ДОП ТИКО-мастерилки

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского муниципального округа Свердловской области
«Детский сад №51»

СОГЛАСОВАНА:
педагогическим советом
МБДОУ ПМО СО «Детский сад №51»
Протокол №1 от 29 августа 2025г.

УТВЕРЖДЕНА:
заведующим МБДОУ ПМО СО
«Детский сад №51»
_________________Д.В. Девяшина
Приказ № 149 – Д от 29 августа 2025г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «ТИКО - мастерилки»
Возраст учащихся: 6 - 7 года
Срок реализации: 8 месяцев

Составитель:
Терентьева Наталья Борисовна,
педагог дополнительного образования

Полевской, 2025г.

1. Основные характеристики.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность общеразвивающей программы – техническая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО мастерилки» разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020г. № 553 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196,

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573),

Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,

Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»,

Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»,

Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»,

Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 №70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»,

Уставом МБДОУ ПМО СО «Детский сад № 51» от 17 июля 2024 года.
2


Положением
«О
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах муниципального бюджетного дошкольного
образовательного
учреждения
Полевского
муниципального
округа
Свердловской области «Детский сад №51».
Актуальность программы: в соответствии с ФГОС ДО одним из
целевых ориентиров дошкольного образования является проявление детьми
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др. В процессе конструирования развиваются психические процессы
(восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской
деятельности предоставляет широкие возможности для организации и
проведения развивающей работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте
конструирование
способствует
становлению
предпосылок
учебной
деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на
правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки,
получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических
процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать
конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития
ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.
ТИКО - трансформируемый игровой конструктор, представляющий
собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно
соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для
освоения универсальных логических действий и развития навыков
моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.
Новизна программы заключается в том, что исследовательская
техническая направленность обучения, которое базируется на современных
образовательных технологиях, что способствует развитию информационной
культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Система
практических заданий и занимательных упражнений из программы позволяет
педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у
дошкольников пространственные, зрительные и математические представления
через игровой формат занятий.
Отличительные особенности программы:
Дополнительная образовательная программа «ТИКО-мастерилки» - это
первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития
навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения
ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение
активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в
динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических
понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной
деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического
моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у
дошкольников пространственные и зрительные представления, а также
3

поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и
сформировать универсальные логические действия.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий,
осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с
другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду.
При этом дети через развивающие практические занятия учатся преодолевать
трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее
действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Начальное техническое моделирование и конструирование имеет
большое значение в обучении детей, так как расширяет знания учащихся об
окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику. В
процессе начального технического моделирования дети создают различные по
сложности конструкции, развивая тем самым свои технические способности.
Принципы и подходы по реализации Программы:
личностно-ориентированный
подход,
который
предусматривает
организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности
ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации
личностно-ориентированного подхода - создание условий для развития
личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов,
склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной
и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный
подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и
учет его индивидуальных особенностей и способностей.
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника
определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов,
приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом
индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей
воспитанников;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной
деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой,
взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная,
познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие);
формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями
ребенка при включении в образовательную деятельность;
- компетентностный подход, в котором основным результатом
образовательной деятельности становится формирование готовности
воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.
- проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной
программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры
как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам
деятельности, организация которых будет способствовать достижению
соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых
ориентиров развития.
- культурологический подход, В культурологической парадигме возможно
рассматривать содержание дошкольного образования как вклад в культурное
4

