ДОП ПишиЧитайка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского муниципального округа Свердловской области
«Детский сад № 51»

СОГЛАСОВАНА:
педагогическим советом
МБДОУ ПМО СО
«Детский сад № 51»
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНА:
заведующим МБДОУ ПМО СО
«Детский сад № 51»
Д.В. Девяшиной
Приказ № 149-Д от 29.08.2025 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности «ПишиЧитайка»
(подготовка к обучению чтению и письму)

Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Сидорова Ольга
Владимировна
воспитатель, педагог
дополнительного
образования

Полевской,
2025 год

Содержание
I. Целевой раздел ........................................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка. ..................................................................................................... 3
1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы ................................................ 4
1.3.Возрастные и индивидуальные особенности детей 5– 6 лет ........................................... 5
1.4.Ожидаемые результаты. ...................................................................................................... 5
II. Содержание программы ........................................................................................................... 6
2.1.Методы успешной реализации программы: • Словесный (заучивание стихотворений о
букве, небольшой рассказ беседа). • Наглядный (наблюдение, рассматривание). ............ 6
2.2.Методическая основа программы. ..................................................................................... 6
2.3.Этапы изучения буквы ........................................................................................................ 7
2.4. Учебно-тематический план................................................................................................ 8
2.5. Календарно-тематический план ...................................................................................... 10
2.3 Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению ....................................... 16
2.4 Форма подведения итогов реализации программы ........................................................ 16
III. Организационный раздел ..................................................................................................... 16
3.1. Организация жизнедеятельности детей в кружке ......................................................... 17
3.2.Условия для занятий кружка ............................................................................................ 17
3.3.Методическое обеспечение .............................................................................................. 17
3.4.Материально-техническое обеспечение. ......................................................................... 18
3.5.Организационное обеспечение ....................................................................................... 199
3.7. Система мониторинга....................................................................................................... 19
Список использованных источников ........................................................................................ 20

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности
ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается
взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение,
фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие
успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего
последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых
проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении
звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру
слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.
Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также
затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Новизна программы.
Данная программа направлена на подготовку детей 5-6 лет к успешному освоению чтения
и

письма

в

начальной

школе.

В

основу

программы

положены

методическое

пособие «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е.,

«Азбука в

картинках и стихах» В.А. Ковшикова, В.Д. Юрчишина «Вижу – читаю - пишу», И.А. Быковой
«Обучение детей грамоте в игровой форме».
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название
картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает
запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная
азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное
изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют
сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на
небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи,
которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом.
Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жукова. На занятиях
дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв
разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании
не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы,

разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и
индивидуально.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько
программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для
повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые
методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей
в области грамоты.

1.1.1.Цели и задачи программы
Цель программы:
легкое, непринужденное обучение детей чтению и письму в игровой форме с учетом
индивидуальных интересов ребенка.
Задачи:
Подготовка к обучению грамоте
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания
того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; умения
проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги,
составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и
соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности,
дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи
-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными
и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.
Развитие процессов восприятия, мышления, речи
- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения
ориентироваться в пространстве.
Формирование навыков письма, умение видеть рабочую строку.
- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание
элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты);

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы
1.

Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от

простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2.

Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

3.

Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного

материала, наличие дидактических игр и пособий);
4.

Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

5.

Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей

их достижения);
6.

Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим

миром, развитием речи.)

1.3.Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет
Для детей 5-6 лет характерно формирование и развитие следующих качеств:


формирование и развитие способности адекватно оценивать результат собственной

деятельности, видеть и исправлять недостатки,


формирование представлений об изменениях признаков, их количества, появляется

способность оперировать «в уме», мышление отличается способностью удерживать в
представлении цепочку взаимосвязанных событий,


формирование первичного целостного образа, отражающего основные его

закономерности,


формирование готовности к обучению в школе: мотивационная, познавательная,

волевая, коммуникативная.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения детей 5-6 лет с разным уровнем
речевой готовности.
Формы и режим занятий.
Проведение

занятий

планируется

1

раза

в

неделю

(среда,)

фронтально,

продолжительностью 30 минут во вторую половину дня.

