ДОП ВСЕЗНАЙКА 5-7 лет

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского муниципального округа Свердловской области «Детский сад №51»

СОГЛАСОВАНА:
педагогическим советом
МБДОУ ПМО СО «Детский сад №51»
Протокол № 1 от 29.08.2025г

УТВЕРЖДЕНА:
заведующим МБДОУ ПМО СО
«Детский сад №51»
_______Д.В. Девяшина
Приказ № 149-Д от 29.08.2025г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программе социально-гуманитарной направленности
«ВСЕЗНАЙКА»

Разработчик
Мохова Елена Владимировна,
педагог дополнительного
образования

Полевской
2025

ВВЕДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей
дошкольного возраста «Всезнайка» соответствует основным нормативно-правовым
документам дошкольного образования:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациями воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее СанПиН)

Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программ» (да- лее
Порядок)

Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».

Закону РФ от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», приказу Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155

«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования», постановлению Правительства РФ от
15.08. 2013 года № 706

«Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и
общего образования», постановлению Главного государственного
санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в дошкольном
возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать
определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не
все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, потому
при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета!
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка,
формирование его познавательных и творческих способностей.
Образовательная
программа дополнительного образования детей
дошкольного возраста «Всезнайка» (от 4 до 7 лет) составлена в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, в основе использовались программы и пособия «Гармония
развития» Т. А. Фалькович, Л.П. Барылкина; программа «Математика» Е.В.
Колесниковой, «Игралочка» Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина, « Игровые задачи
для дошкольников» З.А. Михайлова.
2

Программа предусматривает углубление и расширение представлений
детей о свойствах и отношениях предметов посредством игры нового
содержания, в котором преобладают логические задачи, ведущие к познанию
закономерностей, простых алгоритмов. В ходе освоения чисел педагог
способствует осмыслению детьми последовательности чисел и место
каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовать
число больше или меньше заданного, доказать равенство или неравенство
группы предметов по числу, находить пропущенное число. Измерение (а не
только счет) является при этом ведущей практической деятельностью.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического
содержания направлено на развитие познавательных и творческих
способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать
закономерности,
связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и
ход решения творческой задач.
Цель программы: осуществить математическую подготовку
дошкольников и вывести развитие их на уровень, достаточный для
успешного усвоения математики в школе, формировать учебную и
мотивационной готовности детей к обучению в 1 – м классе
Задачи:
•
Обучающие: формирование необходимого уровня математических
представлений о натуральном числе и арифметических действиях (числовая
грамотность), величине и геометрических фигурах;
•
Общеразвивающие:

3

- развитие логического мышления (мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, сериации, классификации) и других
психических процессов (памяти, восприятия,, произвольного внимания,
творческого воображения и т.д.);
- развитие личностных качеств детей (мотивационной готовности,
нравственных качеств, воли, трудолюбия и т. д.)
- увеличение объема внимания и памяти;
- развитие речи, введение в активную речь математических терминов,
активное использование знаний и умений, полученных в организованной
деятельности (на занятиях).
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа состоит из разделов, соответствующих возрастным периодам
дошкольного детства (для средней, старшей, подготовительной групп).
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-принцип психологической комфортности: создается образовательная
среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
-принцип природосообразности: образовательный процесс строится
согласно логике (природе) развития личности ребенка;
-принцип индивидуализации: создаются условия для наиболее полного
появления индивидуальности, как ребенка, так и педагога;
-принцип индивидуального подхода: максимально учитываются
индивидуальные особенности ребенка и создаются наиболее благоприятные
условия для их развития;
-принцип гуманистичности: ребенок рассматривается как активный
субъект совместно с педагогом деятельности.
МЕТОДЫ ФОРМЫ РАБОТЫ:

Методы
организации
и
осуществления
учебнопознавательной деятельности:
- Рассказ или беседа;
- Наглядный – демонстрационный материал;
- Индуктивный – от частного к общему;
- Дедуктивный – от общего к частному;
- Аналитический – решение логических задач;
- Работа под руководством педагога;
- Самостоятельная работа дошкольников.
- Решение задач - (составление простейших задач на сложение и вычитание).
Методы контроля и самоконтроля:
- устные;
- письменные;
- индивидуальные;
4

- фронтальные.
Методы стимулирования учебной деятельности:
- дидактические игры;
- занимательные задания;
- математические конкурсы, соревнования;
- поощрение.

