Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе образовательной программе «Игралочка» Дополнительная образовательная программа кружка «Игралочка» имеет социально-гуманитарную направленность. Актуальность программы Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика предоставляет уникальные возможности для развития ребенка: она оттачивает его ум, тренирует внимание, память, учит логике, формирует жизненно важные личностные качества аккуратность, трудолюбие любознательность умение работать по правилу и образцу, планировать свои действия, развивать алгоритмические навыки и творческие способности и др. Отличительные особенности программы. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Для решения поставленных задач в учебное пособие включен материал разной степени сложности — от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме. Они предназначены для детей, более подготовленных и могут выполняться только по их желанию. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 3-7 лет. Объем и срок освоения программы. Срок освоения программы – 1 год. На полное освоение программы требуется 8 месяцев, 32 часа. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы: 10 – 15 человек. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество часов в год – 32 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для 3-4 лет - 15 минут, 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Практическая значимость. Данная программа позволяет приобщать детей к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника через развивающие игры. Эти игры объединяют принципы, заложенные в них: интерес, познание, творчество. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения в более сложные формы игровой активности. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния. Цель программы: развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей детей посредством логико-математических игр. Задачи: Обучающие: 1. Ознакомить с простейшими математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления) 2. Дать элементарные представления о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостью и закономерностях. Развивающие: 1. Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. 2. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Воспитательные: Вырабатывать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д. Принципы: В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса); при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности); процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества); обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности). Основные формы и методы. Возрастные особенности детей 3– 4 лет требуют использования игровой формы деятельности. Дидактические игры являются формой усвоения знаний и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. В качестве форм организации образовательного процесса дополнительного образования детей применяются: игры; занятия; беседы; аудио и видео занятия; работа в тетрадях открытые занятия. Практические методы. упражнения; совместные действия педагога и ребенка; моделирование. Игровые методы. дидактические игры; загадывание загадок. Наглядные методы: наблюдение; рассматривание (картин, макетов); прослушивание аудиозаписей, показ образца задания, способа действия. Словесные методы рассказ; беседа; чтение. Планируемые результаты Ребенок: умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества; умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме; умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения; различает пространственные отношения от себя: впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева.