в развитии высших психических функций (памяти,
восприятия, мышления, речи, воображения, внимания), познавательного
интереса и инициативы, самостоятельности и независимости суждений и
оценок, готовности в нестандартной ситуации к поиску наиболее адекватных
путей
решения,
умений
приводить
доказательство,
устанавливать
зависимости, планировать свои действия, находить и исправлять свои
ошибки, договариваться, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Адресат
программы.
Дополнительная
общеразвивающая
программа предназначена для детей в возрасте 3 - 4 лет. Условия набора
детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах
составляет: 8 – 10 человек.
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника,
который
характеризуется
высокой
интенсивностью
физического
и
психического развития. В это время происходит переход ребёнка к новым
отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Младшие
дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт
активный разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их
развития.
Ребёнок 3-4 лет осваивает умения пользоваться предэтолонами,
эталонами форм – шар, куб, круг, квадрат, треугольник. Это расширяет
возможности познания им окружающего мира. Дети проявляет интерес к
играм и материалам, с которыми можно практически действовать:
накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо
«образа», изменять полученное. Ребёнок четвёртого года жизни овладевает
умениями воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все
большие; все квадратные и большие), что создаёт предпосылку для
освоения равенства и неравенства двух количественных групп. Освоение
6
приёмов наложения и приложения способствует осмыслению сущности
взаимнооднозначного соответствия двух множеств.
Режим занятий. Общее количество часов в год – 32 часа.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для 3–4
лет - 15 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час. Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы – 1
год. На полное освоение программы потребуется 8 месяцев, 32 часа.
Уровень общеразвивающей программы – стартовый (первый год
обучения).
Программа
носит
ознакомительный
характер.
Учебная
деятельность организуется в форме учебных занятий, игр и дает возможность
обучающимся приобрести начальные навыки. По окончании программы,
обучающийся может выбирать: закончить обучение и заняться другой
деятельностью, или продолжить обучение на базовом уровне.
Форма
обучения
–
очная.
Программа
предусматривает
индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Типы занятий (образовательных ситуаций) с детьми:
«открытия» нового знания;
тренировочного тип;
обобщающего тип.
Формы подведения результатов: тестирование, открытое занятие.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие познавательной активности, логического
мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению,
развитию
умственных
способностей
математических игр.
Задачи:
Обучающие:
7
детей
посредством
логико-
1.
Познакомить
детей
с
простейшими
математическими
способами познания действительности (счет, измерение, простейшие
вычисления).
2.
Формировать элементарные представления о математических
свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических
формах, зависимостью и закономерностях.
Развивающие:
1.
Развивать образное и вариативное мышление, фантазию,
воображение, творческие способности.
2.
Развивать сенсорные способности
3.
Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания,
строить простейшие умозаключения.
4.
Формировать умение планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять
результат своих действий.
Воспитательные:
1.
Вырабатывать умение целенаправленно владеть волевыми
усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
2.
Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе,
доброжелательные отношения к другим людям и самому себе.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
(Стартовый уровень)
№
п/п
Название темы, раздела
Количество
часов
8
Формы
аттестации/
Практика
Теория
Всего
1. «Путешествие в математическую 1
страну «Игралочка»»
2. Цвет
2
0,5 0,5
1
1
3. Цвет, размер
4
2
2
4. Цвет, форма
2
1
1
5. Цвет, форма, размер
3
1,5 1,5
6. Знакомство с понятиями «один» «много»
7. Столько же, больше, меньше
1
0,5 0,5
4
2
2
8. Счет до двух.
2
1
1
9. Числа и цифры 1 и 2.
2
1
1
10. Круг.
1
0,5 0,5
11. Шар.
1
0,5 0,5
12. Круг. Шар (закрепление)
1
0,5 0,5
13. Пространственные отношения: « на
— над — под».
14. «Длиннее, короче».
1
0,5 0,5
1
0,5 0,5
15. Пространственные отношения:
«справа — слева».
16. Счет до трех.
2
1
0,5 0,5
17. Треугольник.
1
0,5 0,5
18. Число и цифра 3.
1
0,5 0,5
в 1
0,5 0,5
19. Итоговое занятие
гостях у ребят»
«Всезнайка
9
1
контроля
Наблюдение,
тестирование
Игра
1
Открытое
занятие,
тестирование
ИТОГО
32
16
16
Содержание учебного (тематического) плана
(Стартовый уровень)
1. «Путешествие в математическую страну «Игралочка»»
Теория. Знакомство с кабинетом. Обсуждения о правилах поведения
на занятиях. Начальная диагностика.
