ДОП Тико- мастер

1. Основные характеристики.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность общеразвивающей программы – техническая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО - мастер»
разработана в соответствии с нормативными документами:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. № 553 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. №196,
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573),
 Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с Методическими рекомендациями по проектированию общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»,
 Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»,
 Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
 Приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
 Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019
№70-Д
«Об
утверждении
методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской
области»,
 Уставом МБДОУ ПГО «Детский сад № 51» от 17 июля 2019 года.
 Положением «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Полевского
городского округа «Детский сад №51».
Актуальность программы: в соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров
дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др. В процессе конструирования развиваются психические процессы
(восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности
предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с
детьми. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению
предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу,
ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки,

получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.
Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки.
Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является
конструктор ТИКО.
ТИКО - трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких
плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для
дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и
развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.
Новизна программы заключается в том, что исследовательская техническая направленность
обучения, которое базируется на современных образовательных технологиях, что
способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического
творчества. Система практических заданий и занимательных упражнений из программы
позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников
пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат
занятий.
Отличительные особенности программы:
Дополнительная образовательная программа «ТИКО-мастер» -это первая ступенька для
освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования,
необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе
предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на
вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания
математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной
деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования
позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у дошкольников
пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой
форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемый через
совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести
интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические
занятия учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить
наиболее действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Начальное техническое моделирование и конструирование имеет большое значение в
обучении детей, так как расширяет знания учащихся об окружающем мире, прививает любовь
к труду, развивает мелкую моторику. В процессе начального технического моделирования
дети создают различные по сложности конструкции, развивая тем самым свои технические
способности.
Принципы и подходы по реализации Программы:
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным
критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей,
интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и
нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход
концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его
индивидуальных особенностей и способностей.
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс
действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и
обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем
развития способностей воспитанников;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в
общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и

целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная,
игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными
особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;
- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной
деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно
действовать в ходе решения актуальных задач.
- проблемный подход позволяет сформировать видение образовательной программы с
позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм
по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет
способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития
ребенка) целевых ориентиров развития.
- культурологический подход, В культурологической парадигме возможно рассматривать
содержание дошкольного образования как вклад в культурное развитие личности на основе
формирования базиса культуры ребенка. Использование феномена культурных практик в
содержании образования в рамках его культурной парадигмы вызвано объективной
потребностью: расширить социальные и практические компоненты содержания образования.
Культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и
обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на
присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
В группе обучаются дети с разными образовательными потребностями, разным уровнем
учебной мотивации. Поэтому программа носит дифференцированный характер. В целях
доступности учебного материала, используется групповая, индивидуально - групповая работа.
Для достижения результата учебной задачи обучающиеся могут выполнять одно и тоже
задание в разном темпе, в соответствии со своими индивидуальными возможностями в
сопровождении педагога.
Программа носит практический характер (80% программы – практика, 20 % - теория).
Теоретический материал осваивается на занятии в процессе выполнения практических
упражнений. Это способствует более органичному усвоению знаний.
Программа разработана на основе образовательной программы дополнительного образования
«ТИКО-инженерики» под редакцией И.В. Логиновой.
Адресат общеразвивающей программы. Программа адресована детям 6-7 лет. Условия
набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет: минимум - 8 человек, максимум – 10 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу, во второй половине дня, вне
основных режимных моментов.
Продолжительность одного академического часа – 30 минут, перерыв между занятиями – 10
минут.
Объем освоения общеразвивающей программы - 32 часа
Стартовый уровень – 32часа
Сроки освоения общеразвивающей программы – 8 месяцев (32 недели).
Уровень общеразвивающей программы стартовый. Программа носит ознакомительный
характер. Учебная деятельность организуется в форме учебных занятий, игр и дает
возможность обучающимся приобрести начальные навыки. По окончании программы,
обучающийся может выбирать: закончить обучение и заняться другой деятельностью, или
продолжить обучение на базовом уровне.
Формы обучения: очная, групповая, фронтальная.
При необходимости может использоваться обучение с использованием дистанционных форм
обучения через социальную сеть ВК. Занятия проводятся в группах и малыми группами.
Формы проведения итогов реализации общеразвивающей программы: практические
занятия: различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО;

