муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского муниципального округа Свердловской области
«Детский сад № 51»
Принята педагогическим советом
УТВЕРЖДАЮ:
МБДОУ ПМО СО «Детский сад № 51»
Заведующий МБДОУ ПМО СО
«Детский сад № 51»
Протокол педсовета № 1 от 29.08.2025 г.
__________
Девяшина Д.В.
Приказ № 149 – Д от 29.08. 2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Акварелька»
возраст обучающихся 4-5 лет
срок реализации 8 месяцев
Составила:
Лобанова Светлана Валерьевна
Воспитатель ВКК
1
Аннотация к дополнительной программе
художественной направленности
«Акварелька»
Настоящее
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе в Муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
51»(далее Положение), разработано в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам” (далее - Порядок)
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»
Санитарные правила СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный
N 61573), действующие до 1 января 2027 года.
Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей, утверждённые на
заседании Научно - методического совета по дополнительному
образованию детей Минобразование России 03.06.2003 г.»;
Уставом МБДОУ ПМО СО «Детский сад № 51»(далее Учреждение).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее дополнительная программа) является нормативным документом,
содержащим максимально полную информацию о дополнительном
образовании, имеющим конкретизированные образовательные цели, задачи,
а так же оцениваемые образовательные результаты.
Дополнительная программа выстраивается на принципах конкретности,
точности, логичности, реальности, имеет оптимальный объем, не
перегружена излишней информацией.
Дополнительная программа должна учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей (ст.75, п. 1).
2
Содержание дополнительной программы и сроки обучения
определяются
образовательной
программой,
разработанной
и
утвержденной
Учреждением,
осуществляющим
образовательную
деятельность (ст. 75.п.4). Реализация дополнительной программы может
осуществляться одновременно с реализацией основной образовательной
программой дошкольного образования.
При реализации дополнительных программ используются различные
современные образовательные технологий.
Положение о дополнительной программе вступает в силу с момента
издания приказа об утверждении Положения и действует до внесения
изменения.
По форме организации: программа реализуется в форме кружка.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и
групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Уровень освоения программы: стартовый (краткосрочный)
Программа реализуется на русском языке.
Направленность программы – художественная.
Участники - дети 4 – 5 лет без специального отбора.
Отличительная особенность:
Программа направлена на развитие у детей творческих способностей,
посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности,
формирование эмоционально - чувственного внутреннего мира. Знакомство
детей в увлекательной форме с различными средствами и способами
изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Время проведения: Вторник 16.00-16.20
Количество занятий в год: 32
Количество часов реализации программы в год: 11 часов в год.
Формы и режим: формой организации учебных занятий является
подгрупповая и индивидуальная. Работа педагога с обучающимися
осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности,
закрепление навыков, индивидуального подхода.
3
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка ..................................................................................... 5
1.2. Цели и задачи..................................................................................................... 6
1.3. Принципы и подходы реализации программы ............................................... 6
1.4. Планируемые результат ................................................................................... 7
II. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности .................................................................................. .8
2.2. Содержание разделов программы…………………………………………...8
2.3. Интеграция образовательных областей…………………………………….8
2.4. Сотрудничество с семьями…………………………………………………..9
2.5. Форма подведения итогов…………………………………………………...9
2.6. Учебный план…………………………………………………………………9
III. Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса……...…………………………..10
3.2. Методика обучения…………………………………………………………..11
3.3. Техническое оснащение…………………………………………………….12
3.4. Перспективное планирование………………………………………………13
Список литературы…........................................................................................18
4
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено
стремление узнавать и создавать. И не для кого не секрет, что дети любят
рисовать. Рисование является одним из самых осязаемых видов художественной
деятельности. Воспитать творческого человека без красоты невозможно.
Прекрасное находится рядом с человеком. И чем разнообразней детская
деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.
Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном
этапе. Развитие начинается в дошкольном возрасте. Сухомлин В.А. говорил:
«Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник
творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок».
Все дети талантливы, поэтому нужно развивать талант и дать проявлять их
на практике, в реальной жизни.
Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является
изобразительное творчество с помощью нетрадиционной техникой.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться.
Оригинальное рисование без кисточки и карандашами распаковывает ребенка,
позволяет почувствовать краски, характер их настроение.
Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая
деятельность. И мы должны пробудить в ребенке веру в себя, в свои
способности, в веру в то, что он пришел в этот мир приносить людям радость,
творить добро.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
программы 4-5 лет.
Направленность данной дополнительной программы: учить передавать
образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое
восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую
моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик
на красоту
создаваемых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными
технологиями.
Актуальность программы - развитие индивидуальности каждого
ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному
контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию
приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение
изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это
свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения,
5
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют
мотивационно - потребностную сторону их продуктивной деятельности,
способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких
движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания,
воображения, речи, коммуникации.
При
обучении
рисованию
нужно
учитывать
индивидуальнотипологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно
описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей,
настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную,
направляющую, обучающую.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей
посредством нетрадиционных методов рисования.
Задачи:
▪ Познакомить детей с новыми способами и приемами нетрадиционных
техник рисования.
▪ Способствовать развитию мелкой моторики рук (координацию движения
руки и глаз)
▪ Формировать творческое мышление, интерес к художественному
творчеству.
▪ Развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
▪ Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма,
формы,
▪ Воспитывать внимание, аккуратность.
▪Воспитывать трудолюбие, начатое дело доводить до конца.
1.3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый
ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие,
то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с
учетом возрастных особенностей ребенка.
2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески
пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от
самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения
детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с
6
привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию
самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и
ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и
обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты:
Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в
соответствии с возрастом. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения,
самостоятельности. Проявление творческой активности детьми и развитие
уверенности в себе. Организация выставок детских работ для родителей.
По итогам учебного года дети должны:
• самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и
инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и
применять их;
• самостоятельно передавать композицию, используя
технику нетрадиционного рисования;
• выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
• проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЛКОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ
Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет
держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами . Стучит
предметом о предмет. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую
деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный. Рисует
на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок. Вытаскивает маленькие предметы
из прозрачной банки. По аналогии строит мостик из 3 кубиков. Самостоятельно
строит башню не менее, чем из 3 кубиков. Старается нарисовать вертикальную
линию: погрешность не должна превышать 30°. Перерисовывает крестик, круг,
квадрат. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Содержание программы разделено по видам художественных техник
рисования и построено в определенной последовательности с нарастанием
сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных
способностей. Дети повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых
техниках,
усложняют композицию,
увеличивают объем работы и
экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. Работа с готовыми
формами не только развивает воображение и творчество детей, хорошую ручную
умелость, но и закладывает у них бережное отношение к окружающей природе.
2.2.
2.3. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
«Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного
рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется
непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом в процессе рисования
обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова:
потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить
много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие
коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
«Окружающий мир и природа». Для занятий по изодеятельности
подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные
им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях
дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«Социально – коммуникативное развитие» . Для занятий по
изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют
уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты
обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни
8
людей, о жизни животных. Знакомятся с творчеством художников и основными
направлениями изодеятельности.
«Познавательное развитие». Развивать восприятие, умение выделять
разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина и т.д.).
Продолжать развивать умения сравнивать предметы, устанавливать их сходства и
различие. Продолжать знакомить с цветами спектра. Продолжать формировать
умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.
Совершенствовать глазомер.
«Музыка». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений.
Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления
для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных
чувств.
«Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой
гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
2.4. СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ:
1.Родительское собрание на тему «Использование нетрадиционного рисования»
2.Консультации по применению различных техник нетрадиционного рисования.
3.Помощь в приобретении материалов для рисования.
4.Участие в конкурсах рисунков, поделок, праздничных поздравлениях.
5. Организация выставок, совместных творческих работ.
6.Организация мастер – классов.
2.5. ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
- выставка детских работ;
- открытое занятие
2.6.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Возраст
Время
одного
занятия
4-5 лет
20 минут
месяц
Октябрь
Ноябрь
Периодичность
в неделю
Количеств
о часов
в неделю
Количество
занятий
в месяц
1
20 минут
4
Количество занятий
4
4
Количество
Количество Количеств
часов
занятий в год о часов в
в месяц
год
1 час
20 минут
11 часов
32
( 1час, 40
20мин
минут)
Количество часов
1ч 20 мин
1ч 20мин
9
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1ч40мин
1ч20мин
1ч20мин
1ч40мин
1ч20мин
60мин
5
4
4
5
4
2
ИТОГО
10ч 40мин
32
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формы работы:
1. Практические занятия, в т. ч. беседы об окружающих предметах, о живой и
неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание
художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.
2. Выставки работ.
В работе используются различные методы и приемы: обследования,
наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемномотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.
Методы и приемы:
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово,
вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный
показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символыориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием,
совместное действие педагога с детьми.
Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Структура занятия:
1. Вступительная беседа (2-3 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение,
через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой.
Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет
роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере
того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему
предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им
образа.
2. Выполнение задания (15 мин). Самостоятельное выполнение или с
помощью педагога.
3. Заключительная часть (2-3 мин).
10
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ.
Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
Программа «Акварелька» реализуется в кружковой работе. Предполагает
проведение одного кружкового занятия в неделю в течение 20 минут.
3.2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Нетрадиционные техники рисования
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска
смывается.
Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или
окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге.
Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы
руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.
Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация
фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и
мисочка и печатка.
Рельефный рисунок: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному
рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку или соль (по рисунку).
Дальше с помощью пипетки и красок можно раскрасить получившийся рельеф.
Рисование ватными палочками: ребенок закрашивает картинку точками.
Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на
рисунок, контур которого уже нарисован.
Оттиск смятой бумагой: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет,
меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель: ребенок рисует восковыми мелками на белой
бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок
мелками остается не закрашенным.
Отпечатки листьев: ребенок покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения
отпечатка.
Печать по трафарету: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон
к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью
11
трафарета.
Монотипия предметная: Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри,
на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и
прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Эбру:
техника рисования на воде. Рисование на специально
подготовленном растворе. Рисунок с поверхности воды переносится на лист
бумаги.
Тонирование: окрашивание поверхности бумаги разными техниками с
помощью фольги, фломастеров и воды; с помощью акварели и пленки.
Рисование солью: используется техника рисования по сырому. На мокрый
раскрашенный лист насыпается соль, соль впитывает краску и при высыхании
удаляется с рисунка, оставив характерные разводы.
Рисование мыльными пузырями: в стаканчике с мыльными пузырями
смешивается краска. Трубочкой раздуваются пузыри и переносятся на лист
бумаги, оставляя при высыхании характерный рисунок.
3.3.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
1. Листы бумаги.
2. Гуашь.
3. Акварель.
4. Пальчиковые краски.
5. Акриловые краски.
6. Восковые карандаши.
7. Кисти мягкие и жесткие.
8. Крупа, соль.
9. Подносы.
10. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
11. Стаканы для воды.
12. Палитра.
13. Ватные палочки.
14. Влажные салфетки
15. Клей ПВА
16. Пипетки
17. Набор ЭБРУ
12
3.4. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Нетрадиционная техника
1.
«Осень лиса»
Отпечаток
листьев
2.
«Подсолнух»
Рисование
ватными
палочками
3.
«Яблочный
компот»
Оттиск
4.
«Кленовый
лист».
Тонирование
1.
2.
«Краски
осени».
«Рыжий Кот»
Рисование
мелом.
Рисование
мелом
3.
«Тыква».
Оттиск
печатками.
4.
«Летучие
мыши».
Рисование
печатками.
1.
«Северное
сияние»
Рисунок с
резервом.
2.
«Ёлочные
игрушки».
Оттиск.
Программное содержание
Октябрь
Продолжать знакомить
детей с нетрадиционной
техникой рисования.
Продолжать знакомить с
техникой рисования
ватными палочками.
Воспитывать
аккуратность.
Продолжать учить
наносить оттиск
крышками.
Познакомить с техникой
тонирования
фломастерами по фольге.
Ноябрь
Техника растушевки
мелом вокруг шаблона.
Учить рисовать шерсть
животных мелом по
тонированному картону от
центра к краю.
Закрепить умение
украшать простые по
форме предметы, нанося
рисунок по возможности
равномерно на всю
поверхность бумаги.
Обрисовывать шаблон
печатками по контуру.
Декабрь
Продолжать знакомить с
техникой рисования
обрисовывания по
шаблону и растушевке
мела.
Рисование поролоном с
использованием
трафарета.
13
Оборудование
Листья деревьев, гуашь,
кисти, салфетки.
Основа подсолнуха с
пустой серединой.
Гуашь чёрная.
Основа в виде банки.
Крышки, гуашь.
Фольга, фломастеры,
шаблон кленового
листа. Пульверизатор.
Черный картон, шаблон
животных, мелки.
Тонированный картон,
мел, детали мордочки.
Основа в форме тыквы.
Гуашь. Элементы
оформления.
Заготовка в виде
летучей мыши, черный
тонированный картон.
Тонированные листы
бумаги (синие,
фиолетовые). Мелки,
бумага. Шаблон белого
медведя.