Практика. Выполнение игровых упражнений: «Назови, сколько
предметов находится на столе (на доске, на полке)»; «Принеси 3 предмета»;
«Как называется эта фигура?»; «Найди картинку с изображением предмета
схожей по форме»; «Сравни по длине две полоски»; «Расскажи, что
находится от тебя впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева».
2. «Цвет»
Теория. Знакомство с четырьмя цветами (красный, жёлтый, зелёный,
синий).
Практика.
человечкам,
Выполнение
соответствующие
игрового
цвету
их
задания
одежды»;
«Подбери
д/и
мячики
«Прятки
с
человечками». Работа с печатной тетрадью (занятие №1, задание 1-2, стр.12).
3. «Цвет»
Теория. Уточнение представлений о четырех цветах - красном,
желтом, синем, зеленом, и их названия.
Практика. Выполнение игровых заданий: «Построй домики-дачи для
цветных человечков», «Засели человечка в новый дом»; «Магазин»; п/и
«Норки для мышек». Работа с печатной тетрадью (занятие №2, задание 1-2,
стр.3-4).
4.«Цвет, размер»
10
Теория. Учить детей определять и называть размер предметов; учить
сравнивать предметы по цвету и размеру.
Практика. Д/и: «Поможем Зайке собрать урожай!»; «Разложи урожай
по тарелкам»; «Что съел Заяц?»; «Что изменилось?»; «Помоги, мышке и
слону разложить игрушки». Работа с печатной тетрадью (занятие №3,
задание 1-2, стр.5-6).
5. «Цвет, размер»
Теория. Беседа о спектре цветов. Знакомство с оранжевым цветом.
Практика. Игровые упражнения: «Сравнение двух мышей»; «Раздай,
тарелки мышкам!»; «Угостим мышек вкусными блинами»; «Заселение
оранжевого человечка в домик». Работа с печатной тетрадью (занятие №4,
задание 1-2, стр.7-8).
6. «Цвет, размер»
Теория. Беседа о цвете и размере как о признаке предметов.
Практика. «Соберем букеты из осенних листочков»; «Назови, каким
цветом листок улетел с дерева»; п/и: «Зайчики и лиса». Работа с печатной
тетрадью (занятие №5, задание 1-2, стр.9-10).
7.«Цвет, размер»
Теория. Продолжать учить различать и называть размеры предметов «большой, поменьше, маленький».
Практика.
Выполнение игровых заданий: «Соберем малину для
Мишутки!»; «Выложи ягодки по порядку: большая, поменьше, маленькая»;
«Разложи ягодки по цветным тарелочкам: на синюю - маленькие ягодки, на
зелёную- ягодки побольше, на оранжевую - самые большие». Работа с
печатной тетрадью (занятие №6, задание 1-2, стр.11-12).
8.«Цвет, форма»
Теория.
Формирование
представление
о
форме
предметов
и
сравнении предметов по форме (одинаковая, разная) используя способ
наложения.
11
Практика.
Работа с цветной картинкой «Домики»; игровое
упражнение «Поможем Зайчику зажечь окошки в каждом домике». Работа с
печатной тетрадью (занятие №7, задание 1-2, стр.13-14).
9.«Цвет, форма»
Теория. Беседа с детьми о форме предметов и сравнение предметов по
форме (одинаковая, разная). Объяснение о способе группировки предметов
по форме и цвету.
Практика.
Игровая ситуация «Поможем маме - медведице»;
упражнение «Красивые коврики для трёх медведей». Работа с печатной
тетрадью (занятие №8, задание 1-2, стр.15-16).
10.«Цвет, форма, размер»
Теория. Беседа с детьми о форме предметов, сравнение предметов по
форме (одинаковая, разная). Вспомнить основные цвета, размер предметов.
Дать понятие о пространственных представлениях (на, под, около).
Практика. Игровая ситуация «Поможем накормить котят» («Подбери
каждому котёнку по миске», «Разложи рыбки по мискам» - задания
выполняются по словесной инструкции педагога); «Диалог с мамойкошкой». Работа с печатной тетрадью (занятие №9, задание 1-2, стр.17-18).
11.«Цвет, форма, размер»
Теория. Беседа с детьми о форме предметов, сравнение предметов по
форме (одинаковая, разная). Объяснение о способе группировке предметов
по форме. Учить составлять ряд закономерно чередующихся фигур.