моделирование; наглядный (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых
работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими
картами); словесный (беседы, разъяснения), открытое занятие, выставки.
Цель: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста через
применение технологии ТИКО-моделирования.
Задачи:
Обучающие:
- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах,телах
и их свойствах;
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному
замыслу;
- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и
обобщение);
- формировать умения следовать устным инструкциям.
- формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный
подход;
- развивать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счет яркости и
многообразия получаемых цветовых решений);
- развивать
творческие способности и
фантазии
детей (возможность
создавать оригинальные конструкции).
Воспитательные
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности и моделированию;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности
детей;
- воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой
работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей
«ТИКО-мастер»
К концу учебного года дети должны знать:
• различные виды призм и пирамид;
По окончании дети должны уметь:
• называть и конструировать плоские и объемные геометрические фигуры;
• сравнивать и классифицировать фигуры по 1 - 2 свойствам;
• конструировать различные виды многоугольников;
• ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
• конструировать плоские и объемные фигуры по образцу, по схеме и по
замыслу.

программы

собственному

1. Организационно – педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Содержание
Количество групп,
занимающихся в
кружке
Продолжительность
учебного года
Недельная
дополнительная
нагрузка (занятий)
Длительность
одного занятия
(мин)
Регламентирование
дополнительной
образовательной
деятельности,
половина дня
Каникулы
Выходные дни

«ТИКО-мастер»
1
с 1 октября2023 года по 31 мая 2024 года
1

25 - 30
понедельник
вторая половина дня
01.01- 08.01. 24г.; 01.06 – 31.08.24 г.
30 декабря-8 января, 23-25 февраля, 8-10 марта,28
апреля- 1 мая, 9 -12мая

2.3 Содержание общеразвивающей программы.
Основные направления работы.
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- совершенствование навыков классификации;
- обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильныеумозаключения на
основе проведенного анализа;
- развитие комбинаторных способностей;
- развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать ц е л о е из частей;
- изучение и конструирование различных видов многоугольников;
- знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
- овладение навыками пространственного ориентирования;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и совместногопроекта;
- обучение различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить
конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки,
иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение
выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее
важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр
человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая
техника, космос.

Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
- формирование целостного восприятия предмета;
- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
- изучение и конструирование различных видов многогранников;
- исследование «объема» многогранников;
- развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственномузамыслу, по
предложенной или свободно выбранной теме.

Учебный (тематический) план
Стартовый уровень
№

Название темы

1

Плоскостное
моделирование
Исследование форм и
свойств
многоугольников
Сравнение и классификация
Выявление закономерностей
Комбинаторика
Пространственное
ориентирование
Целое и части
Объемное моделирование
Объемные геометрические
фигуры
Исследование и
конструирование предметов,
имеющих форму призмы
Исследование и
конструирование предметов
пирамидальной формы
Тематическое
конструирование
Итого

1.1

1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2
2.1
2.2

2.3

2.4

Всего часов Теоретические Практические
занятия
занятия
16

6

10

2

1

2

4
2
2
3

1
1
1
1

2
1
2
1

3
16
4

1
8
2

2
8
1

4

2

2

4

2

2

4

2

3

32

14

18

Формы
аттестации
/контроля
Наблюдение,
анализ работ,
выставки

Наблюдение,
анализ работ,
вы
ставки

Содержание учебного (тематического) плана
Стартовый уровень
Октябрь
Тема

Объем
времени

Содержание

Образовательные
ресурсы

«Знакомство с
ТИКО страной»

1

Познакомить детей со способами соединения
ТИКО – деталей при соединении фигуры. Учатся
соединять фигуры. Поиск треугольников в
геометрическом лесу. Конструируют морковку
по схеме

Наборы конструктора
ТИКО.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Друзья для
зайчонка
ТИКО»

1

Сравнение геометрических фигур по цвету.
Сопоставление
фигур
с
предметами
окружающего
мира
аналогичного
цвета.
Конструируют модели животных по заданным
схемам

Наборы конструктора
ТИКО.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Корзинка с
грибами»

1

Развивать познавательные, конструктивные,
творческие способности; закрепить знания о
съедобных и несъедобных грибах. Сравнение
четырехугольников. Конструируют по схеме
гриб, по образцу корзину для грибов

Наборы конструктора
ТИКО.
Презентация
«Грибы».
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Птицы наши
друзья»

