ДОП АКВАРЕЛЬКА 3-4 года

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского муниципального округа Свердловской области
«Детский сад №51»

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ ПМО СО
«Детский сад № 51»

Принят педагогическим советом
МБДОУ ПМО СО «Детский сад № 51»
Протокол № 1 от «29» августа 2025г

Д.В.Девяшина
Приказ № 149-Д от «29» августа 2025г.

Дополнительная общеобразовательная программа
художественно - эстетической направленности
«Акварелька»
Возраст: 3-4 лет
срок реализации 8 месяцев

Составила: Ганьжина Анжела Рэфисовна,
воспитатель I К.К.

1

Содержание.
Пояснительная записка.

2

Актуальность программы.

3

Цель и задачи программы.

4

Принципы, методы и приемы.

5

Возрастные особенности эстетического и художественно-творческого
опыта детей дошкольного возраста.

6

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
Воспитанников.

7

Учебно-тематическийплан.

7

Перспективное планирование.

9

Планируемые результаты.

17

Формы проведения итогов реализации программы.

17

Материально-техническое обеспечение программы.

18

Заключение

19

Литература.

20

2

Пояснительная записка
Настоящее
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе в Муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад № 51», разработано в соответствии с:
 Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” (далее
- Порядок)
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»
 Санитарные правила СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующие до 1
января 2027 года.
 Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02- 484/16
«Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей, утверждённые на заседании научнометодического
совета
по
дополнительному
образованию
детей
Минобразование России 03.06.2003 г.»;
 Уставом МБДОУ ПМО СО «Детский сад № 51»(далее Учреждение).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
дополнительная программа) является нормативным документом, содержащим
максимально полную информацию о дополнительном образовании, имеющим
конкретизированные образовательные цели, задачи, а так же оцениваемые
образовательные результаты.
Дополнительная программа выстраивается на принципах конкретности,
точности, логичности, реальности, имеет оптимальный объем, не перегружена
излишней информацией.
Дополнительная программа должна учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей.
Содержание дополнительной программы и сроки обучения определяются
образовательной программой, разработанной и утвержденной Учреждением,
3

осуществляющим образовательную деятельность. Реализация дополнительной
программы может осуществляться одновременно с реализацией основной
образовательной программой дошкольного образования.
Дополнительная программа определяет основное
содержание
дополнительного образования по определенным направленностям:физкультурноспортивной,художественной,туристско-краеведческой,
технической;
естественнонаучной; социально- гуманитарной.
При реализации дополнительных программ используются различные
современные образовательные технологий.
Положение о дополнительной программе вступает в силу с момента издания
приказа об утверждении Положения и действует до внесения изменения.
Форма организации: программа реализуется в форме кружка.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая
работа, самостоятельная и практическая работа).
Уровень освоения программы: стартовый(краткосрочный) Программа
реализуется на русском языке.
Направленность программы– художественная.
Участники–дети3-5летбезспециальногоотбора.
Отличительная особенность:
Занятия направлены на реализацию базисных задач художественнотворческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им
предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша
расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных
искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и
развития личности в целом. В системе эстетического и народного творческого
воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному
искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует
воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
4

трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных
способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых
в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким
образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и
умения в различных ситуациях.
Цель и задачи программы.
Цель программы – способствовать развитию творческих способностей,
фантазии, воображения посредствам традиционного и нетрадиционного рисования
у младшего дошкольного возраста
Задачи:
Развивающие:
– Развиватьудетейкоммуникативные,речевые,интеллектуальныеихудож
ественные способности в процессе рисования.
– Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение
– Развивать формо- и цвето-восприятие, чувство композиции, мелкую
моторику рук, ассоциативное мышление, воображение
– Развивать творческую активность, поддерживать потребность в
самовыражении
Образовательные;
– Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с
использованием разных материалов.
– Учить различать и называть основные цвета и их оттенки
– Учить использованию различных материалов
– Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности
– Побуждать
детей
экспериментировать
с
изобразительными
материалами.
– Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Воспитательные:
– Формировать положительно–эмоциональное восприятие окружающего
мира
– Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному
искусству
– Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками
5