5

Данные методы способствуют выполнению поставленной цели, успешному
усвоению программы, активизации познавательной деятельности детей,
развивают их самостоятельность. У дошкольников появляется интерес к
математике, желание овладеть новыми знаниями, умениями и навыками и
применять их на практике.
Формы обучения:
•
Занятия – основная форма обучения. Проводится в отдельном
кабинете, подготовленным и оснащенным всем необходимым
материалом.
•
Дополнительные
формы
работы
(конкурсы,
соревнования,
интеллектуальные марафоны). Дети показывают знания, умения и навыки,
которые они получили на занятиях.
•
Индивидуальные формы работы.
БАЗОВЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№

Количество часов
Практика
Всего
5
6

1

Разделы программы
Количество и счет

2
3

Величина
Ориентировка в пространстве

0,5
0,5

4
2

4,5
2,5

4

Ориентировка во времени

0,5

2

2,5

5

Простейшие геометрические представления

0,5

2

2,5

6

Геометрические фигуры

1

3

4

7

Графические работы

1

3

4

8

Логические задачи

1

5

6

Итого

6

26

32

Теория
1

Второй год обучения.
№
1

Разделы программы
Количество и счет

2
3

Величина
Ориентировка в пространстве

4

Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
5
6
1
0,5

2
1,5

3
2

Ориентировка во времени

1

2

3

5

Простейшие геометрические представления

1

3

4

6

Геометрические фигуры

1

3

4
6

7

Графические работы

8

Логические задачи
Итого

1

3

4

0,5

5,5

6

7

25

32

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ВСЕЗНАЙКА»
Первый год обучения (4-6 лет)
1. Количество и счет.

Вводное занятие. Диагностика.
Теоретическое занятие.
Выявление уровня развития математических способностей у детей 4-6 лет (диагностика)
Практическое занятие.
Числа от 0 до 20;
Прямой счет в пределах 20 без операциями над ними;
Ориентировка в счете до 100;
Счет десятками до 100;
Состав чисел о 2 до 10
Знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно;
Числа – соседи, последующие, предшествующие числа, последнее, предпоследнее число;
Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество);
Преобразование неравенства в равенство и наоборот;
Решение арифметических примеров и задач с использованием знаков (+), (-), (=), (>), (<),
неравно.
2. Величина.

Теоретическое занятие.
Понятие величина, форма, размер, цвет, признаки.
Практическое занятие
Сравнение предметов по длине, высоте, ширине и толщине (повторение);
Сравнение предметов по размерам, форме и цвету (повторение);
Сравнение предметов по 2-3 признакам;
Введение в активную речь понятий: глубокий, мелкий, жарче, холоднее, быстрее,
медленнее; одинаковые по высоте, одинаковые по толщине, одинаковые ширине,
одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Выделение из группы предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 2-3 признакам;
Выбор и группировка предметов по 2-3 признакам из группы предметов;
Изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, форма, цвет);
Методы наложения и приложения.
Ориентировка в пространстве.
Теоретическое занятие.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед,
назад.
Понятия: слева, справа, вверху, внизу (повторение);
Совершенствование координации движений и точности их выполнения.
Практическое занятие.
Ориентировка в тетради в клеточку (0,7).
Ориентировка в клеточках: левая, правая, верхняя, нижняя стороны клетки; верхний
левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы клетки.
Ориентировка в кабинете по словесной инструкции, по плану.

3.

8

Направление движения: в том же направлении, в противоположном направлении, по
часовой стрелке, против часовой стрелки; слева направо, справа налево, сверху вниз,
снизу вверх, вперед, назад.
Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом;
Активация в речи предлогов: в. на, под, за, перед, между, от, к, через.
• Ориентировка во времени.
Теоретическое занятие.
Знакомство с понятием время, час, получас, минута.
Практическое занятие.
Закрепление представлений: утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года,
год;
Цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года;
Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера;
Ориентировка в днях недели (первый – понедельник, второй – вторник….);
Ориентировка в месяцах (первый – январь, второй – февраль…);
Знакомство с мерами времени: час, получас, минута.
• Простейшие геометрические представления.
Теоретическое занятие
Понятие сантиметр, миллиметр.
Практическое занятие.
Точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальная и вертикальная линии; ломаная и
кривая линии.
Знакомство с мерой длины: сантиметр, миллиметр.
Ученическая линейка; измерение длин и начертание отрезков разной длины с помощью
линейки, измерение сторон г/фигур с помощью ученической линейки.
• Геометрические фигуры.
Теоретическое занятие.
Понятие: плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела.
Практическое занятие.
Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник,
многоугольник, трапеция, ромб;
Знакомство с объемными телами: куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида;
Нахождение в окружающем мире предметов, имеющих форму объемных фигур;
Углы фигур, стороны, вершины;
Практическое использование линейки для измерения длин, сторон и начертания
геометрических фигур;
Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур;
Классификация фигур по 2-3признакам (размер, форма, цвет, величина);
Выделение из группы фигур «лишней» фигуры, неподходящей по 2-3 признакам.
Деление фигур на равные и неравные части;
Сборка целых фигур из 10-12 частей.
• Графические работы.
Теоретическое занятие.
Знакомство с тетрадью и ее назначением, с клеткой.
Практическое занятие.
Рисование узоров на слух по клеточкам;
Штриховка и раскрашивание узоров;
Графические диктанты по клеточкам (0,7 см);
9

Рисование различных предметов по памяти;
Срисовывание предметов по точкам, по клеточкам, в разных масштабах;
Дорисовывание недостающих частей предмета, ориентируясь на образец.
• Логические задачи.
Теоретическое занятие.
Знакомство с логическими задачами, загадками, задачами – шутками.
Практическое занятие.
Нахождение логических связей, закономерностей.
Нахождение «четвертого лишнего».
Головоломки различного вида сложения.
Выделение и группировка предметов по 2-3признакам.
Задания, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление.
Занимательные вопросы, ребусы, логические загадки; задачи-шутки.
Математические конкурсы, викторины.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
занятия
22.09
29.09
01.10

Первый год обучения (4-6 лет)
Тема занятия
Программное содержание
Мониторинг
Мониторинг
«Считай не ошибись!»

Цель: усвоение порядка следования чисел
натурального ряда, упражнение в прямом
и обратном счете
Цель: соотнесение формы предмета с
геометрической фигурой.

08.10

«Найди предмет такой же
формы»,

15.10

«Четвертый лишний»

22.10

«Подбери обувь»

05.11

«Сколько геометрических
фигур?»

12.11

«Лабиринт. Дорисуй
картинку».

Цель: развивать пространственные
представления, умение обобщать.

19.11

«Лабиринт. Дорисуй
картинку».

Цель: развивать пространственные
представления, умение обобщать.

26.11

«Дорисуй и раскрась»

Цель: закрепить отношение: часть - целое.

03.12

«Разложи лекарства»

Цель: закреплять порядковый и
количественный счет, закреплять умение
соотносить цифру с количеством
предметов. Повторить свойства
предметов, форму геометрических фигур,
актуализировать умение выражать
свойства предметов в речи

Цель: закрепление пространственные
отношения: справа, слева.
Цель: сравнение предметов по всем
показаниям величины
Цель: закрепление названий
геометрических фигур, знания их
особенностей

10

10.12

«Самый внимательный.
Выложи по образцу».

17.12

«Что сначала, что потом?
Покажи одинаковые цифры».

24.12

«Что сначала, что потом?
Покажи одинаковые цифры».

14.01

«Разные дома. Забор»

21.01

«Продолжи закономерность»

28.01

11.02

«Какой домик лишний и
почему?»
«Какой домик лишний и
почему?»
Цель: закрепить
представление о
многоугольниках.
«Круглый год»

18.02

«Математическое домино»

25.02

«Выбери нужный предмет.

04.03

«Поменяй признак»

11.03

«Логические цепочки»

18.03

«Найди лишний предмет.
Закончи рисунок».

25.03

«Кого надо нарисовать? Найди
похожие круги. Какая фигура
будет последней»?

1.04

«Обведи дорожки»

8.04

«Найди нужную деталь.
Построй домик».

15.04

«Составь задачу и запиши»

4.02

Цель: развивать зрительную память,
умение моделировать. Развивать
логическое мышление
Цель: развивать умение понимать
последовательность, наблюдательность,
умение видеть закономерность
Цель: развивать умение понимать
последовательность, наблюдательность,
умение видеть закономерность.
Цель: развивать умение делить предметы
на 4 части. Сравнение целого и части.
Цель: закрепить закономерности
Цель: закрепить представление о
многоугольниках
«Укрась коврик»
Цель: закрепление знаний
геометрических фигур, развитие
пространственных представлений.
Цель: закрепление названий месяцев в
году.
Цель: развивать умение соотносить число
и количество предметов. Развивать
внимание, воображение,
наблюдательность.
Найди похожие кубики».
Цель: развивать внимание,
наблюдательность, умение сопоставлять.
Логическое мышление.
Цель: закрепить пространственные
отношения: внутри - снаружи.
Цель: закрепить представление о
числовом отрезке
Цель: развивать умение
классифицировать и обобщать, развивать
логическое мышление, умение
ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
Цель: развивать наблюдательность,
логическое мышление, умение делать
умозаключения.
Цель: закрепить пространственные
отношения: впереди - сзади.
Цель: развивать внимание,
наблюдательность, умение соединять
детали, умение концентрировать
внимание.
Цель: развивать умение решать задачи.
Закрепить порядковый счет. Повторить
изученного материала.
11

22.04

«Опыты с кольцом и листом
Мебиуса»

29.04

«Что сначала, что потом»

06.05

«Задачи-шутки. Найди
похожие кораблики. Соедини
их вместе».

13.05

«Раскрась так же»

20.05

«Путешествие по комнате»

27.05

Мониторинг

Цель: познакомить с понятием
бесконечность, со свойствами
полученных в результате опытов фигур.
Цель: закрепить временные отношения:
раньше - позже
Цель: упражнять в решении загадок-задач
и задач-шуток. Развивать умение
сопоставлять, наблюдательность,
внимание.
Цель: закрепить сравнение групп
предметов по количеству.
Цель: закрепление понятий вверху, внизу,
слева, справа, над, под и т.д.

Второй год обучения (6-7 лет)
• Количество и счет .
Теоретическое занятие.
Понятие: задача, структура задачи.
Практическое занятие.
Числа от 0 до 20.
Прямой и обратный счет в пределах 20.
Счет тройками до 21 и обратно.
Ориентировка в счете десятками до 100.
Состав чисел от 2 до 20.
Знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно.
Числа – соседи, последующие, предшествующие числа, последнее, предпоследнее число;
Преобразование неравенства в равенство и наоборот;
Познакомить со структурой задачи (условие, вопрос, решение, ответ);
Составление и решение задач, нахождение в задаче условие, вопрос, решение, ответ.
Решение арифметических примеров
с использованием знаков (+), (-), (=), (>), (<),
неравно.
• Величина.
Теоретическое занятие
Повторение 1 курса.
Практическое занятие
Сравнение предметов по длине, высоте, ширине и толщине (повторение).
Сравнение предметов по размерам, форме и цвету (повторение).
Сравнение предметов по 2-3 признакам.
Формирование понятий: пустой, полный, глубокий, мелкий, легкий, тяжелый, жарче,
холоднее, быстрее, медленнее.
Выделение из группы предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 2-3 признакам.
Выбор и группировка предметов по 2-3 признакам из группы предметов.
Методы наложения и приложения (повторение).
•

Ориентировка в пространстве.

12

Теоретическое занятие
Понятия: в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке,
против часовой стрелки.
Практическое занятие
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед,
назад (повторение).
Ориентировка в тетради в клеточку (0,7).
Ориентировка в клеточках: левая, правая, верхняя, нижняя стороны клетки; верхний
левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы клетки.
Ориентировка в кабинете по словесной инструкции, по плану, схеме.
Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Активация в речи предлогов: в. на, под, за, перед, между, от, к, через.
Формирование понятий: каждый второй, каждый третий, последующий, предпоследний,
последний.
• Ориентировка во времени.
Теоретическое занятие
Повторение 1 курса.
Практическое занятие
Закрепление представлений: утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года,
год.
Цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года.
Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
Ориентировка в днях недели (первый – понедельник, второй – вторник….);
Ориентировка в месяцах (первый – январь, второй – февраль…);
Знакомство с мерами времени: час, получас, минута, часы.
• Простейшие геометрические представления.
теоретическое занятие
Понятия: точка, луч, угол, отрезок; прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
ломаная и кривая линии; разомкнутые и замкнутые линии
Практическое занятие
Меры длины: сантиметр.
Практическое использование линейки для измерения длин, сторон и начертания
геометрических фигур.
• Геометрические фигуры.
Теоретическое занятие
Понятия: усеченные фигуры.
Практическое занятие
Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник,
многоугольник, трапеция, ромб.
знакомство с объемными телами: куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида, кирпичик,
брусок, параллелепипед, усеченные фигуры.
Нахождение в окружающем мире предметов, имеющих форму объемных фигур.
Углы фигур, стороны, вершины.
Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур
Классификация фигур по3-4признакам (размер, форма, цвет, величина);
Выделение из группы фигур «лишней» фигуры, неподходящей по 2-3 признакам.
Деление фигур на равные и неравные части;
Сборка целых фигур из 15-20 частей.
13

• Графические работы.
Теоретическое занятие
Повторение 1 курса.
Практическое занятие
Рисование узоров на слух по клеточкам.
Штриховка и раскрашивание узоров.
Графические диктанты по клеточкам.
Рисование различных предметов по памяти.
Срисовывание предметов по точкам, по клеточкам, в разных масштабах.
Дорисовывание недостающих частей предмета, ориентируясь на образец.
• Логические задачи.
Теоретическое занятие
Повторение 1 курса
Практическое занятие
Нахождение логических связей, закономерностей.
Нахождение отличий в двух одинаковых картинках.
Нахождение «четвертого лишнего», нахождение отличий у 3-5 предметов.
Выделение и группировка предметов по 2-3признакам.
Задания, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
Занимательные вопросы, ребусы, загадки.
Логические загадки; задачи-шутки;
Математические конкурсы, викторины.