Практика. Игровые упражнения: «Найдите стол, на котором
находятся фигуры разного цвета», «Найдите стол, на котором находятся
фигуры жёлтого цвета», «Выложи, гирлянду», «Разложи фигуры по
коробкам». Работа с печатной тетрадью (занятие №10, задание 1-2, стр.1920).
12.«Цвет, форма, размер»
12
Теория. Беседа с детьми о форме предметов, сравнение предметов по
форме (одинаковая, разная); название цвета предметов; группировке
предметов (по форме и цвету); расположение предметов в окружающей
обстановке.
Практика. Игровые упражнения: «Нарядим, ёлку!», «Разложи
подарки», «Диалог с человечками». Работа с печатной тетрадью (занятие
№11, задание 1-3, стр.21-22).
13.«Знакомство с понятиями «один» - «много»»
Теория. Дать представление детям о понятиях «один» и «много».
Рассматривание сюжетных картинок, беседа по содержанию.
Практика. Игровая ситуация «Покупка угощения для зверушек»;
игры с кубиками; игровое упражнение с лодочками. Работа с печатной
тетрадью (занятие №12, задание 1-3, стр.23-24).
14. «Столько же, больше, меньше»
Теория. Объяснение об установлении равночисленности групп
предметов с помощью составления пар; о способе сравнения групп
предметов по количеству с помощью составления пар (на основе
рефлексивного метода).
Практика. Игровая ситуация с цветными человечками (упражнение
«Колпачки и снеговики»); м/п игра «Снежки»; д/и «Бусы для снеговиков».
Работа с печатной тетрадью (занятие №13, задание 1-4, стр.25-26).
15. «Столько же, больше, меньше»
Теория. Объяснение о способе уравнивания групп предметов (на
основе рефлексивного метода).
Практика. Выполнение игрового задания: «Разложи колобки по
тарелочкам»; игровая ситуация «Поможем бабушке навести порядок на
кухне». Работа с печатной тетрадью (занятие №14, задание 1-4, стр.27-28).
16. «Столько же, больше, меньше»
13
Теория. Беседа о сравнении групп предметов по количеству с
помощью составления пар. Объяснить, как можно уравнивать численность
групп предметов.
Практика. Выполнение игровых заданий: «Нарядим, ёлочку!»,
«Подарки для медвежат». Работа с печатной тетрадью (занятие №15,
задание 1-5, стр.29-30).
17. «Столько же, больше, меньше»
Теория. Беседа о сравнении предметов по свойствам (цвет, размер).
Напомнить, как сравнивать группы предметов по количеству с помощью
составления пар и уравнивать численность групп предметов.
Практика. Игровая ситуация «Поход в магазин за едой для черепахи».
Выполнение игровых заданий «Кабачки», «Морковки», «Кабачки-морковки».
Работа с печатной тетрадью (занятие №16, задание 1-4, стр.31-32).
18. «Счет до двух».
Теория. Дать представление о числе 2, научить считать до двух.
Закрепить представление о числе один. Напомнить, как сравнивать и
уравнивать
численность
групп
предметов,
сравнивать
предметы
по
свойствам.
Практика. Выполнение игровых упражнений: «Один и одно поровну», «Один, два», «Два и два - поровну», «Подбери лодочки для
человечков». Работа с печатной тетрадью (занятие №17, задание 1-2, стр.33).
19. «Счет до двух».
Теория. Формировать представление о числе 2, умение считать до
двух.
Практика. Работа с печатной тетрадью (занятие №17, задание 3-4,
стр.34).
20. «Числа и цифры 1 и 2».
14
Теория. Знакомство с цифрами 1 и 2. Научить соотносить цифры 1 и 2
с количеством. Счёт до двух. Рассказать о способе сравнения групп
предметов по количеству, используя числа.
Практика.
Игровая
ситуация
«На
помощь
бабушке-зайчихе».
Выполнение игровых упражнений: «Сосчитай, сколько внучат-зайчат было
у бабушки?», «Положи морковки в ящик», «Посылки для зайчат»,
«Поможем зайчатам навести порядок». Работа с печатной тетрадью (занятие
№18, задание 1-2, стр.35; занятие 22, задание 5, стр.44).
21. «Числа и цифры 1 и 2».
Теория. Продолжать знакомить детей с цифрами 1 и 2, учить
соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Счёт до двух. Напомнить о способе
сравнения групп предметов по количеству, используя числа.