развитие личности на основе формирования базиса культуры ребенка.
Использование феномена культурных практик в содержании образования в
рамках его культурной парадигмы вызвано объективной потребностью:
расширить социальные и практические компоненты содержания образования.
Культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности
воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный
процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и
национальной культуры.
В группе обучаются дети с разными образовательными потребностями,
разным уровнем учебной мотивации. Поэтому программа носит
дифференцированный характер. В целях доступности учебного материала,
используется групповая, индивидуально - групповая работа. Для достижения
результата учебной задачи обучающиеся могут выполнять одно и тоже задание
в разном темпе, в соответствии со своими индивидуальными возможностями в
сопровождении педагога.
Программа носит практический характер (80% программы – практика, 20
% - теория). Теоретический материал осваивается на занятии в процессе
выполнения практических упражнений. Это способствует более органичному
усвоению знаний.
Программа разработана на основе образовательной программы
дополнительного образования «Тико-конструирование» под редакцией И.В.
Логиновой.
Адресат общеразвивающей программы. Программа адресована детям 6
- 7 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет: минимум - 8 человек, максимум –
10 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу, во второй
половине дня, вне основных режимных моментов.
Продолжительность одного академического часа – 30 минут, перерыв
между занятиями – 10 минут.
Объем освоения общеразвивающей программы - 32 часа
Сроки освоения общеразвивающей программы – 8 месяцев (32
недели).
Уровень общеразвивающей программы. Учебная деятельность
организуется в форме учебных занятий, игр и дает возможность обучающимся
приобрести базовые навыки.
Формы обучения: очная, групповая, фронтальная.
При необходимости может использоваться обучение с использованием
дистанционных форм обучения через социальную сеть ВК. Занятия проводятся
в группах и малыми группами.
Формы
проведения
итогов
реализации
общеразвивающей
программы: практические занятия: различные упражнения с конструктором, с
игровым материалом ТИКО; моделирование; наглядный (показ правил работы с
конструктором, демонстрация готовых работ, обучение с помощью
мультимедийной презентации; работа с технологическими картами); словесный
(беседы, разъяснения), открытое занятие, выставки.
5

Цель: развитие конструктивного мышления у детей старшего
дошкольного возраста через применение технологии ТИКО-моделирования.
Задачи:
Обучающие:

совершенствовать представления о плоскостных и объѐмных
геометрических фигурах, телах и их свойствах;

совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме
и по собственному замыслу;

формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение,
классификация и обобщение);

формировать умения следовать устным инструкциям.

формировать
навыки
пространственного,
абстрактного
и
логического мышления.
Развивающие:

развивать внимание, память, логическое и пространственное
воображение;

развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки)
через деятельностный подход;

развивать художественный вкус и эстетическое восприятие (за
счет яркости и многообразия получаемых цветовых решений);

развивать творческие способности
и
фантазии детей
(возможность создавать оригинальные конструкции).
Воспитательные

воспитывать интерес к исследовательской деятельности и
моделированию;

способствовать
созданию
игровых
ситуаций,
расширять
коммуникативные способности детей;

воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное
отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми
(сверстниками и взрослым).

6

2.3 Содержание общеразвивающей программы.
Основные направления работы.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои
предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный
анализ их свойств.
Задачи:

совершенствование навыков классификации;

обучение анализу логических закономерностей и
умению
делать
правильные умозаключения на основе проведенного анализа;

развитие комбинаторных способностей;

развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и
собрать целое из частей;

изучение и конструирование различных видов многоугольников;

знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;

овладение навыками пространственного ориентирования;

обучение планированию процесса создания собственной модели и
совместного проекта;

обучение различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку
необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на
плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии,
рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять
особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать
менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и
охватывают
основной
спектр
человеческой
деятельности:
сказки,
градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их
свойств.
Задачи:

формирование целостного восприятия предмета;

выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;

изучение и конструирование различных видов многогранников;

исследование «объема» многогранников;

развитие конструктивного воображения при создании постройки по
собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

7

Учебный (тематический) план
№

1
1.1
1.2
1.3

1.4
1.5
1.6
2
2.1

2.2

2.3

2.4

Название темы

Всего часов Теоретические Практические
занятия
занятия

Плоскостное моделирование
Исследование форм и свойств
многоугольников
Сравнение и классификация
Выявление закономерностей.
Конструирование узоров и
орнаментов
Пространственное
ориентирование
Комбинаторика

15
2

6
1

9
1

3
2

1
1

2
1

3

1

2

2

1

1

Выделение частей и целого
Объемное моделирование
Исследование и
конструирование сложных
многогранников
Исследование и
конструирование предметов,
имеющих форму призмы
Исследование и
конструирование предметов
пирамидальной формы
Тематическое
конструирование
Итого