Дата
занятия
24.09
01.10

Комплексно-тематическое планирование
Второй год обучения (6-7 лет)
Тема занятия
Программное содержание
Мониторинг
«Посчитай и обозначь
цифрой»

8.10

«Раздели на группы»

15.10

«Засели домики»

22.10

«Какой по счету?»

31.10

«Какой по счету?»

05.11

«Какое число больше?»

Цель: закреплять умение соотносить
количество предметов с
соответствующей цифрой.
Цель: развивать умение делить
множества на части, в которых элементы
отличаются каким-либо признаком,
объединять части в целую группу,
дополнять, удалять из множества части.
Цель: закрепление знаний по
образованию чисел, навыков
количественного счета в пределах 10.
Цель: закрепление навыков порядкового
счета, уточнение представлений о
взаимном расположении предметов в
ряду: слева, справа, до, после, между,
перед, за, рядом.
Цель: закрепление навыков порядкового
счета, уточнение представлений о
взаимном расположении предметов в
ряду: слева, справа, до, после, между,
перед, за, рядом.
Цель: развивать умение сравнивать
смежные числа.
14

12.11

«Найди нужный предмет»

19.11

«Раздели на части»

26.11

«Чего больше?»

03.12

«Больше или меньше?»

10.12

«Мы исследователи»

17.12

«Назови фигуру и ее свойства.
Сложи узор из счетных
палочек».

24.12

«Магазин»

14.01

«Создай картину »

21.01

«Который час?»

28.01

«Двигаемся по команде»

04.02

«Займи свое место»

11.02

«Угадай сколько, если в
правой руке… то в левой …»

18.02

«Назови слова с
противоположным значением»

25.02

«Измерь»

Цель: упражнять в подборе предметов по
слову, обозначающему форму.
Цель: уточнение приемов деления
предметов на две, четыре и восемь
равных частей; установление отношения
целого и части.
Цель: сравнение и измерение длины
предметов (отрезков прямых линий) с
помощью условной меры (бумаги в
клетку). Развитие понимания результата
измерения длины от величины меры
Цель: закреплять знания о знаках: “<”,
“>”, развивать умение обозначать
количество предметов знаками.
Цель: развивать умение измерять объем
жидких и сыпучих веществ с помощью
условной меры. Развитие понимания
зависимости результата измерения
объема от величины меры.
Цель: развитие представлений о
геометрических фигурах. Сравнение,
зарисовка, видоизменение фигур;
моделирование фигур из частей и
палочек.
Цель: продолжать знакомить с монетами
различного достоинства.
Цель: развитие ориентировки на
плоскости (лист бумаги, доска, страница
книги, тетради). Уточнение понятий:
вверху – внизу, слева – справа, выше –
ниже, правее – левее, правый верхний
угол, левый нижний угол, в середине, во
круг и т.д.
Цель: развивать умение определять время
по часам.
Цель: развивать умение изменять
направление движения по заданию
педагога.
Упражнять в воспроизведении движений
по названному числу.
Цель: Развивать умение ориентироваться
в пространстве с помощью плана
групповой комнаты.
Цель: Продолжать развивать умения
моделировать отношений между числами
числового ряда.
Цель: закрепление понятий : широкоузко, далеко – близко, выше-? Меньше-?
Прибавить -? Длинный-? Толстый-? и т.д.
Цель: развивать умение измерять длину
отрезка с помощью мерки (мерка равна
15

04.03

«Сравни»

11.03

«Сколько нас без одного?»

18.03

«Реши задачу»

25.03

«Найди спрятанную игрушку »

01.04

«Что за чем следует»

08.04

«Составь задачу и запиши»

15.04

«Опыты с кольцом и листом
Мебиуса»

22.04

«Разделите на 2 равные
группы».

06.05

«Заблудившиеся цифры»
(модель логического древа
(две ветки).

