09.06.2023
Учебный год заканчивается. И теперь самое главное,
чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы
накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.
Впереди
лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, которые занимались
с логопедом , и летом нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что
сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные
уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период
могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Летом ребенок получает много ярких впечатлений, больше
находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать
для закрепления пройденного материала. И не надо это делать в форме занятия.
Игра, только игра!
Если вашему
ребёнку продлили срок пребывания в речевой группе и логопед дал вам на лето
задание, чтобы восполнить какие то пробелы в усвоении материала, то это уже
половина дела. Дети, которые выпущены из логопедической группы в школу, тоже
могут нуждаться в закреплении поставленных звуков, грамматических форм,
слоговой структуры, развитии связной речи, её выразительности, фонематического
анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, развитии дыхания, навыков чтения,
письма, счёта. Но заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это
делать. Отдыхая вместе у вас образуется больше время для общения. И тогда вы
заметите, чем можно обогатить знания, умения, навыки вашего ребёнка. Всё время
подводите его к той цели, которую вы поставили.
Перед тем, как дети уйдут на каникулы, мне бы хотелось
дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и введены в речь, но если не
контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся
начинать сначала.
Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о
книгах. Пусть ребёнок прочитает вслух вам рассказ и не только перескажет
его, а скажет, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение,
попытается рассуждать. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а
словарный запас вашего ребёнка станет богаче.
Во время прогулок, поездок вы также можете
контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в спонтанной речи,
попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых,
в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для
развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа
обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей
речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на
бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь
дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу
и длительность выдоха:
·
Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
·
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
·
Надувать воздушные шарики;
·
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
·
Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
·
Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие
действия:
·
Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
·
Собирать, перебирать ягоды;
·
Помогать взрослому полоть грядки;
·
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
·
Играть с глиной, мокрым песком;
·
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
·
Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
·
Перебирать крупы;
·
Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
·
Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
·
Вышивать (крупным крестиком);
·
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
·
Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого
аппарата (неспецифического)
·
Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
·
Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
·
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания
-языка;
·
Полоскать рот;
·
Жевать боковыми зубами;
·
Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
·
Лизать эскимо.
И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти
игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
·
Скажи наоборот (высокий-низкий)
·
Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
·
Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
·
Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)
·
Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
·
Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
·
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная,
кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
·
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
·
Составлять предложения с заданными словами;
·
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт,
шапка-невидимка...»);
Играем, развивая фонематические процессы у детей
старшего дошкольного возраста:
·
Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
·
Назови первый (последний) звук в слове;
·
Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове
ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
·
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе,
посещайте игровые площадки, парк.
·
Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.06.2023
Дата обновления: 09.06.2023
Дата публикации: 09.06.2023