1

Совершенствовать
умение
работы
с
конструктором, умение ориентироваться на
плоскости. Выявить знания детей о птицах.
Располагают
фигуры
в
пространстве.
Конструируют по схемам птиц

Наборы конструктора
ТИКО.
Презентация
«Птицы.
»Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

Ноябрь
Тема
«Спешим на
помощь»

Объем
времени

Содержание

Образовательные
ресурсы

1

Совершенствовать
умение
работы
с
конструктором. Формировать пространственное и
зрительное
представление.
Учатся
классифицировать
фигуры
по
свойствам.
Слуховой диктант птица. Конструируют по схеме
собаку, по образцу самолет

Наборы конструктора
ТИКО.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Ежик»

1

Учить конструировать фигуры по схемам. Вызвать
интерес к творчеству, развивать конструктивные
навыки. Чередование геометрических фигур по
форме и по размеру. Слуховой диктант цветок.
Конструируют по схеме и по образцу ежика

Наборы конструктора
ТИКО.
Видеоролик
«Жизнь
ежей».
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Олимпийские
кольца»

1

Развивать умения видеть конструкцию объекта и
анализировать
основные
части,
их
функциональное назначение: определять какие
детали конструктора больше всего подходят для
создания образа. Закреплять знания детей об
Олимпийских играх, их символике. Конструируют
по схеме самолет, по образцу боулинг

Наборы конструктора
ТИКО.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Путешествие
на самолете»

1

Дети учатся создавать конструкцию используя
схему.
Развивается
стремление
детей
совершенствовать
умения
в
работе
с
конструктором. Конструируют по схеме самолет,
по образцу ракету

Наборы конструктора
ТИКО. Презентация «
Самолеты».
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

Декабрь
Тема

Объем
времени

«Кормушка для
птиц»

1

«Собака друг
человека»

1

Формировать пространственное и зрительное
представление, закрепить знания о домашних
животных.
Понятия:
«многоугольник»,
«четырехугольник», «квадрат», «прямоугольник»,
«ромб». Дети находят несколько вариантов
конструирования квадрата. Конструируют по
схеме будку для собаки, по образцу собаку

«Овощи
фрукты»

1

Учить детей создавать конструкцию используя Наборы конструктора
схему. Классификация геометрических фигур. ТИКО. Презентация
Расширить знания детей об овощах и фруктах. «Овощи и фрукты».
Мультимедийная

и

Содержание
Ориентировка на плоскости.
Формировать у детей обобщенные представления
и знания о зимующих птицах. Учить сочетать в
постройке детали по форме и цвету. Слуховой
диктант снежинка. Конструируют по схеме птицу,
по образцу кормушку для птиц

Образовательные
ресурсы
Наборы конструктора
ТИКО. Презентация
«Кормушки для птиц».
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)
Наборы конструктора
ТИКО. Видеоролик о
жизни
собак.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

Дети конструируют по схеме морковку, по система
(ноутбук,
образцу яблоко
проектор, экран)
«Ящерица»

1

Учить детей конструировать при помощи схемы.
Сформировать знания о роли этих животных в
природе и в жизни человека. Соотношение
количества вершин, сторон и углов в
многоугольнике.
Конструируют
по
схеме
ящерицу, по образцу кобру

Наборы конструктора
ТИКО. Видеоролик о
жизни
ящериц.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

Январь
Тема

Объем
времени

Содержание

Образовательные
ресурсы

«Зимние
забавы»

1

Формируется пространственное мышление,
умение анализировать предмет, выделять его
характерные
особенности.
Чередование
геометрических фигур по цвету. Развивать
интерес к моделированию. Закреплять знания о
зиме, зимних забавах. Конструируют по схеме
снеговика

Наборы конструктора
ТИКО. Презентация
«Зимние
забавы».
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Веселые
зверята»

1

Развитие умения видеть конструкцию объекта и
анализировать
основные
части,
их
функциональное назначение. Определять какие
детали конструктора больше всего подходят для
создания
образа.
Выделение
заданного
количества фигур из множества. Находят
несколько вариантов конструирования трапеции.
Конструируют по схеме снежинка, по образцу
лису и волка

Наборы конструктора
ТИКО.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Рак»

1

Учить детей конструировать при помощи схемы.
Комбинирование геометрических фигур по
форме. Конструируют по схеме рыбу, по образцу
рак