13.05

«Запиши при помощи цифр»

20.05

Развлечение «Юные
математики»
Мониторинг

27.05

длине 2 клеток).
Цель: упражнять в сравнении смежных
чисел, используя знаки< >.
Цель: продолжать развивать умение
составлять арифметические задачи и
понимать смысл того, к каким
количественным изменениям приводит
практические действия с предметами, о
которых говорится в задаче.
Цель: закрепление знания структуры
задачи (понятия: условие, вопрос).
Придумывание задач детьми; решение
задач используя цифры и математические
знаки.
Цель: умение ориентироваться в
пространстве с помощью плана
групповой комнаты. находить
спрятанную игрушку.
Цель: закреплять знание времен года,
месяцев и дней недели
Цель: развивать умение составлять и
решать арифметические задачи в одно
действие на сложение и вычитание.
Знакомство со способами вычислений.
Запись задач с использованием цифр и
арифметических знаков (+, -, =).
Цель: познакомить со свойствами
геометрических фигур полученных в
результате их деформации.
Цель: развивать умение работать в парах,
следить за выполнением задания.
Цель: продолжать развивать умения
моделировать отношений между числами
числового ряда при помощи моделей
типа логического древа.
Цель: развивать умение составлять
числовое выражение при помощи цифр и
знаков.
Цель: закрепление изученного материала.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями
К концу первого года обучения:
•
числа от 1 до 10 и их графическое изображение;
•
порядковый и обратный счет в пределах 10;
16

•
предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;
•
- состав чисел о 2 до 10;
•
- счет в пределах 20 без операциями над ними.
•
- знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно.
•
простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая,
горизонтальные и вертикальные линии.
•
практическое использование линейки для измерения длин, сторон и начертания
отрезков в сантиметрах;
•
понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом,
высоко, низко, глубоко;
•
геометрические фигуры: плоские - треугольник, круг, квадрат, прямоугольник,
овал, многоугольник; объемные – куб, кирпичик, пирамида, шар, пластина.
•
вершины, стороны, углы фигур;
•
основные цвета и их оттенки;
•
названия сторон и углов клетки;
•
строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7);
•
предлоги: в, на, под, за, перед, между, от, к;
•
временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
•
названия дней недели; месяцев и времен года.
•
УМЕТЬ:
•
считать от 1 до10 и от 10 до 1; до 20;
•
находить и сравнивать числа – соседи;
•
решать простейшие арифметические задачи, используя знаки (+), ( -), (=)
•
находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;
•
изменять геометрические фигуры по 1 -2 признакам;
•
подбирать и группировать предметы по 2-3 признакам;
•
ориентироваться на листе, в тетради в клетку (0.7)
•
ориентироваться в пространстве; во времени (время суток, дни недели, месяцы,
времена года);
•
правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
•
сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, высота, длина,
ширина, толщина;
•
использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;
•
измерять длину отрезков, записывать их значение в сантиметрах;
•
рисовать узоры (на слух) в тетрадях;
•
срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;
•
логически формулировать ответы;
•
продолжать логический ряд фигур и предметов;
•
решать математические загадки, ребусы, головоломки.
К концу второго года обучения:
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Знать:
числа от 1 до 20;
порядковый счет в пределах 20; счет двойками до 21;
состав числа первого и второго десятка;
предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;
понятия: до, между, после, рядом;
названия сторон и углов клетки в тетради;
знаки (+),(-),(=), (<), (>), неравно и правильно их использовать;
прием попарного сравнения, методы наложения и приложения;
17

•
масштаб, план;
•
направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, вперед, назад, в
том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой
стрелки;
•
плоскостные геометрические фигуры, их вершины, стороны, углы;
•
объемные геометрические тела;
•
УМЕТЬ:
•
считать от 1 до20 и от 20 до 1;
•
считать двойками в пределах 20;
•
считать тройками в пределах 21;
•
считать десятками до 100;
•
считать с использованием порядковых числительных (первый, второй …) в
пределах 20;
•
знать состав числа первого и второго десятка;
•
правильно использовать знаки (-), (+),(<), (>), (=), неравно, при решение задач и
примеров;
•
преобразовывать равенства и неравенства и наоборот;
•
сравнивать предметы по различным признакам: размер, цвет, форма, высота, длина,
ширина, толщина, вес;
•
сравнивать предметы по 3-4признакам;
•
выбирать и группировать предметы по 3-4признакам;
•
пользоваться приемом попарного сравнения и методами наложения и приложения;
•
называть простейшие геометрические понятия: точку, отрезок, луч, угол, прямую
линию, ломаную линию, кривую линию, разомкнутую линию, замкнутую линию;
•
пользоваться ученической линейкой для измерения отрезков, углов, высоты, длины
и ширины предметов и геометрических фигур;
•
начертить отрезки заданной длины;
•
правильно называть и показывать все известные геометрические фигуры, их
вершины, стороны и углы;
•
делить фигуры на равные и неравные части;
•
собирать фигуры из нескольких частей;
•
собирать из геометрических фигур предметы окружающего мира;
•
изменять фигуры по 2-3 признакам (размер, цвет, форма);
•
показывать и называть объемные геометрические фигуры, находить в окружающем
мире предметы, имеющие форму объемных тел;
•
ориентироваться в пространстве;
•
выбирать и называть направления движения;
•
правильно использовать в речи предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к,
через;
•
ориентироваться в клеточке, в тетради в клеточку (0,7см), на листе бумаги; на
доске;
•
ориентироваться по плану и по словесной инструкции;
•
ориентироваться в сутках, в днях недели, в месяцах, во временах года;
•
определять время и правильно устанавливать время на макете часов;
•
выполнять графические диктанты на слух;
•
раскрашивать и штриховать, рисовать по памяти; срисовывать и дорисовывать
предметы по точкам и по клеточкам; в разных масштабах;
•
собирать мозаики, кубики, конструкторы по образцу, по словесной инструкции, по
плану, по заданной теме, по замыслу;
•
описывать последовательность сборки конструктора;
•
находить отличия у 3-5 предметов;
18