3
17
3

1
5
1

2
12
2

3

1

2

2

2

2

7

1

6

32

11

21

Формы
аттестации
/контроля
Наблюдение,
анализ работ,
выставки

Наблюдение,
анализ работ,
выставки

Содержание учебного (тематического) плана
Кол-тво
часов

Тема

1

Многоугольники

2

Узоры и орнаменты

3

Узоры и орнаменты

Программное содержание
октябрь
Плоскостное моделирование.
1.Закреплять умение составлять
многоугольники разными способами.
2.Развивать логическое мышление.
1.Продолжать учить создавать схемы
геометрических узоров и орнаментов на
основе деталей ТИКО – конструктора,
делать зарисовки-чертежи.
2.Развивать воображение, логическое
мышление
1.Продолжать учить собирать по схемам
8

ТИКОподелки
Плоскостные
геометрические
фигуры
Цветные и чёрно белые схемы узоров
и орнаментов

Плоскостные узоры

4

Тематическое
моделирование

1

Фигуры человечков

2

Животные

3

Техника

4

По замыслу

1

Объемные
геометрические
фигуры

1

Объемные
геометрические
фигуры
Елка, новогодние
игрушки

2

2

Зима. Зимние
забавы.

узоры и орнаменты, исправлять
и орнаменты
неточности и ошибки, допущенные на
этапе создания схем.
1.Продолжать учить работать со
Схемы,
схемами, готовыми и созданными
разработанные
сверстниками.
детьми.
ноябрь
1.Закроеплять умение создавать по
Плоскостные
схемам плоскостные фигуры, соединять фигуры человечков
детали
2.Учить «усовершенствовать» фигуры,
дополнять
1.Закроеплять умение создавать по
Плоскостные
схемам плоскостные фигуры, соединять фигуры животных
детали. Придумывать и создавать свои
фигуры животных
2.Учить «усовершенствовать» фигуры,
дополнять
1.Закроеплять умение создавать по
Плоскостные
схемам плоскостные фигуры, соединять фигуры различной
детали. Придумывать и создавать свои
техники.
образцы техники.
2.Учить «усовершенствовать» фигуры,
дополнять
Закреплять умение детей самостоятельно Разнообразные
выбирать и создавать плоскостные плоскостные модели
модели.
декабрь
Объемное конструирование
Пирамида
1. Учить конструировать
четырехугольную, пятиугольную
пирамиды.
2. Соединять
ТИКО-фигуры
вопределенном направлении
Объемное конструирование
Куб
1. Учить конструировать куб
2.Соединять
ТИКО-фигуры
вопределенном направлении
Объемное конструирование
Елка, шар 1. Учить конструировать
новогодняяигрушка
треугольную пирамиду, шар.
2.Соединять
ТИКО-фигуры
вопределенном направлении
январь
1.Пространственное
ориентирование Снежинка (3вида),
(соединение деталей в заданной снеговик
последовательности вверх, вниз, справа, конструирование
слева)
- Диктант для ТИКО конструирования
«Звездочка»
2. Учить делать выбор ТИКО- фигуры и
конструировать по схеме, образцу, по
собственному замыслу.
3. Осваивать 1 способ сборки объемных
конструкций.
9

или
посо

1

Кормушка для птиц

2

Транспорт

2

Военная техника

1

Цветы

1

Цветы, корзина

2

Конструирование
сказки «Теремок»