Наборы конструктора
ТИКО. Презентация
«Рак».
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Мой дом»

1

Умение воссоздавать разные по форме Наборы конструктора
предметы. Классификация предметов быта. ТИКО.
Мультимедийная
Конструируют дом и предметы мебели
система
(ноутбук,
проектор, экран)

Февраль
Тема

Объем
времени

Содержание

Образовательные
ресурсы

«Танк»

1

Учить детей из плоскостной фигуры строить
объемную. Выделение частей и целого.
Расширять знания детей о военной технике,
совершенствовать
умение
конструировать.
Конструируют по схеме танк

Наборы конструктора
ТИКО. Презентация
«Танк».
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Зимний лес»

1

Развивать логическое мышление посредствам
конструирования. Сравнение геометрических
фигур по форме. Закрепить знания о понятиях
«дерево»,
«кустарник»,
о
многообразии
размеров, форм. Конструируют по схеме елочку.
Учатся из плоской конструкции делать
объемную по образцу

Наборы
ТИКО
–
конструктора,
разноцветные
конверты,
игрушки
зверей,
схемы
«Дерево»

Развитие пространственных представлений и
логического
мышления
посредствам
конструирования.
Поиск
и
сравнение
пирамидальной
формы.
Расширять
представления
о
наземном
транспорте.
Конструируют по схеме внедорожник, по
образцу мотоцикл

Наборы
ТИКО
–
конструктора, схема
«Мотоцикл».

Развитие
комбинаторных
способностей,
смекалки, сообразительности, умение строить
постройку по схеме. Поиск и сравнение
кубической формы. Конструируют декорации
для сказки

Наборы
ТИКО
–
конструктора.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор,
экран)
Схемы.

«Мотоцикл»

1

Сказка «Три
медведя»

1

Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

Март
Объем
времени

Тема
«Ваза
цветами»

с

1

Содержание

Образовательные
ресурсы

Закреплять технические умения соединять Наборы
ТИКО
–
детали конструктора между собой по схеме. конструктора.
Понятия «высокий», «низкий», «тонкий», Видеоролик о цветах.
Картинки
с
изображением цветов.

«толстый». Учатся конструировать по схеме Схемы
цветов.
Мультимедийная
вазу, по образцу ирис
система
(ноутбук,
проектор,
экран)
Схемы.
«Подарок
маме»

1

Поиск и сравнение предметов пирамидальной
формы в окружающем мире. Конструируют
цветок и вазу в форме призмы по собственному
замыслу

Наборы
ТИКО
–
конструктора.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор,
экран)
Схемы.

«Египетские
пирамиды»

1

Дать общее представление о материалах и
технологиях строительства египетских пирамид.
Развивать конструктивные способности. Поиск и
сравнение
пирамидальной
формы.
Конструируют египетские пирамиды

Наборы
ТИКО
–
конструктора.
Видеоролик о Египте.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор,
экран)
Образцы
изделий
пирамиды
разных
размеров.
Бумага,
карандаши

«Какие разные
дома»

1

Формировать навыки сооружать постройки по
образцу. Понятия «объем», «куб». Различие
плоских и объемных конструкций. Формировать
навыки скрепления деталей конструктора.
Конструирование по образцу дома

Наборы
ТИКО
–
конструктора.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор,
экран)
Готовый
дом
из
конструктора

Апрель
Тема

Объем
времени

Содержание

Образовательные
ресурсы

«Летающая
тарелка»

1

Закреплять конструктивные навыки. Учить
детей создавать летающие тарелки. Закреплять
знания детей о космосе. Конструируют по схеме
летающую тарелку

Наборы конструктора
ТИКО. Видеоролик о
космосе.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Зоопарк»

1

Комбинирование многогранников. Соединение Наборы конструктора
деталей в заданной последовательности. Учить ТИКО.