при создании коллективных работ.
Принципы, методы и приемы.
Принципы:
 Системности – занятия проводят в системе в течении всего учебного процесса;
 Последовательности–знания давать постепенно, без нагрузки, с нарастающим
объемом информации;
 Принцип творчества – программа заключает в себе неиссякаемые
возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
 Принцип научности–детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и
др.;
 Принцип доступности – учет возрастных индивидуальных особенностей;
 Принцип сравнений и выбора – разнообразие вариантов заданной темы,
методов и способов изображения, разнообразие материала.
Методы и приемы:
1. Наглядный:
наблюдение,
рассматривание
педагогических
эскизов,
иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические
упражнения для обработки необходимых навыков.
2. Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная
инструкция.
Используемые методы:
– Позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
– Дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что
влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– Формируют эмоционально – положительное отношение, способствуют более
эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей.
Программа составлена с учетом интеграции всех образовательных областей:
1. «Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного
рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется
непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою
работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок.
Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и
выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной
функции речи, развитие связной речи.
2. «Социально – коммуникативное развитие». Для занятий по изодеятельности
6

подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные
им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети
узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
Знакомятся с творчеством художников и основными направлениями
изодеятельности.
3. «Познавательное развитие». Развивать восприятие, умение выделять
разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина и т.д.).
Продолжать развивать умения сравнивать предметы, устанавливать их сходства и
различие. Продолжать знакомить с цветами спектра. Продолжать формировать
умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.
Совершенствовать глазомер.
4. «Музыка». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений.
Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления
для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных
чувств.
5. «Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой
гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Возрастные особенности эстетического и художественно
творческого опыта детей дошкольного возраста.
Дошкольники 3-5 лет – своего рода «практики», они с удовольствием лепят,
рисуют, конструируют, создают аппликативные работы. Наряду с предметным
чаще проявляются декоративное и сюжетное изображения, взаимообогащающие
друг друга. Дети создают интересные образы увиденного в действительности,
проявляют творчество, придумывая необычные предметы, животных, используя не
стандартное сочетание деталей, цветов. Появляются любимые образы,
предпочитаемые цвета, формы, изобразительные материалы. Начинают
проявляться различные интересы мальчиков и девочек в изобразительной
деятельности, что отражается в разной тематике работ, использовании средств
выразительности. На тематику детских работ чаще начинают влиять образы
современных мультфильмов. В данном возрасте осуществляется активное развитие
выразительно-изобразительных и технических умений.
Дошкольники активно осваивают различные изобразительные техники,
стремятся их использовать для создания выразительного образа.
Совершенствование мелкой моторики позволяет детям более уверенно
передавать форму, контролировать движения при проведении линий, нажиме на
карандаш. Происходит дальнейшее развитие художественно - эстетического
восприятия.
7

Особенности взаимодействия педагогического
коллектива семьям и воспитанников.
Используются следующие формы работы с родителями:
 информационно-просветительская работа (буклеты, памятки);
 индивидуальные беседы и советы;
 открытые мероприятия, «Дни открытых дверей»;
 мастер-классы;
 творческие мастерские;
 анкетирование родителей;
 оформление выставок.
Учебно-тематический план.
Дети в возрасте 3-4 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит
более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен
интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на один год. Она
охватывает: младшую группу–дети 3-4лет.
Периодичность занятий – один раз в неделю в первую половину дня. 4раза в
месяц. Длительность занятий: 15 минут. Занятия начинаются с октября и
заканчиваются в мае.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема
«Дождик, дождик кап -кап-кап…»
«Ёжик»
«Осеннее дерево»
«Ягодка за ягодкой»
«Красивые листочки»
«Веточка рябины»
«Лето в банке»
«Мамочка моя»
«Белый снег пушистый в воздухе кружится…»
«Кто гулял в лесу дремучем, оставляя след?»
«Маленькая елочка в гости к нам пришла…»
«Новогодний венок»
«Веселый снеговичок»
«Снегири на деревце».
«Мороженое».
8

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

«Мои рукавички»
«Рыбки в аквариуме»
«Коровка»
«Автомобиль для папы»
«Вот какой унас салют!»
«Мимоза для мамочки»
«Солнышко лучистое»
«Распушились вербочки»
«Цыплятки»
«Божьи коровки на лужайке»
«Звездное небо»
«Птички– невелички»
«Жили у бабуси два весёлых гуся»
«Чудеса монотипии– бабочка»
«Одуванчики»
«Нарядные матрешки»
«Гусеница»

Младшая группа (3-4 года)
Дополнительные
«Акварелька»
образовательные
(художественно
услуги
эстетической направленности)
Количество занятий, объем образовательной
нагрузки в неделю (мин.)
Итого:

32/1
32 занятия/ 1 занятие в
неделю

9

Перспективное планирование.
№
п/п
1

2.