2

Космос

1.Пространственное
ориентирование Кормушка для птиц
(соединение деталей в заданной (3вида)
по
последовательности вверх, вниз, справа, выбору ребенка
слева)
- Диктант для ТИКОконструирования «Птенец»
2.Осваивать 1 способ сборки объемных
конструкций.
февраль
1. Учить делать выбор ТИКО- фигуры Машина, трактор – 4ви
иконструировать по образцу.
2. Продолжать осваивать 1 способ
сборкиобъемных конструкций.
Объемное конструирование
Танк,
ракетная
1. Учить делать выбор ТИКО- фигуры установка,
и конструировать по образцу.
пистолет,
2.Осваивать 2 способ сборки объемных подводная лодка
конструкций.
март
Плоскостное конструирование
Ромашка, роза – 4
1. Учить делать выбор ТИКО- фигуры вида
иконструировать по образцу.
2.Соединение
ТИКО
фигур
вопределенном направлении
3. Продолжать осваивать 1-2
способсборки объемных
конструкций.
Объемное конструирование
Корзинка с цветами
1. Учить делать выбор ТИКО- фигуры
иконструировать по образцу.
2.
Соединение
ТИКО
фигур
вопределенном направлении
3.Продолжать осваивать 1-2
способ сборки объемных
конструкций.
Объемное конструирование
Медведь, заяц,
1. Учить делать выбор ТИКО- фигуры и волк, мышка,
конструировать по образцу или по теремок
собственному замыслу
2. Продолжать осваивать 1-2 способ
сборки объемных конструкций
апрель
Плоскостное конструирование
Ракета, звезды,
1. Учить делать выбор ТИКОлетающие тарелки
фигуры иконструировать по образцу и
по схеме
2. Продолжать осваивать 1-2
способсборки объемных конструкций.

10

2

Дом

3

Насекомые

2

Свободная тема

Объемное конструирование
Лесенка, дома (3
1. Учить делать выбор ТИКО- вида),
фигуры и конструировать по образцу конструирование
и по схеме
2. Продолжать осваивать 1-2 способ
сборки объемных конструкций.
3. Пространственное
ориентирование (соединение деталей в
заданной последовательности вверх,
вниз, справа,слева)
- Диктант для ТИКОконструирования «Дом с трубой»
4.Развивать игровое общение друг
с другом с помощью ТИКО - фигур.
май
Объемное конструирование
1. Учить делать выбор ТИКОфигуры и конструировать по образцу
и по схеме
2.
Пространственное
ориентирование (соединение деталей в
заданной последовательности вверх,
вниз, справа,слева)
- Диктант для ТИКОконструирования «Фиалка»
Объемное конструирование
1. Конструирование по
собственному замыслу.
Мониторинг.

Божья
бабочка,
бабочки,
мотылек

коровка,
кокон
паук,

Конструирование на
свободную тему по
замыслу детей

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
программы «ТИКО-мастерилки»
К концу учебного года дети должны знать:
 плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб,
трапеция);
 различные виды многоугольников;
 различные виды призм и пирамид;
 различные виды многогранников.
По окончании дети должны уметь:
 сравнивать и классифицировать многоугольники по 2 - 3 свойствам;
 ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; «по
диагонали»;
 конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной
инструкции и по собственному замыслу;
 конструировать и исследовать многогранники;
 владеть основами моделирующей деятельности;
11

пособс








сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
решать комбинаторные задачи;
выделять «целое» и «части»;
выявлять закономерности;
конструировать объъмные фигуры по технологическим картам;
создавать собственные ТИКО-изобретения
путем
комбинирования
изученных геометрических модулей
(многоугольников, многогранников).
3. Организационно – педагогические условия

3.1. Календарный учебный график
Содержание
Количество групп,
занимающихся в
кружке
Продолжительность
учебного года
Недельная
дополнительная
нагрузка (занятий)
Длительность
одного занятия
(мин)
Регламентирование
дополнительной
образовательной
деятельности,
половина дня
Каникулы
Выходные дни

«ТИКО-мастерилки»
1
с 1 октября 2025 года по 31 мая 2026 года
1

30
среда
вторая половина дня
01.01.- 11.01. 26г.; 01.06 – 31.08.26 г.
1-11 января, 23 февраля, 8 марта, 1-3 мая, 8-9 мая

3.2. Условия реализации программы
Средства обучения
Наименование оборудования
1. Набор ТИКО-конструкторов
 Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
 Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
 Диктанты для конструирования.
 Логические задания на замещение фигур.
 Логические игры и задания.
 Правила составления логического квадрата.
 Комбинаторные задания.
 Игры с кругами Эйлера.
 Конструирование по заданным условиям.
 Дидактическая сказка «Геометрический лес».
12

Количество
10 шт.
10 шт

2. Цветные карандаши

10 шт.

Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения
1. Ноутбук
2. Мультимедийное оборудование

Количество
1
1

Кадровое обеспечение: педагог, имеющий высшее профессиональное
образование, прошедший профессиональную переподготовку по должности
«педагог дополнительного образования».
Оценка результативности программы.
Мониторинг уровней сформированности знаний, умений, навыков по
конструированию у воспитанников осуществляется поэтапно и состоит из 2
этапов: начальный – начало года и итоговый – конец года.
 Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде
педагогического наблюдения.
 Выставки детских работ, организуемые в группах после проведенных занятий.
 Участие в конкурсах.

13

Показатели определения уровня овладения детьми конструктором «ТИКО» для
плоскостного и объемного моделирования.

Отношение к
конструктивной
деятельности

Интерес
к
конструктивной
деятельности неустойчив, слабо
выражен.

Целеполагание

В большинстве случаях ребенок
проявляет
интерес
к
конструктивной деятельности

Ребенок проявляет инициативу и
творчество
при
работе
с
конструктором

Самостоятельно
видит
образ.
Активно высказывает предложения.

Планирование

Низкий

Самостоятельно
планирует
предстоящую
деятельность.
Осознанно выбирает детали для
самостоятельной деятельности.

Принимает активное участие при
планировании
деятельности
совместно со взрослым.

Стремление к самостоятельности
не выражает. Допускает ошибки
при подборе деталей.

Реализация

Средний

Действует планомерно. Помнит о
цели работы на протяжении всей
деятельности.

В большинстве случаях ребенок
помнит о цели работы на
протяжении всей деятельности.
Доводит дело до конца при
небольшой помощи взрослого.

Тяготеет
к
однообразным,
примитивным
конструкциям.
Ошибается в подборе деталей.

Рефлексия

Высокий

Формулирует в речи, достигнут или
нет результат, замечает неполное
соответствие полученного результата
гипотезе.

В
большинстве
случаях
формулирует в речи, достигнут или
нет результат, иногда не замечает
неполное соответствие результата
гипотезе.

Затрудняется сделать вывод,
достигнут или нет результат,
часто не замечает не соответствие
полученного результата гипотезе.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Видит
образ
иногда
самостоятельно, иногда с небольшой
подсказкой взрослого. Ребенок
выска-зывает предложения самостоятельно или с небольшой
помощью других (сверстников,
взрослого).

Не всегда понимает задачу.
Малоактивен в выражении идей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных
математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство
«АЙРИС-пресс», 2007.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей.
- СПб.: Речь, 2007.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айриспресс, 2006.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать
геометрические фигуры. - М.: Дрофа, 2006.
14

7. Ресурсы ИНТЕРНЕТ:
http://www.tico-rantis.ru/games and activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО:
программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для
конструирования и т.д.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. –
Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2014.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать
геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.
3. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
интернет-ресурсы
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО:
программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для
конструирования и т.д.)

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схемы плоскостных фигур

«Домашние животные»
(корова, утка, петушок, цыплѐнок, лошадь, баран, овечка, кот, собака)

16

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Контурные схемы ТИКО-поделок

18

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задания на замещение геометрических фигур
Конструирование квадрата



Сконструируйте квадрат из
прямоугольников.



Сконструируйте
квадрат
из
прямоугольника и двух маленьких
квадратов.



Сконструируйте квадрат из восьми
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте квадрат из четырех
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте квадрат из двух
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте
квадрат из 16
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте квадрат из четырех
маленьких квадратов.

двух

19



Сконструируйте квадрат из двух
прямоугольников
и
восьми
прямоугольных треугольников.
Конструирование прямоугольника



Сконструируйте прямоугольник из
двух квадратов.



Сконструируйте прямоугольник из
четырех прямоугольных
треугольников.



Сконструируйте прямоугольник из
квадрата и двух прямоугольных
треугольников.
Конструирование параллелограмма



Сконструируйте параллелограмм из
двух ромбов.



Сконструируйте параллелограмм из
четырех равносторонних
треугольников.