1.4.Ожидаемые результаты.
К концу курса дети должны:
1.

Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв.

2.

Различать гласные, твердые и мягкие согласные.

3.

Правильно ставить ударение в знакомых словах.

4.

Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.

5.

Составлять из букв разрезной азбуки слова.

6.

Обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры.

7.

Правильно держать ручку, карандаш.

II. Содержание программы
2.1.Методы успешной реализации программы:
* Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ беседа).
* Наглядный (наблюдение, рассматривание).
* Практический (словесные игры; дидактические игры:«Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка
слов»).
Методическое условие реализации программы предполагает наличие методики
Журовой

Л.Е.,

материал

для

чтения

«Букварь»

Жукова.

Дидактическое – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.
Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц,
карточек по обучению грамоте.
Также необходимым условие успешной реализации программных задач является
создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой
атмосферы на занятии.

2.2.Методическая основа программы.
- Одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков.
- Непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также
овладение плавным слоговым чтением.
- Применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих
детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической
формами слов.
- Использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных
свойств и признаков.
- Предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами,
словами, которые помогут усвоить программу.
-

Развитие

зрительного,

тактильного,

фонематического

восприятия,

оптико-

пространственного представления.
- Формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания,
чтения и письма.

2.3.Этапы изучения буквы
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их
изучения.

Основное направление:
От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом
звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от
целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким
(сначала изучают заглавные потом строчные).
Выделение изучаемого звука из слов.

1.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном
слоге (желательно без стечения согласных).
Называние буквы.

2.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом
буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не
ЭС или СЭ.
3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом
варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый
вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно
использовать буквы любых цветов.
4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными,
людьми и т.п.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы.
Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок
представил свой.
6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям
эти строчки для заучивания наизусть.
7.Анализ буквы.
Дети определяют следующее:


Из каких элементов состоит буква.



Из скольких элементов состоит буква.



Как расположены эти элементы в пространстве.

9. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.


Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности.



Обведение буквы по трафарету.



Обведение буквы по контуру.



Запись буквы в воздухе.



Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.



Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).
10. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.

11.Самостоятельное написание печатной буквы.

2.4. Учебно-тематический план
п/п

Тема

всего
занятий

1

Гласные звуки

Аа

1

2

Гласные звуки

Уу

1

3

Гласные звуки

Оо

1

`

4

Звуки [м] [м ] буква М м

1

5

Звуки [с] [с`] буква Сс

1

6

Звуки [х] [х`] буква Х х

1

7

Звуки [р] [р`] буква Р р

1

8

Звуки [ш] буква Шш

1

9

Звук [ы] Буква Ыы

1

10

Звуки [л] [л`] Буква Лл

1

11

Чтение Л-Р

1

12

Звуки [н] [н`] Буква Нн

1

13

Звуки [к] [к`] Буква Кк

1

`

14

Звуки [т] [т ] Буква Тт

1

15

Звук [и] Буква Ии

1

16

Звуки [п] [п`] Буква Пп

1

17

Звуки [з] [з`] Буква Зз

1

18

Звук [й`] Буква Йй

1

19

Чтение И-Й, ый-ий

1

20

Звуки [г] [г`] Буква Гг

1

21

Парные С-З, Г-К

1

22

Звуки и буквы Вв, Д д, Б б, Ж ж

1

23

Чтение Ж-З, Б-П

1

24

Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я

1

25

Мягкий знак Ь

1

26

Звуки [ч`] Буква Ч ч

1

27

Звук [э] Буква Ээ

1

28

Звуки [ц] Буква Цц

1

29

Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф

1

30

Звуки [щ`] Буква Щщ

1

31

Твердый знак Ъ, Ъ-Ь

1

32

Итог

1

Итого

32

2.5. Календарно-тематический план
№

Тема занятия.

Дата

Количество

Содержание

проведения

занятий

занятий
1

Гласные звуки. Буква Аа
Знакомство со

1

звуками

Буквы Аа.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание
звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в
слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
Чтение букв.
2

Гласные звуки. Буква Уу

1

Закрепить понятия о гласных
звуках
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание
звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в
слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
Чтение букв.
3

Гласные звуки. Буква Оо

1

Закрепить понятия о гласных
звуках
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание
звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в
слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа. Чтение букв и слогов.
4

Согласные звуки [м] [м`]. Буква М м.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КОТ.
Познакомить с буквой М м и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
5

Согласные звуки [с] с`]. Буква Сс.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Сс.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОМ.