детей планировать свою работу. Дети работают в Мультимедийная
(ноутбук,
парах конструируют верблюда, жирафа по схеме система
проектор, экран)
«Сладкий
стол»

1

Декорирование объемных фигур симметричным
узором или орнаментом. развивать способность
анализировать постройку. Трансформация узора
в объемной фигуре. Конструируют посуду

Наборы конструктора
ТИКО.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Салон
красоты»

1

Учатся конструировать и классифицировать
пирамиды по сходному признаку. Конструируют
по схеме зеркало, по образцу фен, плойка,
расческа

Наборы конструктора
ТИКО. Презентация о
«Салон
красоты».
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

Май
Тема

Объем
времени

Содержание

Образовательные
ресурсы

«Объемные
геометрические
тела»

1

Закрепление
знаний
объемных
геометрических тел через ТИКО –
конструирование. Развивать конструкторские
навыки,
развивать
ориентировку
в
пространстве.
Конструируют
объемные
геометрические тела по образцу

Наборы
ТИКО
–
конструктора. Схемы,
фигуры
животных.
Набор
объемных
геометрических
тел
(шар, пирамиды, куб,
цилиндр)

«Откуда
появляются
бабочки»

1

Развивать умения различать геометрические
модули
и
конструировать
предметы
окружающего мира на основе кубоктаэдра.
Комбинирование геометрических фигур

Наборы конструктора
ТИКО.
Видеоролик
«Жизнь
бабочек».
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран)

«Город будущего»

1

Развивать конструктивное, ассоциативное
воображение
и
мышление
детей.
Познакомить детей с основными законами
архитектурного искусства. Ориентация на
плоскости. Расположение деталей в заданной
последовательности.
Конструируют
по
собственному замыслу

Наборы
ТИКО
–
конструктора.
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран).

«Детская
площадка»

1

Применять конструктивные навыки в
самостоятельной
деятельности.
Учить
устанавливать
расположение
частей
постройки
относительно
друг
друга.
Формировать умение анализировать свою
постройку. Конструируют детскую площадку
по собственному замыслу

Наборы
ТИКО
–
конструктора.
Презентация «Детские
игровые площадки».
Мультимедийная
система
(ноутбук,
проектор, экран).

3.2. Условия реализации программы
Средства обучения
Наименование оборудования
1. Набор ТИКО-конструкторов
 Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
 Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
 Диктанты для конструирования.
 Логические задания на замещение фигур.
 Логические игры и задания.
 Правила составления логического квадрата.
 Комбинаторные задания.
 Игры с кругами Эйлера.
 Конструирование по заданным условиям.
 Дидактическая сказка «Геометрический лес».
2. Цветные карандаши

Количество
10 шт.
10 шт

10 шт.

Перечень технических средств обучения
Наи
менование технических средств обучения
1. Ноутбук
2. Мультимедийное оборудование

Количество
1
1

Кадровое обеспечение: педагог, имеющий среднее специальное образование, прошедший
профессиональную переподготовку по должности «педагог дополнительного образования».
Оценка результативности программы.
Мониторинг уровней сформированности знаний, умений, навыков по конструированию у
воспитанников осуществляется поэтапно и состоит из 2 этапов: начальный – начало года и
итоговый – конец года.
 Диагностика, проводимая
в конце каждого года обучения
в виде
педагогического наблюдения.
 Выставки детских работ, организуемые в группах после проведенных занятий.
 Участие в конкурсах.

Рефлексия

Реализация

Планирование

Целеполагание

Отношение к
конструктив
ной
деятельности

Показатели определения уровня овладения детьми конструктором «ТИКО» для плоскостного и
объемного моделирования.
Высоки
Средни
Низки
й
й
й
Ребенок проявляет инициативу В
большинстве
случаях Интерес к конструктивной
и творчество при работе с ребенок
проявляет деятельности неустойчив,
конструктором
интерес
слабо выражен.
к
конструктивной деятельности
Самостоятельно видит
образ.
Активно высказывает
предложения.

Самостоятельно

Видит образ иногда самостоятельно,
иногда
с Не всегда понимает
небольшой
подсказкой
задачу. Малоактивен в
взрослого. Ребенок выска- выражении идей.
зывает предложения самостоятельно или с небольшой
помощью
других
(сверстников, взрослого).
Принимает активное участие
при
планировании
деятельнос
ти совместно со взрослым.

Стремление
к
самостоятельности
не
выражает.
Допускает
ошибки
при
подборе
деталей.

Действует планомерно. Помнит В
большинстве
случаях
о цели работы на протяжении ребенок помнит о цели работы
всей деятельности.
на
протяжении
всей
деятельности. Доводит дело
до конца при небольшой
помощи взрослого.

Тяготеет к однообразным,
примитивным
конструкциям. Ошибается в
подборе деталей.