Сконструируйте параллелограмм из
трапеции
и
равностороннего
треугольника.



Конструирование равностороннего треугольника
Сконструируйте
большой
равносторонний треугольник из
ромба
и
двух
маленьких
равносторонних треугольников.

 Сконструируйте

большой
равносторонний треугольник из
трапеции и одного маленького
равностороннего треугольника.
Конструирование прямоугольного треугольника
20



Сконструируйте
большой
прямоугольный треугольник из двух
маленьких.



Сконструируйте
прямоугольный
треугольник из квадрата и двух
прямоугольных треугольников.

Конструирование ромба


Сконструируйте большой ромб из
восьми
равносторонних
треугольников.



Сконструируйте большой ромб их
четырех маленьких.



Сконструируйте ромб из двух
равносторонних треугольников.



Сконструируйте ромб из двух
трапеций и двух равносторонних
треугольников.



Сконструируйте ромб из двух
маленьких ромбов и четырех
равносторонних треугольников.

Конструирование трапеции

21



Сконструируйте
трапецию
из
маленького
квадрата
и
двух
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте трапецию из трех
равносторонних треугольников.



Сконструируйте трапецию из ромба
и равностороннего треугольника.

Приложение 4
Диктанты для ТИКО-конструирования
1.

2.

Флаг России
Детали: квадрат маленький белого цвета - 1,
треугольник прямоугольный красного цвета – 2,
треугольник прямоугольный синего цвета - 2.
Задание:
1. Соедините два красных треугольника так,
чтобы получился квадрат.
2. Сконструируйте квадрат из синих
треугольников.
3. Сколько у вас теперь квадратов? Расположите
квадраты один за другим так, чтобы сначала был
белый, потом синий, потом красный цвет.
Кот Пушок
Детали: пятиугольник – 1, треугольник
остроугольный – 1, квадрат маленький – 3,
треугольник маленький равносторонний – 4.
Задание:
1. Соедините три квадрата один за другим.
Расположите фигуру горизонтально.
2. К первому квадрату сверху прикрепите
пятиугольник, снизу равносторонний
треугольник.
3. К пятиугольнику сверху прикрепите два
равносторонних треугольника.
4. К третьему треугольнику снизу прикрепите
равносторонний треугольник, справа остроугольный треугольник.

22

3.

4.

5.

Кот Шалун
Детали: прямоугольник - 1, шестиугольник - 1,
квадрат маленький - 2, треугольник
равносторонний маленький - 3.
Задание:
1. Расположите прямоугольник горизонтально.
2. К нижней стороне прямоугольника
прикрепите два квадрата. Не скрепляйте
квадраты между собой.
3. Слева к прямоугольнику прикрепите
шестиугольник.
4. Сверху к шестиугольнику прикрепите два
равносторонних треугольника.
5. Справа к прямоугольнику прикрепите
равносторонний треугольник.
Медведь
Детали: квадрат большой - 1, шестиугольник - 1,
треугольник равносторонний маленький - 2,
квадрат маленький - 4.
Задание:
1. К большому квадрату сверху по центру
прикрепите шестиугольник.
2. К шестиугольнику сверху слева и справа
прикрепите по одному треугольнику.
3. К квадрату слева и справа прикрепите по
одному маленькому квадрату.
4. К нижней стороне большого квадрата
прикрепите два маленьких квадрата – не
скрепляйте их между собой.

Олень
Детали: квадрат маленький – 1, прямоугольник –
1, треугольник остроугольный – 2, ромб – 4,
треугольник равносторонний маленький – 5.
Задание:
1. Соедините короткими сторонами квадрат и
прямоугольник. Расположите фигуру
горизонтально.
2. К прямоугольнику снизу с краю прикрепите
остроугольный треугольник.
3. К квадрату снизу прикрепите остроугольный
треугольник, а сверху – равносторонний
треугольник.
4. К равностороннему треугольнику слева и
справа прикрепите еще по одному треугольнику.
5. К этим двум треугольникам сверху
прикрепите по одному параллелограмму.
Параллелограммы сконструируйте из двух
ромбов.
6. К верхней части параллелограммов сбоку
прикрепите по одному треугольнику.
23

6.