Практика. Работа с печатной тетрадью (занятие №18, задание 3-4,
стр.36).
22. «Круг».
Теория. Дать представление о круге как общей форме некоторых
предметов. Научить распознавать круг в предметах окружающей обстановки.
Вспомнить счёт до двух; сравнение предметов по свойствам.
Практика. Игровая ситуация «Поможем зайчику убрать игрушки!».
Выполнение игровых упражнений: «Разложите, игрушки по коробкам!»,
«Открой, замок на двери!». Работа с печатной тетрадью (занятие №19,
задание 1-3, стр.37).
23. «Шар».
Теория. Знакомство детей с шаром, его свойствами.
Практика. Игровая ситуация «На помощь Мишутке убрать игрушки».
Выполнение игровых упражнений: «Разложи игрушки», «Найди предмет,
который имеет форму шара»; д/и «Фотоателье». Работа с печатной тетрадью
(занятие №20, задание 1, 2, 5; стр.39-40).
24. «Круг. Шар»
15
Теория. Уточнить представление о шаре, формировать представление
о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей
обстановке. Закрепить представление о круге, умение выделять свойства
предметов и сравнивать предметы по свойствам.
Практика. Работа с печатной тетрадью (занятие №19, задание 4-6,
стр.38; занятие 20, задание 3-4, стр.40).
25. «Пространственные отношения: «на — над — под».
Теория. Дать представление о пространственных отношениях «на»«над»-«под». Учить понимать и правильно употреблять слова «на»-«над»«под» в речи. Вспомнить счёт до двух и свойства предметов при сравнении.
Практика. Игровая ситуация «Принесём щенятам мячики». Игровые
упражнения «Коврики и мячики», «Каждому щенку по мячу». Работа с
печатной тетрадью (занятие №21, задание 1-5, стр.41-42).
26. «Длиннее, короче»
Теория. Знакомство детей со способами сравнения предметов по
длине путем наложения и приложения.
Практика. Выполнение игровых упражнений «Повяжем куклам
шарфы», «Длинный - короткий», «Выложи, дорожки между домиками».
Работа с печатной тетрадью (занятие №22, задание 1,2,4, стр.43-44).
27. «Пространственные отношения: «справа — слева»».
Теория. Знакомство детей с пространственными отношениями
«слева» - «справа». Дать представление о положении предметов справа и
слева от них.
Практика. Игровая ситуация «В гости к Зайчику». Д/и «Магазин»,
выполнение игрового задания «Путь до Зайчика», игра «Справа - слева».
Работа с печатной тетрадью (занятие №23, задание 1-3, стр.45).
28. «Пространственные отношения: «справа — слева»».
16
Теория.
Продолжать
знакомить
детей
с
пространственными
отношениями «слева» - «справа»; формировать представление детей о
положении предмета справа и слева от них.
Практика. Работа с печатной тетрадью (занятие №23, задание 4-5,
стр.46).
29. «Счет до трех».
Теория. Вспомнить числа 1 и 2, счёт до двух. Познакомить с числом 3,
научить считать до трёх.
Практика. Выполнение игровых упражнений «Покормим обезьян»
(«Две и два - поровну», «Три и три - поровну»), работа с карточками
«Мячики для обезьян». Работа с печатной тетрадью (занятие №24, задание
1,2,3,5, стр.47-48).
30. «Треугольник».
Теория. Дать представление о треугольнике как общей форме
некоторых предметов. Учить распознавать треугольную форму в предметах
окружающей обстановке. Вспомнить счёт до трёх, повторить способы
сравнения предметов по свойствам.
Практика. Выполнение игровых заданий: «Шапочки для 3 клоунов»,
«Поможем клоунам разложить вещи по местам», «Выложи картину из трёх
палочек по образцу». Работа с печатной тетрадью (занятие №25, задание
1,2,4,7 стр.49-50).
31. «Число и цифра 3».
Теория. Знакомство с цифрой 3. Научить детей соотносить цифру 3 с
количеством предметов.
Практика. Игровые упражнения: «Помоги животным заселиться в
новые домики», «Карточки с цифрами», «Проложи дорожки между
домиками», «Разложи фигуры по коробкам», п/и «Птички». Работа с
печатной тетрадью (занятие №26, задание 1, 3, 4, 5, стр.51-52; задание 1,
стр.30).
17
32. «Итоговое занятие «Всезнайка в гостях у ребят»»
Теория. Итоговое открытое занятие «Всезнайка в гостях у ребят».