•
•
•
•
•
•
•
•

находить отличия в двух одинаковых картинках;
находить логические связи и закономерности;
знать и называть слова-антонимы;
отгадывать загадки, ребусы, головоломки;
фантазировать;
организовать свою работу и работу своих друзей;
находить и исправлять ошибки;
грамотно отвечать на поставленный вопрос.

ФОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения открытых
занятия в кабинете кружковой работы с обязательным присутствием родителей.
Автором программы разработана методика учета и контроля усвоения детьми учебного
материала.
Для этого составляется единая сводная таблица. В ней должны быть указаны темы, виды
опроса, результативность опроса и список обучаемых детей. Первичный опрос педагог
проводит в начале года и фиксирует в таблице. Итоговая проверка осуществляется в конце года.
Результаты заносятся в таблицу, которая позволяет осуществлять систематический контроль за
успешным обучением детей, вовремя принять меры по устранению пробелов в знании.
Автор предлагает следующую методику оценки знаний учащихся:
С (синий цвет) – знания поверхностные.
З. (зеленый цвет) – дошкольник хорошо знает материал, но есть некоторые неточности в
ответах, и не все задания выполнены чисто и аккуратно.
К. (красный цвет) – малыш отлично усвоил материал, выполнил все задания без ошибок,
чисто и аккуратно.
ТАБЛИЦА КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАМММНОГО МАТЕРИАЛА
ТЕМА
Ф.И

Коли еств
о и чет

Величина

Ориентовка в
простра
стве

ребенок

Ориенти р
овка во
времени

Простей геометри
кие представ

Геометри ие
фигуры

Графическ ие
работы

Логически
е
задачи

ния

ВИД ОПРОСА

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
•
Научно – технические средства:
•
Программа дополнительного образования детей «Занимательная математика»;
•
•

Материально – техническое обеспечение:
Строительный набор (объемные тела);
19

•
Кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо куб», «Занимательные кубики»;
•
Игры Никитина «Сложи квадрат», «Дроби»;
•
Цветные счетные палочки Кюизенера – «Число головоломка», «Составь число»,
«Подбери цифру», «Дополни», «Цветные коврики», «По порядку становись», «Что
пропустили?», «Больше – меньше».
•
Логические блоки Дьенеша – д/и «Логические кубики», «Найди пару», «Мозаика
цифр».
•
Игровые наборы «Геометрические фигуры», «Цвет и форма»;
«Математическая
пирамида»- сложение до 100, вычитание до 100, вычитание и сложение до 20; д/и «Волшебный мешочек», «В мире фигур».
•
Конструкторы: «Малыш», «Лего»;
•
Мозаика детская;
•
Набор карточек с цифрами от 0 до 20;
•
Счетная и ученическая линейка.
•
Счетные палочки;
•
Набор планов по ориентации в кабинете и на улице;
•
Набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);
•
Набор игрушек;
•
Набор плоскостных и объемных фигур;
•
Пособия «Круглый год», «Я изучаю дни недели»;