7.

Черепаха
Детали: шестиугольник - 1, квадрат маленький 1, треугольник равносторонний маленький - 4.
Задание:
1. К шестиугольнику сверху прикрепите
квадрат.
2. Справа и слева к шестиугольнику прикрепите
по два треугольника.
Морская звезда
Детали: пятиугольник – 1, треугольник
острокгольный - 5.
Задание:
1. К каждой стороне пятиугольника прикрепите
по треугольнику.

8.

Птица большая
Детали: прямоугольник – 4, треугольник
остроугольный – 1, треугольник равносторонний
маленький - 1.
Задание:
1. Соедините два прямоугольника короткими
сторонами. Расположите фигуру горизонтально.
2. К полученной фигуре слева прикрепите
остроугольный треугольник.
3. К фигуре сверху и снизу по центру короткими
сторонами прикрепите еще по одному
прямоугольнику.
4. К фигуре справа прикрепите равносторонний
треугольник.

9.

Цветок
Детали: шестиугольник – 1, треугольник
остроугольный – 1, ромб – 2, треугольник
равносторонний маленький – 5.
Задание:
1. К шестиугольнику снизу прикрепите
остроугольный треугольник.
2. К треугольнику слева и справа прикрепите по
одному ромбу.
3. К каждой стороне шестиугольника
прикрепите по равностороннему треугольнику.

24

10.

11.

12.

Снеговик
Детали: шестиугольник - 3, квадрат маленький 1, треугольник равносторонний маленький – 2,
треугольник прямоугольный - 2.
Задание:
1. Расположите шестиугольники один над
другим и соедините.
2. К верхнему шестиугольнику сверху
прикрепите квадрат. Ко второму
шестиугольнику сверху справа и слева
прикрепите по одному равностороннему
треугольнику.
3. К нижнему шестиугольнику снизу слева и
справа короткими сторонами прикрепите два
прямоугольных треугольника.
Пистолет
Детали: прямоугольник – 3, квадрат маленький –
3, квадрат маленький с круглым отверстием – 1,
треугольник прямоугольный - 1.
Задание:
1. К прямоугольнику справа прикрепите квадрат.
2. К квадрату снизу прикрепите квадрат с
круглым отверстием.
3. К квадрату, который без отверстия, справа
прикрепите квадрат.
4. К этому квадрату снизу короткой стороной
прикрепите прямоугольник, а справа прикрепите
квадрат.
5. К этому же квадрату сверху короткой
стороной прикрепите прямоугольный
треугольник.
Подводная лодка
Детали: прямоугольник – 2, квадрат маленький –
2, треугольник прямоугольный – 1.
Задание:
1. Соедините два прямоугольника короткими
сторонами.
2. Ко прямоугольнику, который располагается
справа, сверху прикрепите квадрат.
3. К квадрату сверху прикрепите еще один
квадрат.
4. К верхнему квадрату справа короткой
стороной прикрепите прямоугольный
треугольник.

25

13.

14.

Ракета
Детали: квадрат маленький – 3, треугольник
равносторонний маленький – 1, треугольник
прямоугольный – 2.
Задание:
1. Соедини три квадрата друг за другом.
Расположи фигуру вертикально.
2. Сверху прикрепи равносторонний
треугольник.
3. К нижнему квадрату справа и слева
короткими сторонами прикрепите по одному
прямоугольному треугольнику.
Лунатик
Детали: квадрат большой – 1, треугольник
равносторонний с отверстием – 1, треугольник
прямоугольный – 2, треугольник остроугольный
– 2, квадрат маленький – 4.
Задание:
1. К большому квадрату снизу короткими
сторонами прикрепите два остроугольных
треугольника.
2. Сконструируйте из квадратов два
прямоугольника.
3. Прикрепите прямоугольники короткими
сторонами к большому квадрату слева и справа.
4. К большому квадрату сверху прикрепите
большой равносторонний треугольник с
отверстием.
5. К треугольнику справа и слева короткими
сторонами прикрепите прямоугольные
треугольники.

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».