3.

4.

Тема

Программное содержание

Материалы

Октябрь
«Дождик, дождик Познакомить детей с методом рисования
кап-кап-кап…»
пальчиками. Обучать детей наносить равномерно
на определенных частях листа бумаги отпечатки
пальчиков.
«Ёжик»
Учим технике тычка - «печать смятой бумагой».
Учимся дополнять изображение подходящими
деталями, в том числе сухими листьями.
«Осеннее
дерево»

«Ягодка за
ягодкой»

Вызывать у детей эмоциональное, радостное
отношение к яркой осенней природе средствами
художественного слова, музыки, произведений
живописи. Продолжать знакомить детей с
методом рисования пальчиками. Обучать детей
наносить равномерно на определенных частях
листа бумаги отпечатки пальчиков.
Создание ритмичной композиции. Сочетание
изобразительных техник: рисование веточек
цветными карандашами и ягодок – ватными
палочками.

10

Альбомный лист с нарисованным
контуром зонтика размером А4,
пальчиковая гуашь, стаканчик с
водой, салфетка для рук.
Иллюстрации с изображением
ежей, заготовка из картона в форме
ёжика, смятая бумага, набор гуаши,
кисть, сухие листья.
Альбомный лист с нарисованным
контуром
дерева
с
ветками
размером А4, пальчиковая гуашь,
стаканчик с водой, салфетка для
рук.

Методы и приемы

Беседы об осенней погоде,
о
явлениях
природыдожде, из чего состоит
дождик (капельки).
Беседа о ежике, каким он
бывает, показ способа
исполнения.
Показ
иллюстраций
с
осенними деревьями.
Беседа о красках осени–
желтый, красный.

Альбомный лист размером А4, Показ иллюстраций с
гуашь, карандаши зеленого цвета, кустиками с ягодками.
ватные палочки, салфетка для рук.
Обсудить какого цвета
трава (зеленая) и какого
цвета ягодки (красные).
Показать
способ
рисования
ватной
палочкой – тычок.

Ноябрь
Освоение художественной техники – печатание.
Нанесение краски на листики (способом
окунания в ванночку) и создание изображений –
отпечатков.

5.

«Красивые
листочки»

6.

«Веточка рябины»

Вызывать у детей эмоциональное, радостное
отношение к яркой осенней природе средствами
художественного слова, музыки. Продолжать
знакомить
детей
с
методом
рисования
пальчиками. Обучать детей наносить равномерно
на определенных частях листа бумаги отпечатки
пальчиков.

7.

«Лето в банке»

8.

«Ёжик с яблоком»

Продолжаем осваивать технику рисования –
печатание. Создаем изображение – отпечаток с
помощью половинок овощей и фруктов. Учим
ставить отпечаток на заданную часть листа, не
выходить за контуры.
Рисование пальчиками. Воспитывать интерес к
рисованию нетрадиционными способами.
Вызвать у детей желание помочь ёжику.

11

Альбомный лист размером А4,
гуашь, стаканчик с водой, плоская
тарелочка, листья разной формы,
салфетка для рук.

Беседа об осени,осенних
деревьях,
листопаде.
Показ
способа
исполнения – печатания.

Альбомный лист с нарисованными
ветками размером А4, пальчиковая
гуашь красного цвета, стаканчик с
водой, салфетка для рук, листья
рябины.

Показ
иллюстрации
с
рябиновым
кустом,
рисунка
с
веточкой
рябины. Беседа о форме и
цвете
ягод,
на
чем
держаться
ягодки
(веточка).

Альбомный лист с нарисованным Просмотр иллюстраций с
контуром банки, цветная гуашь, заготовками – банками с
стаканчик с водой, плоская
огурцами и помидорами,
тарелочка, салфетка для рук, компот из яблок. Показать
нарезанные овощи и фрукты.
способ печатания.
о
диких
- листы бумаги с нарисованным Беседа
силуэтом ёжика;
животных,
- игрушка котенок;
рассматривание картинок
- гуашь
красного,
черного, с ежами.
оранжевого цвета в
чашечках;
салфетки.