Формулирует в речи, достигнут
или нет результат, замечает
неполное
соответствие
полученного
результата
гипотезе.

Затрудняется сделать вывод,
достигнут или нет результат,
часто не замечает не
соответствие полученного
результата гипотезе.

планирует
предстоящую
деятельнос
ть. Осознанно выбирает детали
для
самостоятельной
деятельности.

В

большинстве
случаях формулирует в
речи, достигнут или нет
результат, иногда не замечает
неполное
соответствие
результата
гипотезе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических
представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2020.
2. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство «АЙРИСпресс», 2019.
3. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. - СПб.: Речь,
2021.
4. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2020.
5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль: Академия
развития, Академия холдинг, 2022.
6. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. М.: Дрофа, 2021.
7. Ресурсы ИНТЕРНЕТ:
http://www.tico-rantis.ru/games and activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и
дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое
планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия
развития, Академия холдинг, 2020.
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. –
М.: Дрофа, 2018.
3. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и
дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое
планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и
дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое
планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. –
М.: Дрофа, 2018.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схемы плоскостных фигур
«Домашние животные»
(корова, утка, петушок, цыплёнок, лошадь, баран, овечка, кот, собака)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Контурные схемы ТИКО-поделок

Конструирование квадрата


Сконструируйте квадрат из
прямоугольников.



Сконструируйте
квадрат
из
прямоугольника и двух маленьких
квадратов.



Сконструируйте квадрат из восьми
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте квадрат из четырех
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте квадрат из двух
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте
квадрат из 16
прямоугольных треугольников.



Сконструируйте квадрат из четырех
маленьких квадратов.



Сконструируйте квадрат из двух
прямоугольников
и
восьми
прямоугольных треугольников.

двух

Приложение 3
Диктанты для ТИКО-конструирования
1.

2.

3.

4.

Флаг России
Детали: квадрат маленький белого цвета - 1,
треугольник прямоугольный красного цвета – 2,
треугольник прямоугольный синего цвета - 2.
Задание:
1. Соедините два красных треугольника так,
чтобы получился квадрат.
2. Сконструируйте квадрат из синих
треугольников.
3. Сколько у вас теперь квадратов? Расположите
квадраты один за другим так, чтобы сначала был
белый, потом синий, потом красный цвет.
Кот Пушок
Детали: пятиугольник – 1, треугольник
остроугольный – 1, квадрат маленький – 3,
треугольник маленький равносторонний – 4.
Задание:
1. Соедините три квадрата один за другим.
Расположите фигуру горизонтально.
2. К первому квадрату сверху прикрепите
пятиугольник, снизу равносторонний
треугольник.
3. К пятиугольнику сверху прикрепите два
равносторонних треугольника.
4. К третьему треугольнику снизу прикрепите
равносторонний треугольник, справа остроугольный треугольник.
Кот Шалун
Детали: прямоугольник - 1, шестиугольник - 1,
квадрат маленький - 2, треугольник
равносторонний маленький - 3.
Задание:
1. Расположите прямоугольник горизонтально.
2. К нижней стороне прямоугольника
прикрепите два квадрата. Не скрепляйте
квадраты между собой.
3. Слева к прямоугольнику прикрепите
шестиугольник.
4. Сверху к шестиугольнику прикрепите два
равносторонних треугольника.
5. Справа к прямоугольнику прикрепите
равносторонний треугольник.
Медведь
Детали: квадрат большой - 1, шестиугольник - 1,
треугольник равносторонний маленький - 2,
квадрат маленький - 4.
Задание:
1. К большому квадрату сверху по центру
прикрепите шестиугольник.
2. К шестиугольнику сверху слева и справа

прикрепите по одному треугольнику.
3. К квадрату слева и справа прикрепите по
одному маленькому квадрату.
4. К нижней стороне большого квадрата
прикрепите два маленьких квадрата – не
скрепляйте их между собой.

5.

6.

7.

8.