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Дошкольная математика» М.А. Косицына; В.а, Смирнова 1-2 года обучения. Москва – 2001г.
2. «Игровые задачи для дошкольников» З.А. Михайлова. Санкт – Петербург 2001г.
3. «Занятия по развитию математических способностей 6-7 лет». А.В. Белошистая. Москва – 2004г.
4. «Формирование математических представлений 4-7 лет» программа по математике. Т.А.
Фалькович; Л.П, Барылкина. Москва – 2005г.
5. «Развивающие игры» Б.П.Никитина. Москва – 1994г.
6. «И учеба, и игра: математика. Т.И. Тарабарина; Н.В, Елкина. Ярославль – 2003г.
7. «Математика до школы» З.А.Михайлова; Р.Л. Непомнящая. Санкт – Петербург – 2002г.
8. «Логика и математика для дошкольников» Е.А.Носова; Р.Л.Непомнящая. Санкт – Петербург –
2004г.
9. «Математика от 3 до 7» З.А.Михайлова; Н.С. Камышан; Т.В. Лагода».
10. «Раз ступенька, два ступенька…» Л.Г. Петерсон; Н.П.Холина. Москва – 2004г.
11. «Математика для детей дошкольного возраста» В.В.Зайцев. Москва – 2001г.
12. «Занимательная математика» Г.П.Попова; В.И.Усачева. Волгоград – 2007г.
13. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дъеныша и логическими
играми. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург ООО «Корвет»
14. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» Ю.В.Карпова,
В.В.Кожевникова, А.В.Соколова. Москва ООО «Издательство «Варсон» 2014г, Самара ООО
«ТД «Светоч» 2014г.

21

ПРИЛОЖЕНИЯ
Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных
палочек Кюизенера.
Блоки
Цель:
I Блок.
Игры подготовительного этапа.
II Блок.
«Что какого цвета?»
III Блок.
Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинныйкороткий».
IV Блок.
Развитие у детей количественных представлений.
V Блок.
«Считаем ступеньки» (состав числа).
VI Блок.
Измерение с помощью палочек Кюизенера.
VII Блок.
Математические действия с помощью палочек Кюизенера.
VIII Блок.
Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера
Обучение дошкольников основам математики с помощью развивающих игр
Обучение дошкольников основам математики с помощью логических
блоков Дъеныша
Игры
Дидактическая игра «Сколько?"
Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ "

Дидактическая игра «МАГАЗИН»

Цель
развивать умение задавать вопросы и
развивать умение выделять свойства.
развитие умения анализировать форму
предметов, умения сравнивать по их
свойствам
развитие художественных способностей
(выбор цвета, фона, расположения
(композиции)
Развитие умения выявлять и
абстрагировать свойства; развитие умения
рассуждать, аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Совершенствовать знания детей о
геометрических фигурах, их цвете,
величине, толщине. Развивать мышление.

Дидактическая игра «Хоровод»

Классификация блоков по двум – трем
признакам: цвету, форме; цвету – форме –
размеру.
Развитие умения анализировать, выделять
свойства фигур, находить фигуру,
отличную по одному признаку.
Совершенствовать знания детей о
геометрических фигурах, их цвете,
величине, толщине. Развивать мышление.
Развивать умение разбивать множество
по одному свойству на два подмножества,
производить логическую операцию «не».
Развитие умения разбивать множество по
двум совместимым свойствам,
производить логические операции «не»,
«и», «или».
Развивать умение анализировать,

Дидактическая игра «Второй ряд»
Дидактическая игра «Найди клад»
Дидактическая игра « Игра с одним
обручем»
Дидактическая игра «Игра с двумя
обручами»
Дидактическая игра «Заселим в домики»

22

Дидактическая игра « На свою веточку»

Дидактическая игра «Цепочка»
Дидактическая игра «Помоги сказочному
герою»

выделять свойства фигур,
классифицировать.
Развивать умение анализировать,
выделять свойства фигур,
классифицировать фигуры по нескольким
признакам.
Развитие умения анализировать, выделять
свойства фигур, находить фигуру по
заданному признаку.
Упражнять детей в группировке
геометрических фигур.
Развивать наблюдательность, внимание и
память

Дидактическая игра «Этажи»

Развивать умение классифицировать и
обобщать геометрические фигуры по
признакам. Упражнять в счете. Развивать
ориентировку в пространстве, внимание,
логическое мышление.

Игра - Сказка «В царстве блоков»

Знакомить с блоками, их свойствами,
развивать внимание, умение выявлять,
абстрагировать свойства (размер, форма,
толщина), воображение, творческое
мышление.

Дидактическая игра «Космический корабль»

Игра «Украсим елку бусами»

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Дидактическая игра «Найди меня»
Дидактическая игра «Улитка»
Дидактическая игра «Домино»

Формирование операции классификации и
обобщении блоков по одному-четырём
признакам, развитие логического
мышления, внимания.
Развитие умения выявлять и
абстрагировать свойства. Умение «читать
схему». Закрепление навыков
порядкового счета.
Развивать умение «читать» карточки с
символами свойств, выявлять
необходимые свойства, стимулировать
двигательную активность детей.
Развитие умение читать кодовое
обозначение геометрических фигур и
находить соответствующий код.
Упражнять детей в классификации блоков
по двум признакам; цвету и форме.
Развивать умение выделять свойства
геометрических фигур.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».