20.01.2022
Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая
игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или
агата.
Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления,
речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является
настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими
нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач (их вы видите на
экране):
• Развивать мелкую моторику, упражнять в
последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
• Упражнять в ориентировке на плоскости листа
• Упражнять в согласовании прилагательных и
числительных с существительными
• Обогащать словарный запас, упражнять в
употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
• Развивать связную, фразовую речь,
эмоциональную лексику
• Упражнять в звукобуквенном разборе слова,
закреплять правильный образ буквы
• Проводить профилактику дисграфии, работу по
автоматизации поставленных звуков
• Развивать глазомер, тактильные ощущения,
эстетическое восприятие
• Развивать образное мышление, зрительное
внимание, память
• Развивать умение сосредотачиваться, способность
доводить начатое дело до конца
Картотека игр с
использованием камешек марблс
Упражнение
"Знакомство"
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному
объекту.
Оборудование: емкость с камушками
"Марблс".
Задание: педагог обращает внимание на камушки и
предлагает перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней
руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой -
стеклянные, гладкие. Качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий,
зеленый. Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
Упражнение
"Найдем предмет" или "Угадай-ка»
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие
умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс"
(Например: небольшой строительный материал, киндер - игрушки и т.д.)
Оборудование: емкость глубокая, камушки
"Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.
Задание: педагог предлагает найти игрушки,
спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
Упражнение
"Змейка"
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один
к другому; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс". Для
детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную
змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно
использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку,
используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель
(Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
«Веселая
змейка».
Педагог уточняет, как ползет гусеница – не по
прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда
вперед, затем диктует ребенку направление движения гусеницы, дети выкладывают
камешки в рамочку, сколько успеют до следующей инструкции. Проверяем полученную
гусеницу.
Упражнение:
«Помоги-ка»
Цель: развитие умения различать цвета, находить
цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой
деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс",
карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от
количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все
камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный
цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки
только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых
цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а
называется словом.
«Найди и
назови».
Цель: развитие умения различать цвета, называть
их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
У ребенка есть карточка с предметами разного
цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2
помидора, 1-? Ребенок выкладывает марблс по количеству предметов и заданному
цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый).
Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких
овощей больше всего?
«Расскажи
про свой узор?».
Цель: развивать воображение, связную речь.
Педагог предлагает детям выложить на листе в
каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее педагог
предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает
образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик- это ягодка, справа от
него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек и т. д.»
«Зоркий
глаз»
Цель: развивать память
Выложить 5 любых камешков на первый ряд,
запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.
«Ходилка»
Цель: развивать логическое мышление, мелкую
моторику
Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек
определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно
назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5
точками, он вибирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое
слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.
«Мозаика».
Цель: развивать мелкую моторику, зрительную
память, логическое мышление, творчество
Выложить узор по образцу. Игра предполагает
обязательное использование шаблонов к заданию.
«Крестики
- нолики».
Цель: развитие звукового анализа.
Берем 2 цвета камешков синие и зеленые, работаем
над звуком, дифференцируем по твердости- мягкости. Один игрок называет слова с
твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики-
нолики», другой аналогично с твердым. В случае затруднения ход переходит к
другому игроку.
«Лабиринты».
Берем два - три цвета кубиков, красный –
произнес не правильно, желтый - произнес не совсем четко, зеленый произнес
правильно.
Автоматизируем звук в словах и выкладываем
последовательно камешки в рамочку. Анализируем проделанную работу.
«Художник».
Цель: развивать творчество, мелкую моторику.
Выложить заданный предмет из камешков
(предлагаются карточки с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик,
машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное
изображение.
«Укрась».
Выложить узор по собственному усмотрению и
рассказать, где можно использовать данный узор.
«Исправлялки».
В рамочке есть изображение буквы или цифры.
Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.
«Магия». Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить
букву в похожий предмет. Назвать его.
«Чудесный
мешочек»
Задачи: формировать умения сопоставлять
зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.
Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики
разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец-шарик марблс. Педагог
просит ребенка найти в мешочке такой же.
Вариант 2. ребенку завязывают глаза, дают шарик,
который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
Камешек в руке катаю,
Между пальчиками верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Вариант 3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек
любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно
согласовывать слово-предмет и слово-признак.
Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил
и т.д.
Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый
подсолнух, жёлтая груша и т.д.
«Сухой
бассейн»
Задача: развивать тактильную чувствительность,
мелкую моторику, словарный запас, фонематический слух.
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная
шариками марблс, среди которых- мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку
найти игрушку и на ощупь угадать ее, описать.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная
крупой, в которой находится шарики марблс. Педагог предлагает ребенку найти и
на ощупь описать их.
Лежит наш клад на дне морском,
Засыпан золотым песком.
Свернувшись в небольшой клубок,
На камне дремлет осьминог.
Вариант 3. У ребенка глубокая чаша, наполненная
шариками марблс, среди которых — мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку
найти игрушку и определить есть в её названии заданный звук.
«Золушка»
Задача: развитие тактильных ощущений; развитие
умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.
Вариант 1. Разбери по цвету.
В общей емкости большого объема находятся
цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие
емкости камешки по цветам.