Гуашь, акварель,
альбомные листы,
поролон, трафареты
елочных игрушек,
стаканчики с водой,
салфетки, ножницы,
кисти.
3.
«Новогодняя
ёлка»
Отпечаток на
фольге.
Рисование на фольге.
Монотипия.
Фольга, гуашь, белая
бумага.
4.
«Снежинки».
Рельефный
рисунок солью.
Тюбик с клеем ПВА,
соль.
5.
«Снежинки»
Рельефный
рисунок солью.
1.
«Тонирование Тонирование
»
2.
«Веселый
снеговик».
Рисование
мелом.
3.
«Страшила»
Размывание.
1.
«Салют».
2.
«Гном»
Рисование
мелом
Рисование
вилкой
3.
«День
Ангела»
Учить рисовать снежинку
клеем ПВА и посыпать
солью.
Раскрашивать готовую
основу краской с
помощью пипетки.
Январь
Познакомить детей с
новым способом
тонирования с помощью
фломастеров и плёнки.
Продолжать учить
использовать такое
средство
выразительности, как
фактура.
Познакомить детей с
техникой рисования,
размывания краски солью.
Февраль
Продолжать упражнять в
рисовании мелками.
Познакомить детей с
техникой рисования
вилкой.
Продолжать знакомить с
техникой пальцеграфии.
Развивать фантазию,
интерес к работе
с красками
Учить делать ритмичные
отпечатки, фиксируя
пальчики.
Воспитывать
аккуратность в работе,
желание дорисовывать
детали
Рисование
ладошкой
Гуашь синего цвета,
пипетка.
Листы бумаги, пленка,
фломастеры
пульверизатор.
Бумага белая, шаблон
снеговика, мелки.
Соль, краска, детали
трафарета.
Тонированная бумага.
Мелки.
Вилка, гуашь.
Черный лист бумаги
Гуашь белого цвета
Кисти широкие
Салфетки
4
1.
«Перо Жар птицы».
Рисование
мелом
2.
«Цветы».
3.
«Цветы в
техике Батик»
Рисование
мыльными
пузырями
Батик
Март
Упражнять детей в
рисовании мелом с
использованием ватной
палочки.
Упражнять в рисовании
мыльными пузырями.
Познакомить детей с
техникой батик на
бумажной салфетке.
14
Цветной мел, ватные
палочки.
Лист белой бумаги,
мыльные пузыри,
гуашь.
Акварель, пипетка,
бумажная салфетка.
4.
«Полосатые
лошадки».
Рисование
акварелью.
Упражнять детей в
рисовании акварелью.
Развивать воображение,
чувство композиции.
Тонирование бумаги для
композиции.
Апрель
Упражнять в технике
оттиска.
Знакомить с новой
техникой рисования- эбру.
Продолжать
совершенствовать навык
рисования солью.
Продолжать
совершенствовать навык
рисования солью.
Май
5.
«Тонирование
бумаги».
Тонирование
1.
«Осьминог»
Отпечаток
2.
3.
«Цветная
картина».
«Медуза».
4.
«Медуза».
Рисование
эбру
Рельефный
рисунок
солью.
Рельефный
рисунок
солью.
1.
«Одуванчики».
Манкография. Познакомить с техникой
манкографии.
Манка, акварель.
Основа зеленого цвета.
2.
«Картина с
красивыми
голубыми
цветами для
украшения
группы».
Рисование
скомканным
целлофаном,
скомканной
бумагой.
Развивать воображение и
творество.
Лист ватмана,
украшенный красивой
рамкой, 1/2 альбомного
листа, палитра, белая и
синяя гуашь, кисти.
3
Картинки Эбру
Эбру
Продолжать знакомство с
техникой Эбру.
Набор эбру. Шаблоны
животных.
4.
«Бабочка».
Монотипия.
Продолжать учить детей
рисовать в технике
монотипии.
гуашь, кисти, салфетки.
15
Бумага белого цвета,
шаблон, акварель.
Акварель, плёнка.
Гуашь, шаблон из
пузырьковой пленки.
Набор для эбру.
Клей ПВА, соль.
Акварель
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
И.А.Лыкова «Цветные ладошки».
К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет. Рисуем и познаём окружающий мир». «Издательство Гном
и Д», 2006 г.
Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: МозаикаСинтез, 2005 г.
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.:
Мозаика-Синтез, 2006 г.
Никологорская О.А. «Волшебные краски», М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004 г.
Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного
возраста», М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
«Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий». / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ
Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник» [Электронный
ресурс
16
17