9.

«Белый
снег
пушистый
в
воздухе
кружится…»

Декабрь
Познакомить с традиционной изобразительной
техникой
рисования
кистью,
прием
«примакивание». Учить передавать настроение
зимнего снегопада.

Альбомный лист затонированный Беседа,
показ
голубым цветом, кисточка, гуашь иллюстраций,
показ
белого цвета, стакан с водой, способа исполнения.
салфетки для рук.

10.

«Кто гулял в лесу Продолжать знакомить техникой тычка - «печать
дремучем,
смятой
бумагой»,
иммитировать
шерсть
оставляя след?»
животных.

Альбомный лист с контуром Беседа,
показ
медведя, шарик смятой бумаги,
иллюстрации мишки,
гуашь
коричневого
цвета,
показ
способов
тарелочка, салфетки для рук.
исполнения.

11.

«Маленькая
Елочка в гости к
нам пришла…»

Альбомный лист, трафарет ёлочки, Бесед, показ иллюстраций
гуашь зеленого цвета, губка,
елочек, показ способов
тарелочка, салфетки для рук.
исполнения.

12.

Снеговики

Познакомить с приемом рисования через
трафарет с помощью губки. Показать как
Появляется рисунок, когда уберешь трафарет.

Рисование
-листы синего цвета,
(отпечатки дном банок разного диаметра). -белая гуашь,
Познакомить детей с
-вода,
Не традиционной техникой прижми и отпечатай. -салфетки,
Учить пользоваться
- поролон,
банками, ставить отпечаток дном банки. Развивать
банки разного диаметра.
самостоятельность,
смелость,
творческие
способности,
мелкую моторику рук.

12

Беседа
о
новогоднем
празднике,
о
зимнем
времени года. Показать
способ исполнения.

13.

«Веселый
снеговичок»

14.

«Снегири на
деревце».

15.

16.

17.

Январь
Продолжаем знакомить с техникой тычка
поролоновым тампоном. Видеть изображение из
нанесенных тычков, дополнять изображение
аппликацией из заготовок.
Продолжать знакомить с приемом рисования
через трафарет с помощью губки. Показать, как
появляется рисунок, когда уберешь трафарет.
Нанесение тычком птички (тычок закрашен в два
цвета).

«Тихо
падает Рисование(комканой бумагой ). Продолжать
снежоквлесу».
знакомить детей с нетрадиционной техникой
Прижми и отпечатай. Учить пользоваться
скомканной бумагой, ставить отпечаток.
«Мои рукавички»

«Рыбки
аквариуме»

Альбомный лист затонированный,
Беседы о том, что можно
поролоновый
тычек
круглой
слепить из снега. Показ
формы, гуашь белого цвета,
иллюстраций снеговика.
тарелочка, салфетка для рук.
Показ способа нанесения
тычка.
Альбомный лист, трафарет ствола Показ
иллюстрации
дерева, гуашь, губка, тарелочка, снегирей.Беседаоцветеи
салфетки для рук.
форме птички (красный черный;
живут.

- Лист чёрной бумаги;
- Шаблоны деревьев,
- салфетки.

круг),

где

они

Беседа
о
снеге
просмотр картинок

-вода.
Белая гуашь

Упражнять в технике печатания. Закрепить
умение украшать предмет несложной формы,
нанося рисунок по возможности равномерно на
всю поверхность.

Заготовка из альбомного листа в
форме рукавички, печатки разных
форм,
тарелочка
с
краской,
салфетка для рук.

Показр укавичек. Беседа о
цвете и форме рисунков.
Показ способа нанесения
рисунка.

Февраль
Познакомить с нетрадиционной изобразительной
в
техникой: отпечатки ладоней. Учить превращать
отпечатки ладоней в рыб. Развивать воображение,
чувство композиции.

Голубой или белый лист бумаги,
крышки
от
бутылок,
гуашь
пальчиковая, кисти, салфетки для
рук.

Показ иллюстраций с
рыбами в аквариуме,
беседа,
показ
способа исполнения.

13

18.

19.

20.