Вариант 2. Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной
формы – овальные, круглые.
Вариант 3. Разбери по размеру.
Так же, как и предыдущие, только камешки разных
размеров – большие и маленькие.
«Волшебная
дорожка»
Задачи: развивать цветовосприятие, слуховую
память, фонематический слух, навыки звукового анализа, формировать умения
выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии
цвета.
У ребенка-подносы с разноцветными камушками,
педагог называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти
камешек, в названии цвета которого в начале слова находится выделенный звук.
Например, педагог называет и показывает картинку с изображением жука. Ребенок показывает
первый звук в слове «желтый» и выкладывает желтый камешек.
Развивающая игра «Цветовая гамма».
Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную
память.
Для этой игры подойдет контейнер для яиц. Ячейки
нужно раскрасить в разные цвета. В мешочек насыпать Марблс разного цвета и
разной формы. Правило: вытаскивать из мешочка шарик и класть в ячейку такого же
цвета. Можно организовать соревнование: поставить песочные часы и предложить,
кто за 1 минуту заполнит все ячейки, но это для детей постарше.
Игра «Клад».
В разноцветные шарики прячется «клад» (записка,
игрушка от киндер-сюрприза и т.д.). Перед каждым ребенком ставиться емкость с
шариками «сухой бассейн» и дается задание «Перебирая пальчиками, ищем
спрятанный предмет.
Соревнование
«Кто быстрее начинит «колбаску».
1 Вариант. Для этой игры шьется
полочка-«колбаска», из прозрачной ткани, чтобы видны были шарики, перед каждым
ребенком ставится емкость с шариками и дается задание: «Кто быстрее начинит
«колбаску» шариками зеленого цвета. Дети выбирают из массы только зеленые
шарики и укладывают их друг за другом в ряд.
2 вариант. Работа в парах: шьется более длинная
«колбаска». По сигналу участники игры начинают ее наполнять. Один ребенок
наполняет ее справа красными шариками, другой - слева синими шариками.
Речевая игра с элементами подвижной активности
«Зебра, лев, жираф».
Игра направлена на развитие моторики, речи,
дальнозоркости, формирование лидерских качеств: целеустремленности, умение
работать по четкому алгоритму, выполнять команды. Что нужно?
Для игры необходимо подготовить большие круглые
шарики Марблс, нарисовать животных и приклеить их к любой коробке, можно из-под
обуви.
Как играть?
У каждого ребенка своя коробка. Детям дается по
6 шариков в мешочке (коробке) на каждого (по количеству зверей). По команде
дети стараются закатить шарик в коробку к зверю. Правило: нельзя бежать за
шариком, пока не закончатся все шары в мешочке (коробке), и взрослый не даст
команду. Каждый подсчитывает количество шариков, которые удалось закатить. Все
дети получают призы (например, сушку или наклейку).
Педагог читает правила.
Звери выстроились в ряд,
В марбле поиграть хотят,
Они тихонечко стоят
Терпеливо ждут ребят.
Мы же встанем тоже в ряд, Дети становятся в ряд.
Шары катаем все подряд!
Друг за другом, не спешим
И зверюшек не смешим!
Но сначала всем скажите,
Кто сегодня к вам пришел? Назвать животных
Зебра, лев, олень, жираф, нарисованных на
коробке.
Верблюд, слон играть хотят.
Правила игры просты:
Шарик к зверю закати!
Очередь ты соблюдай,
Приз от зверя получай! По очереди катят шарики.
Шарик к зверю не попал?
Значит, ты не так играл!
Еще раз попробуй ты,
Целься смело, не спеши!
И на счет: один, два, три
Начинаем! Шар кати!
Игра «А ну-ка, повтори».
Ребенку дается коробочка или ткань с клетчатым
полем, где нужно выложить шарики по образцу. Начинать можно с простого
варианта, переходя на более сложный.
«Игры –
лабиринты».
Эта игра развивает у ребенка координацию,
ловкость и одновременно речь ребенка, наклеивая разные картинки в «тупики», в
которые попадает шарик, можно сделать игры-лабиринты по любой теме.
Рисование стеклянными шариками.
Понадобится: картонная коробка с высокими
краями, на дно которой можно положить белый лист бумаги, марблс, жидкая гуашь.
Затем нужно капнуть на бумагу гуашь и катать шарики по коробке. Когда рисунок
высохнет, можно капнуть гуашь другого цвета и запустить чистые шарики.
Получившиеся картины похожи на разноцветные нити.
«Знакомство
с буквой»
Задачи: Закрепить зрительный образ изучаемой
буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки марблс, карточки с
образцами букв для наложения камушков.
«Графический
диктант»
Задачи: Учить ориентироваться на плоскости.
Профилактика оптико- пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики.
Педагог дает устную инструкцию: положи красный камушек в центр листа. Синий- в
верхний левый угол, зеленый- в правый верхний угол, синий- в правый нижний,
зеленый- в левый нижний. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на
плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
2. инструкция: положите красный камешек - в
левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, и так далее. Ребенок
выполняет манипуляции с камешками в рамочке. Проверяем по карточке.
Дата создания: 21.01.2022
Дата обновления: 21.01.2022
Дата публикации: 20.01.2022