Практика.
1.«Отсчитай 3 мячика». Работа с карточкой «Проведи
линии и поставь в кружочках точки»; 2. «Как называется фигура?», «Найди
на столе предмет схожей формы». 3. «Сравни по длине две ленточки. Сделай
вывод». Задание на карточке «Вверху нарисуй скакалку длиннее той, что на
картинке, а внизу - короче». 4. «Расскажи, что (или кто) находится от тебя
впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева». Работа с карточкой «Назови,
что где находится».
1.4. Планируемые результаты
Результаты к завершению обучения детей
по программе «Игралочка»
(3-4 года, стартовый уровень)
Ребенок:
•
умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего
количества;
•
умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар; находить в
окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
•
умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и
наложения;
•
различает пространственные отношения от себя: «впереди –
сзади», «вверху – внизу», «справа – слева».
18
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Режим
организации
занятий
по
данной
дополнительной
общеобразовательной программе определяется календарным учебном
графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» № 26 от 15.05.2013 (СанПин2.4.1.3049-13).
Календарный учебный график
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов (всего)
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
10.
Окончание учебного года
32
32
1
32
13
19
01.10
01.06 – 31.08
Суббота, воскресенье.
Праздничные
дни,
установленные
законодательством
РФ.
31.05
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
(Фактический адрес: ул. Розы Люксембург, 85а)
1.
Технические средства обучения
Наименование
Общее количество
Ноутбук
1
Магнитафон
1
Мультимедийный проектор
1
Экран
1
19
Принтер
1
Сканер
1
2.
Оборудование и материалы
Наименование
Общее количество
Стол (детский)
6
Стулья (детские)
12
Мольберт
1
Обручи
10
Д/и «Логические цепочки»
10
Д/и «Логический домик»
10
Д/и «Дроби
10
Д/и «Целое-часть»
10
Д/и «Чудо-соты»
10
Д/и «Кубики для всех»
10
Д/и «Игровой квадрат»
10
Д/и «Один-много»
1
Игры-головоломки с использованием счетных
палочек.
Цветные карандаши
10 уп.
Клей-карандаш
10 шт
Наборы кубиков с цифрами и знаками «Учимся
— играя!».
Набор пластиковых магнитных геометрических
фигур.
Набор объемных тел.
Счетный раздаточный материал
5
10 наборов
10
10
на каждого ребёнка
Демонстрационный
материал.
Наборы
иллюстративного материала по темам «Времена
года», «Время суток», «Животные», «Техника»,
«Овощи», «Фрукты» и др.
20
Кадровое обеспечение
Педагог,
имеющий
высшее
профессиональное
образование,
прошедший профессиональную переподготовку по должности «педагог
дополнительного образования».
Методическое обеспечение программы
№
Учебно-методическое оснащение
Общее
количество
Методические пособия
1. Петерсон Л.Г. Игралочка. Практический курс
математики
для
детей
3-4.
Методические
рекомендации. Часть 1/Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова.
– 3-е изд., стереотип. М. : Просвещение, 2021. - 90, [6]
с.
Рабочие тетради
2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая
тетрадь. Математика для детей 3–4 лет. Часть 1.– М.:
БИНОМ, 2020. - 64 с.
1
1
Демонстрационный материал
3. Петерсон Л.Г., Кочемасова
Е.
Е.
Демонстрационный материал. Игралочка. Математика
для детей 3–4 лет. – М.: БИНОМ, 2018.
Раздаточный материал
4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный
материал. Игралочка. Математика для детей 3–4 лет.
– М.: Просвещение, 2021. - 24 листа.
1
1
Организация образовательного процесса
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками
является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их
эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы
ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха
21
необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их
нормального психофизического состояния.
Формы работы с детьми. При всем многообразии форм работы с
детьми дошкольного возраста ряд задач математического развития наиболее
успешно может быть решен в процессе такой формы работы, как занятия, по
своей сути представляющие специально моделируемые в соответствии с
программными задачами образовательные ситуации.
Программа «Игралочка» включает в себя 3 типа образовательных
ситуаций:
•
«открытия» нового знания;
•
тренировочного типа;
•
обобщающего типа.
Особенностью
образовательной
ситуации
«открытия»
нового
знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в
процессе освоения детьми нового для них содержания. Параллельно с этим
дети приобретают первичный опыт преодоления затруднения на основе
рефлексивного метода.
Структура образовательных ситуаций «открытия» нового знания
имеет вид:
1.