«Коровка»

Картонный
стаканчик,
гуашь
черного цвета, скомканная бумага,
тарелочка,
заготовка
головы,
хвоста из нитки, ножки из ватных
палочек.
«Автомобиль для Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, Альбомный
лист
бумаги
с
папы»
вызвать интерес к подарку для папы.
нарисованным
контуром
автомобиля, гуашь пальчиковая,
салфетки для рук, заготовки колес,
клей.
«Вот какой у нас Создание красивой композиции. Рисование огней Белый альбомный лист, крышки от
салют!»
салюта
нетрадиционными
приемами бутылок, губка, тряпочка, гуашь
(примакивание тампоном, тряпочкой, пробкой).
пальчиковая, салфетки для рук.

21.

«Мимоза для
мамочки»

22.

«Солнышко
лучистое»

Продолжаем знакомить с техникой тычка из
скомканной бумаги – рисуем пятнышки у коровы
в хаотичном порядке. Учимся дополнять образ
заготовками (приклеить голову, хвост и ноги).

Март
Продолжать упражнять в рисовании пальчиками, Альбомный лист, гуашь
скатывании шариков из салфеток. Развивать Пальчиковая, тарелочка, нарезанные
чувство композиции.
кусочки цветной бумаги, ,
салфетка для рук.
Рисование ладошками. Учить быстро наносить
краску на ладошку и делать отпечатки-лучики у
солнышка. Развивать цвето восприятие.

14

Беседа,
показ
иллюстраций,
показ
способа исполнения.

Беседа,
показ
иллюстраций,
показ
способа исполнения.

Беседа,
показ
иллюстраций,
показ
способа исполнения.

Беседа о празднике мам,
что можно подарить,что
любят мамы. Показ
образца, способ
рисоваивания.
Бумага
альбомная,
гуашь Показ образца, беседа.
пальчиковая, тарелочка, салфетка
для рук.

23.

«Распушились
вербочки»

24.

«Цыплятки»

Продолжать
знакомить
с
традиционной Бумага альбомная, гуашь, кисть, Беседа, показ
изобразительной техникой рисования кистью, стакан с водой, салфетка для рук.
иллюстраций,
показ
прием «примакивание».
способа исполнения.

Продолжаем знакомить с техникой тычка
поролоновым тампоном. Видеть изображение из
нанесенных тычков, дополнять изображение
аппликацией
из
заготовок.
Создание
выразительных
образов
желтых
цыплят,
гуляющих по зеленой травке.

15

Альбомный лист, поролоновый Беседа, показ
тычек круглой формы, гуашь
иллюстраций,
показ
Желтого цвета, тарелочка, салфетка способа исполнения.
для рук.

25.

Апрель
«Божьи коровки на Продолжать упражнять в технике рисования
лужайке»
пальчиками. Закрепить умения равномерно
наносить точки на всю поверхность предмета.

26.

«Звездное небо»

27.

«Птички
невелички»

28.

«Жили у бабуси
два весёлых гуся»

–

Альбомный лист размером А4,
пальчиковая
гуашь
цветная,
стаканчик с водой, салфетка для
рук.
Бумага формата А4, кисть, гуашь,
трафареты, поролоновый тампон,
жесткая кисть и картонка для
набрызга.
БумагаформатаА4,гуашь,
тарелочка, поролоновый тампон,
карандаш, салфетка для рук.

Учить создавать образ звездного неба - печать по
трафарету, набрызг. Развивать цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с помощью данных
техник.
Создание у детей яркого эмоционального отклика
на необычный способ создания изображений.
Знакомство с возможностью получения образов
из простых форм. Учить дорисовывать не
достающие элементы.
Продолжать
использовать
ладонь
как Альбомный лист размером А4,
изобразительное средство. Закреплять умение пальчиковая гуашь цветная, кисть,
дополнять изображение деталями.
стаканчик с водой, салфетка для
рук.

16

Показ
иллюстраций,
беседа, показ способа
исполнения.
Иллюстрации звездного
неба,
беседа,
показ
способа исполнения.
Показ
иллюстраций,
беседа, показ способа
исполнения.

Показ
иллюстраций,
беседа, показ способа
исполнения.

Май
29.

«Чудеса монотипии Познакомить с монотипией. Показать как можно Альбомный лист с контуром Показ
иллюстраций,
– бабочка»
получить рисунок таким способом.
половинки бабочки, пальчиковая беседа, показ способа
гуашь цветная, кисть, стаканчик с исполнения.
водой, салфетка для рук.