1

Познакомить с буквой Сс и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
6

Согласные звуки [х] х`]. Буква Х х.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ.
Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
7

Согласные звуки [р][р`]. Буква Рр.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Рр.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА.
Познакомить с буквой Рр и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
8

Согласные звуки [ш]. Буква Шш.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Шш.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС.
Познакомить с буквой Шш и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
9

Гласные звуки [ы]. Буква Ы.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ.
Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
10

Согласные звуки [л], [л,]. Буква Л л.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л.

1

Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО.
Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, составление слов СА-ЛО, СА-ША из разрезной
азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа. Чтение букв и слогов.
11

Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н н.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа. Чтение букв и слогов.
12

Согласные звуки [к], [к,]. Буква Кк.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Кк.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из разрезной азбуки.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа. Чтение букв и слогов, слов.
13

Согласные звуки [т], [т,]. Буква Тт.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Тт.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.
Познакомить с буквой Тт и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ из разрезной азбуки.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа. Чтение букв и слогов, слов.
14

Гласный звук [и]. Буква Ии.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ии.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.
Познакомить с буквой Ии, звуком, который она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
15

Согласные звуки [п], [п,]. Буква П п.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Пп.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой Пп и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из разрезной
азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа. Чтение букв и слогов , слов.
16

Согласные звуки [з][з`]. Буква Зз.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Зз.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.
Познакомить с буквой Зз и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов
17

Согласный звук [й]. Буква Й.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА.
Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
18

Согласные звуки [г][г`]. Буква Г г.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
19

Согласные звуки [в], [в,]. Буква Вв.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Вв.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.
Познакомить с буквой Вв и звуками, которые она обозначает.
Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов
ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы и ее графического
образа. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.

1

20

Согласные звуки [д], [д,]. Буква Дд.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Дд.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ.
Познакомить с буквой Дд и звуками, которые она обозначает.
Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов
ДОМ, Дима в тетради. Сопоставление буквы и ее графического
образа. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов,
слов, предложений.
21

Согласные звуки [б], [б,]. Буква Бб.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Бб.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ.
Познакомить с буквой Бб и звуками, которые она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
22

Согласные звуки [ж], [ж,]. Буква Жж.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Жж.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО.
Познакомить с буквой Жж и звуками, которые она обозначает.
Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
23

Гласный звук [е]. Буква Ее.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ее.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛЕС.
Познакомить с буквой Ее, звуками, который она обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа.Чтение слогов, слов, предложений.
Гласный звук [ё]. Буква Ёё.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ёё.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ёё, звуками, которые она обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.
24

Буква Ь.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ.
Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает.

1

Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.
Буква Ъ.
Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА.
Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
25

Гласный звук [я]. Буква Я я.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука, звуковой анализ слова РЕБЯТА.
Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
26

Гласный звук [ю]. Буква Юю.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Юю, звуками, которые она обозначает.
Сопоставление буквы и ее графического образа. Зарисовка
графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
27

Согласный звук [ч]. Буква Ч ч.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.
Познакомить с буквой Ч ч и звуками, которые она обозначает.
Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
28

Гласный звук [э]. Буква Ээ.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ээ.
Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ээ, звуком, который она обозначает.
Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление
буквы и ее графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
29

Согласный звук [ц]. Буква Цц.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Цц.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ.
Познакомить с буквой Цц и звуками, которые она обозначает.
Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
30

Согласный звук [ф]. Буква Ф ф.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф.
Познакомить с буквой Ф ф и звуками, которые она обозначает.
Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
31

Согласный звук [щ]. Буква Щщ.

1

Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Щщ.
Познакомить с буквой Щщ и звуками, которые она обозначает.
Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее
графического образа. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
32

Итоговое.

1

Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и
дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений.
ИТОГО

32

2.3 Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно
без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной
актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и
систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей
дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками
аналитико-синтетического слияния звуко-буквенных сочетаний. На протяжении всей реализации
содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками
образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения;
осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и
упрочения материала изученного с педагогом.

