Консультация для воспитателей «Формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей»
14.11.2019
Актуальность.
Здоровый
образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей
человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста
ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать
здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более
здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Здоровье – одна из главных ценностей
в жизни. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование
культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как
жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему
здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Цель:
– сформировать
у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения
элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
–
формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его,
учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
–
прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;
–
повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья
дошкольников.
–
формирование навыков общения дети – родители – воспитатели.
Для
достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте
рекомендуются следующие группы средств:
1. Подвижные
игры на прогулке, в спортивном зале.
Подвижные и спортивные
игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате -
малой, средней и высокой степени подвижности.
Г.А.
Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для
его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на
улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше
находиться на свежем воздухе.
2.
Физкультминутки и динамические паузы.
Динамические
паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется
для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя
элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от
вида занятия.
3. Пальчиковая
гимнастика.
Гимнастика
проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой
удобный отрезок времени.
4.
Дыхательная гимнастика.
Гимнастика рекомендуется в
различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание
помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа
перед проведением процедуры.
- «Найди и покажи носик»;
- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа
салфеткой или носовым платком).
- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.
- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.
- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов
через правую и левую ноздрю поочередно.
- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать
указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».
- «Погреем носик» - массаж носа указательными
пальцами.
5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в
любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с
младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ
педагога.
Массаж глаз – проводится во время
утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость,
напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика
– даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой.
Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при
длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько
раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры
(пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение
дня.
«Солнышко»
«В небе
солнце катится –
То за тучку
спрячется,
То по ёлкам
скачет.
Погуляло,
покружилось
И за тучку
закатилось».
6.
Закаливание.
Закаливание, важное звено в системе
физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил
организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся
условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии
его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
- закаливающие
мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- проводятся
систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного
эмоционального настроя;
-проводятся
с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья,
уровня закаленности;
- сила
воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
7.
Гимнастика после сна.
В наше время гимнастика прочно вошла
в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место.
Гимнастика после дневного сна –
это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая
при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию
бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе
сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и
физическая работоспособность, практически все виды чувствительности,
существенно
понижена
скорость реакций.
Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в
течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой
степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только
не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после
пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная
система еще не готова их воспринять.
Поэтому
чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов
перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от
состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере
повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые
стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы
возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними
сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от
различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они
интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы
возбуждения
в
нервной
системе стимулируют:
- звуковые сигналы (например,
музыка)
-зрительные сигналы (например, яркий
свет, особенно солнечный)
-импульсация от различных органов
организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических
упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).
8.
Самомассаж.
Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды
(автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки,
которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает
защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка
надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9
раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.
9.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного
свода стопы.
10.Релаксация.
Для психического здоровья
детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,
обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том,
чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать
своё тело. С этой целью в работе используются специально
подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего
организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния
детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы
спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент
игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Чаще
используйте минутки покоя:
- посидим
молча с закрытыми глазами; посидим и
полюбуемся на
горящую свечу; -
ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем
под эту прекрасную музыку.
11.
Аромотерапия.
Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания
ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг.
Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает
работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя –
очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты
из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения.
(Букеты и в сухом виде очищают воздух).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.11.2019
Дата обновления: 14.11.2019
Дата публикации: 14.11.2019