30.

«Одуванчики»

31.

«Нарядные
матрешки»

32.

«Гусеница»

Закрепить умения детей использовать знакомые
техники
рисования.
Учить
создавать
выразительный образ одуванчиков с помощью
втулки от туалетной бумаги. Развивать чувство
композиции.
Закрепить умение украшать простые по форме
предметы, нанося рисунок по возможности
равномерно на всю поверхность бумаги.
Упражнять в технике печатания. Развивать
чувство ритма, композиции.

Альбомный лист, гуашь, втулка от Показ
иллюстраций,
туалетной бумаги, тарелочка,
беседа, показ способа
Салфетка для рук.
исполнения.

Заготовка из альбомного листа в Беседа, показ
форме матрешки, печатки разных
иллюстраций,
показ
форм, тарелочка с краской, салфетка способа исполнения.
для рук.

Закрепить умение пользоваться тычком, создавать БумагаформатаА4,гуашь,
Показ
иллюстраций,
заданный образ. Дополнять недостающие
тарелочка, поролоновый тампон, беседа, показ способа
элементы путем аппликации.
заготовки глаз, ножек, рожек, исполнения.
салфетка для рук.

17

Планируемые результаты.
К концу учебного года ребёнок:
 уверенвдействияхиответах;выражаетсвоеотношениекокружающемумиру
через рисунок
 активенвсамостоятельномвыбореизобразительныхматериаловираспол
ожении изображения на листе;
 уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
 умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
 ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
 проявляет фантазию, художественное творчество;
 умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
 завершает работы;
 умеет узнавать, называть основные цвета и их оттенки;
 умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
 умеет использовать трафареты и печати при работе;
 дает оценку результатам своей деятельности;
 проявляет интерес к изобразительной деятельности сверстника;
 умеет убирать за собой рабочее место.
Формы проведения итогов реализации программы.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению
программы проходит в форме наблюдения, анализа продуктов детской
деятельности, организация выставки детских работ.
Предполагается проведение диагностики вначале, и в конце учебного года.
Оценку уровня изобразительной деятельности следует давать исходя из
следующих показателей:
1. Эмоциональное восприятие ребенком предметов изобразительного
искусства;
2. Технические навыки и изобразительные способности;
3. Воображение и творческие способности.
По этим показателям определяются уровни развития изобразительной
деятельности ребенка: владеет, частично овладел, не овладел, т.к. в этом возрасте
технические навыки и творческие способности находятся в стадии формирования.
18

Материально-техническое обеспечение программы.
Группа – помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым
для этого оборудованием: столы, стулья по количеству детей, мольберт, магнитная
доска, наборное полотно, магнитофон.

Художественные материалы и инструменты:
 Гуашь;
 Ватные палочки;
 Поролон;
 Ватные диски;
 Шерстяные нитки;
 Соль;
 Одноразовые вилки;
 Бумага альбомная;
 Картон белый, цветной;
 Стаканы для воды;
 Подставки под кисти;
 Салфетки.
Наглядные пособия
№

Наименование

1

Плакаты:
«Фрукты», «Овощи», «Азбукацвета», «Цвета»

2

Репродукции картин Альбом пейзажной живописи «Четыре времени года»
Альбомы репродукций. «Четыре временигода»
Альбом «Знакомство с жанровой живописью»

3

Изделия декоративно-прикладного искусства

4

Технологические карты:
«Шаг за шагом»,«Море», «Зоопарк»,«Природа»

5

Иллюстрации насекомых, транспорта, животных, птиц, цветы

6

Опорные схемы

Заключение
Использование
нетрадиционной
техники
рисования
стимулирует
художественно- творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
19

способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность
выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий,
обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное
эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание
индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог
дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость
творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми
нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки
нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических
познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания,
памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой
мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей
формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о
свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят
развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные
игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний,
умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому
приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного
развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя
свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать
труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру.
Ведь всякое открытие чего- то нового, необычного несет радость, дает новый
толчок к творчеству.

Литература
1.
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
2.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные
техники рисования в детском саду.
20

Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3.
Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
4.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.
– М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.
5.
«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в
детском саду», под редакцией М.А. Васильевой.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».