Введение в ситуацию.
2.
Актуализация знаний.
3.
Затруднение в игровой ситуации.
4.
Открытие нового знания (способа действия).
5.
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и
умений.
6.
Осмысление.
В образовательных ситуациях тренировочного типа акцент делается
на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций.
Параллельно с этим идёт закрепление знаний, умений, раннее освоенных
22
детьми.
Структура образовательных ситуаций тренировочного типа:
1.
Введение в ситуацию.
2.
Совместная деятельность.
3.
Осмысление.
Цель образовательных ситуаций обобщающего типа заключается в
систематизации накопленного опыта математической деятельности, а также
моделировании диагностических ситуаций для определения динамики
развития детей.
Основные формы и методы организации занятий
Возрастные особенности детей 3–4 лет требуют использования
игровой формы деятельности. Дидактические игры являются формой
усвоения знаний
и способствуют общему развитию ребенка, его
познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Формы организации образовательного процесса:
•
дидактические игры;
•
игры-задания;
•
беседы;
•
работа в тетрадях;
•
совместные действия педагога и ребенка;
•
создание игровой ситуации.
Для развития познавательных способностей и познавательных
интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:
•
элементарный
анализ (установление
связей);
•
сравнение;
•
метод моделирования и конструирования;
•
метод вопросов;
•
метод повторения;
23
причинно-следственных
•
решение логических задач.
Наглядные
методы:
рассматривание
(картин,
макетов);
прослушивание аудиозаписей; показ образца задания, способа действия.
Словесные методы: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения.
Практические
методы:
упражнения,
игровой
метод,
моделирование.
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
организации и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста. Полностью соответствует требованиям ФГОС ДО
(содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная,
вариативная, доступная и безопасная).
Особенности взаимодействия педагога
с семьями воспитанников
Для успешной реализации программных задач предусматривается
взаимодействие с родителями. Общими требованиями к подготовке
родителей к сопровождению ребенка – дошкольника в рамках его траектории
развития при реализации дополнительной программы являются:
- наличие у родителей программы посредством сайта ДОО;
- информирование родителей о соответствии развития ребенка
задачам, поставленным в дополнительной программе, которые сообщаются
родителям в процессе индивидуального общения.
Формы работы по взаимодействию с родителями:
•
Родительское собрание «Нужна ли детям 3-4 лет математика?».
Знакомство родителей с программой «Игралочка».
•
Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных
математических представлений Вашего ребёнка».
•
Консультация для родителей в виде круглого стола «Роль
24
родителей в развитии элементарных математических представлений у
детей».
•
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно
закреплять пройденный материал в домашних условиях».
•
Открытое занятие
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг ведется на основе показателей качества освоения
ребёнком программного материала представленных в таблице (приложение
1). Диагностика проводится в начале учебного года в октябре (выявление
исходного уровня развития ребенка). Результаты диагностики, которая
проводится с детьми в конце года (в мае), позволяют судить об их
продвижении в развитии.
25
Список литературы для педагога
1. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 3-4 лет: Сценарии
занятий по развитию математических представлений. - М.: ТЦ Сфера,
2001.- 48с.
2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми
3-4 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-80 с.
3. Петерсон Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для детей 34.
Методические
рекомендации.
Часть
1/Л.Г.Петерсон,
Е.Е.
Кочемасова. – 3-е изд., стереотип. М. : Просвещение, 2021. - 90, [6] с.
4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Парциональная образовательная
программа математического развития дошкольников «ИГРАЛОЧКА»
(для детей 3-7 лет).-М.: Просвещениек, 2021.-80 с.
.
26
Приложение 1
Умеет считать до
3, отсчитывать 3
предмета
от
большего
количества
№
Ф.И. ребёнка
I
Умеет узнавать и
называть
круг,
треугольник, шар,
находить
в
окружающей
обстановке
предметы,
сходные по форме
II
I
II
Умеет сравнивать
по длине путем
приложения
и
наложения
I
Различает
пространственные
отношения
от
себя: впереди сзади, вверху внизу, справа слева.
II
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1б (низкий) - допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
2б (средний) - может допускать ошибки, но исправлять сам или после наводящего вопроса взрослого.
3б (высокий) - правильно выполняет задание сам.
Итоговый результат определяется по критериям:
1-1,5- низкий уровень
1,6 - 2,5 – средний уровень
2,6-3 - высокий уровень
27
I
II
Итого
I
II