Олень
Детали: квадрат маленький – 1, прямоугольник –
1, треугольник остроугольный – 2, ромб – 4,
треугольник равносторонний маленький – 5.
Задание:
1. Соедините короткими сторонами квадрат и
прямоугольник. Расположите фигуру
горизонтально.
2. К прямоугольнику снизу с краю прикрепите
остроугольный треугольник.
3. К квадрату снизу прикрепите остроугольный
треугольник, а сверху – равносторонний
треугольник.
4. К равностороннему треугольнику слева и
справа прикрепите еще по одному треугольнику.
5. К этим двум треугольникам сверху
прикрепите по одному параллелограмму.
Параллелограммы сконструируйте из двух
ромбов.
6. К верхней части параллелограммов сбоку
прикрепите по одному треугольнику.
Черепаха
Детали: шестиугольник - 1, квадрат маленький 1, треугольник равносторонний маленький - 4.
Задание:
1. К шестиугольнику сверху прикрепите
квадрат.
2. Справа и слева к шестиугольнику прикрепите
по два треугольника.
Морская звезда
Детали: пятиугольник – 1, треугольник
острокгольный - 5.
Задание:
1. К каждой стороне пятиугольника прикрепите
по треугольнику.

Птица большая
Детали: прямоугольник – 4, треугольник
остроугольный – 1, треугольник равносторонний
маленький - 1.
Задание:
1. Соедините два прямоугольника короткими

сторонами. Расположите фигуру горизонтально.
2. К полученной фигуре слева прикрепите
остроугольный треугольник.
3. К фигуре сверху и снизу по центру короткими
сторонами прикрепите еще по одному
прямоугольнику.
4. К фигуре справа прикрепите равносторонний
треугольник.
9.

10.

11.

Цветок
Детали: шестиугольник – 1, треугольник
остроугольный – 1, ромб – 2, треугольник
равносторонний маленький – 5.
Задание:
1. К шестиугольнику снизу прикрепите
остроугольный треугольник.
2. К треугольнику слева и справа прикрепите по
одному ромбу.
3. К каждой стороне шестиугольника
прикрепите по равностороннему треугольнику.
Снеговик
Детали: шестиугольник - 3, квадрат маленький 1, треугольник равносторонний маленький – 2,
треугольник прямоугольный - 2.
Задание:
1. Расположите шестиугольники один над
другим и соедините.
2. К верхнему шестиугольнику сверху
прикрепите квадрат. Ко второму
шестиугольнику сверху справа и слева
прикрепите по одному равностороннему
треугольнику.
3. К нижнему шестиугольнику снизу слева и
справа короткими сторонами прикрепите два
прямоугольных треугольника.
Пистолет
Детали: прямоугольник – 3, квадрат маленький –
3, квадрат маленький с круглым отверстием – 1,
треугольник прямоугольный - 1.
Задание:
1. К прямоугольнику справа прикрепите квадрат.
2. К квадрату снизу прикрепите квадрат с
круглым отверстием.
3. К квадрату, который без отверстия, справа
прикрепите квадрат.
4. К этому квадрату снизу короткой стороной
прикрепите прямоугольник, а справа прикрепите
квадрат.
5. К этому же квадрату сверху короткой
стороной прикрепите прямоугольный
треугольник.

12.

13.

14.

Подводная лодка
Детали: прямоугольник – 2, квадрат маленький –
2, треугольник прямоугольный – 1.
Задание:
1. Соедините два прямоугольника короткими
сторонами.
2. Ко прямоугольнику, который располагается
справа, сверху прикрепите квадрат.
3. К квадрату сверху прикрепите еще один
квадрат.
4. К верхнему квадрату справа короткой
стороной прикрепите прямоугольный
треугольник.
Ракета
Детали: квадрат маленький – 3, треугольник
равносторонний маленький – 1, треугольник
прямоугольный – 2.
Задание:
1. Соедини три квадрата друг за другом.
Расположи фигуру вертикально.
2. Сверху прикрепи равносторонний
треугольник.
3. К нижнему квадрату справа и слева
короткими сторонами прикрепите по одному
прямоугольному треугольнику.
Лунатик
Детали: квадрат большой – 1, треугольник
равносторонний с отверстием – 1, треугольник
прямоугольный – 2, треугольник остроугольный
– 2, квадрат маленький – 4.
Задание:
1. К большому квадрату снизу короткими
сторонами прикрепите два остроугольных
треугольника.
2. Сконструируйте из квадратов два
прямоугольника.
3. Прикрепите прямоугольники короткими
сторонами к большому квадрату слева и справа.
4. К большому квадрату сверху прикрепите
большой равносторонний треугольник с
отверстием.
5. К треугольнику справа и слева короткими
сторонами прикрепите прямоугольные
треугольники.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».