2.4 Форма подведения итогов реализации программы
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение
подгруппового или индивидуального

занятия с присутствием родителей. Своеобразным

показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении
интереса к обучению чтению.

III. Организационный раздел
3.1. Организация жизнедеятельности детей в кружке
Численный состав детей в кружке определяется в соответствии с психологопедагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с
учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность
занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности,
санитарно-гигиенических норм.
Организуя работу в рамках кружка «ПишиЧитайка», педагог учитывает:
- интересы детей к выбору кружка;
- добровольность выбора их детьми;
- возрастные особенности детей;
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой
детского сада;
- ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного
образования;
- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой
личности;
- нормы нагрузки на ребенка.
Занятия проводятся в группе детского сада. Формы работы подвижные, разнообразные и
меняются в зависимости от поставленных задач.
Кружковая работа проводится с подгруппой детей (10-13 человек) старшего дошкольного
возраста (с 5 до 6 лет). Длительность работы – 30 минут, в вечернее время. Занятия в кружке
комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они
являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в
процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д.
Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению
занятий.

На занятиях в кружке менее жесткая система развития творческих способностей каждого
ребенка, запуск механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации в выбранной области.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного
материала; использование методических пособий.
Программа предполагает систематическую работу кружка, проводимого 1 раза в неделю.

3.2.Условия для занятий кружка
1. Проходят в оборудованном помещении.
2.Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой
деятельности детей.
3.Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы,
поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об
окружающем.
4.Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы кружка.
5. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего
процесса овладения творческими умениями и навыками.
В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с
дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой
инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как
игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям
творчески реализовываться.

3.3.Методическое обеспечение
1.

Наличие утвержденной программы.

2.

Наглядные пособия, образцы изделий.

3.

Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).

4.

Диагностический инструментарий.

Руководитель

кружка

пользуется

учебным

материалом

методических

пособий

(используемая литература указана в приложениях). Учебный план рассчитан на 1 год обучения.
Занятия проводятся не более 1 раза во второй половине дня, продолжительность 30 минут.
Занятия проходят в виде игры.
Образовательный процесс по кружковому направлению осуществляется в соответствии с
образовательной программой ДОУ. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).
Тема

занятий,

методы

и

приемы

решения

задач,

выбор

практического

материала

корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний,
времени года, выбора темы и т.д.

3.4.Материально-техническое обеспечение.


Групповая комната. Помещения для проведения занятий отвечает санитарным

нормам.


Учебное оборудование (комплект мебели).



Подборка информационной и справочной литературы.



Меловая и магнитная доска



Иллюстрации, образцы работ, схемы (техника заполнения фигур), стихи, загадки,

пальчиковые упражнения.

3.5.Организационное обеспечение
 Необходимый контингент

воспитанников.

 Соответствующее требованиям расписание занятий.
 Родительская

помощь.

3.6. Дидактическое обеспечение программы
Оборудование: рабочие тетради, пеналы, разрезные азбуки, тетрадь в линейку, крупную
клетку, ручка, карандаш.
Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв,
схема для слияния букв.
Раздаточный материал: Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие тетради,
слоговые таблицы, тетрадь в линейку , крупную клетку, ручка, карандаш.

3.7. Система мониторинга
Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе
создания диагностических ситуаций:
1.Выбери из буквенного текста определенные слова.
2.Напечатай на карточке заданное, короткое слово.

Список использованных источников
1.

Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.

2.

Гасанова Р.Х. Программа – руководство о предшкольному образованию. Путь к

школе. Речевое развитие детей 5,5 – 7лет.

3.

Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.

4.

Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная

азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель,
2009. - 268 с.

5.

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.:

Ось – 89, 2001. – 240 с.

6.

Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя / В. Г.

Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.

7.

Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.:

Просвещение, 1990. – 128 с.

8.

Полякова М. А. Как научить ребенка читать и писать / Марина Полякова, - 2-е изд.

- М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.

9.

Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под

ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010. - 56 с.

10.

Юрчишина В.Д. Вижу – Читаю – Пишу. – М., 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».