12.05.2023
«Устное народное
творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Устное народное творчество является эффективным
средством развития речи дошкольников, поскольку его произведения раскрывают
перед ребёнком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского,
«пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь».
Использование прибауток, потешек, пословиц, поговорок и
других малых жанров фольклора в совместной деятельности с детьми доставляет им
огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует
непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её
ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Для развития речи детей используются разные жанры
малого фольклора.
Потешки – песенки и стишки – привлекают детей, вызывают
желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Дети
легко запоминают потешки. Они начинают вводить слова потешек в свои игры. Для
запоминания потешек, используется подбор различного материала – это красочные
книжки с потешками, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном
для детей месте.
Загадки очень близки игровой форме, в них есть юмор и
смелые образы, что так близко детскому воображению. Особенно полезны для
развития наглядно-образного, ассоциативного мышления. Загадки способствуют
формированию образности речи детей, так как в них для создания метафорического
образа используются эпитеты, олицетворения, многозначные слова, сравнения.
Скороговорки – малая форма фольклора, которая
используется для совершенствования дикции и устранения нарушений в
произношении.
Инсценирование, театрализованные игры на основе сюжетов
русских народных сказок способствует развитию умений диалогической и
монологической речи детей дошкольного возраста.
С помощью народных песен развивается фонематический
слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются
несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Для формирования звуковой культуры речи детей
дошкольного возраста существует комплекс упражнений, речевым материалом
для которого служат произведения малых форм фольклора. Комплекс включает 5
групп упражнений:
- Упражнения на отработку дикции – заучивание
скороговорок; использование мнемотехники.
- Упражнения, способствующие
совершенствованию силы голоса – колыбельные песни, потешки, прибаутки.
- Упражнения на совершенствование
темпа речи – потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры-потешки.
- Упражнения на совершенствование
тембра голоса – прибаутки, пословицы, поговорки, заклички, потешки.
- Упражнения на совершенствование
мелодики речи, ее интонационной выразительности – пословицы, небылицы.
При проговаривании всех фольклорных произведений
необходимо понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске
речи взрослого, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое
взаимодействие с ребёнком, направленное на развитие звуковой культуры речи.
Педагогическая работа по развитию речи детей
дошкольного возраста средствами устного народного творчества легли следующие
дидактические принципы:
- интеграции фольклора с различными
формами деятельности детей (непосредственно образовательная деятельность,
игры, досуг, прогулки, отдельные режимные моменты);
- активного включения детей в
разнообразные виды деятельности: игровую, двигательную, речевую,
художественно-творческую, музыкальную, театрализованную);
- принцип индивидуального подхода к
детям, учета их предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития
речи;
- принцип наглядности (использование
яркого, занимательного и доступного пониманию детей наглядного материала –
иллюстраций и картинок к произведениям устного народного творчества,
мнемотаблиц – для их заучивания, атрибутов театрализованных игр).
В работе по развитию речи детей дошкольного возраста
средствами устного народного творчества используются различные методы:
- наглядные (рассматривание книжек с
картинками, иллюстраций, фотографий и т.д.);
- словесные методы: выразительное
чтение (рассказывание), объяснение, беседа, пояснение;
- игровые методы;
- игры с пальчиками;
- ритмические движения под музыку и
текст фольклорного произведения;
- имитационные упражнения (имитация поведения
животных, птиц, героев фольклорных произведений);
- метод ассоциаций при использовании
загадок;
Все эти методы позволяют развивать все стороны речи,
конструктивные способы и средства свободного общения детей с окружающими
людьми.
Таким образом, успешному развитию речи детей
дошкольного возраста способствуют следующие условия:
- подбор произведений устного
народного творчества, их жанров в соответствии с возрастными интересами
детей;
- следование дидактическим принципам
в педагогической работе по развитию речи детей дошкольного возраста
средствами устного народного творчества;
- использование комплекса
разнообразных методов и специальных упражнений, в которых речевым
материалом являются произведения малых форм фольклора.
Устное народное творчество – это эффективное средство
развития речи детей дошкольного возраста. Фольклорные произведения вызывают
живой интерес и привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими
поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей
положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы по речевому
и социально-коммуникативному развитию детей, делает речь детей более
правильной, выразительной, яркой, мелодичной.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.05.2023
Дата обновления: 12.05.2023
Дата публикации: 12.05.2023