21.01.2021
Развитие фонематического слуха
у дошкольников
Одна из причин нарушения
звукопроизношения у ребёнка –недостаточно сформирован
фонематический слух. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит
и не замечает, что произносит его неправильно.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух—различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи,
которое является необходимой основой для понимания смысла, сказанного. Развитие
фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и
письму.
Дети часто путают близкие по звучанию
фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. К 5
годам дети умеют
определять на слух
наличие или отсутствие данного
звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки
Необходимо
научить ребенка правильно
«слышать» звук, выделять его из
окружающих. Это умение явится предпосылкой к обучению ребёнка грамоте (от звука
–к букве).
Вот примеры некоторых дидактических игр, которые
несложно провести с детьми на досуге.
“Найди
одинаковые звуки”
Цель: научить выделять первый звук в слове,
находить слова, начинающиеся с одинакового звука.
Задание: назови картинки, начинающиеся на один
и тот же звук {например: тигр,
забор, жираф, слон, телефон,
бант}.
Вариант: раскрасить эти картинки.
“Что лишнее?”
Цель: учить выделять первый звук слова,
исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным
звуком.
Задание: посмотри на картинки и найди в каждом
ряду лишнюю {указание: обрати внимание на первые звуки}
Например: бабочка, бант, заяц, бочка
кот, ель, козел, колобок
зонт, замок, шар, заяц
Варианты игры:
§ обратить внимание на конечный звук
{соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус};
§
на
количество слогов {например: кот, мак, рак, лиса};
§
на гласный
или согласный звук начинается слово {например: азбука, дерево, стол, медведь};
§ на мягкий или твердый согласный начинается
слово {например: зуб, свеча, лампа, лиса};
“Внимательные руки”
Цель: развитие слухового внимания,
фонематического слуха, быстроты
мышления.
Ход игры: внимательно слушать словесный ряд:
если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного
– левую {можно использовать фишки, флажки разного цвета}
Варианты игры:
§ определить местонахождение определенного звука
в слове {где он находится- в начале, середине ,конце слова}, его наличие в
слове;
§
различение
количества слогов в слове {один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два
хлопка, три слога – три хлопка};
§
определение
мягкости или твердости начального звука слова.
Цель: закрепить знания о слоговой структуре
слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.
Задание: поменять заданные слоги местами и
отгадать слово (например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, но-ки – кино, ги-ша –
шаги и т.д.)
“Подбери слог и закончи слово”
Цель: закрепить знания о слоговой структуре
слова, словообразовании, развитие фонематического слуха.
Задание : подбери слог к заданному слогу так, чтобы получилось слово
{например: ва-за,ня,ся,та; ро-за, ща,та}
Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий
бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.
“Мячик-смягчитель”
Цель: закрепить знания о мягких и твердых
согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового
слова, развивать мышленье, быстроту реакции.
Ход игры: водящий бросает мяч и произносит
слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное
слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно {например: угол-уголь,
брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т.д.}
“Необычные цветы”
Цель: развивать фонематический слух, упражнять
в дифференциации звуков.
Ход игры: к кружку, обозначающему середину
цветка, подбираются картинки-лепестки, в названии которых есть заданный звук
{например: Р – забор, корова, крот, рак, ромашка, арбуз – шесть лепестков}.
“Составь слово по картинкам”
Цель: учить выделять начальный звук слова,
составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.
Ход игры: из названий ряда картинок ребенок
выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово {коза,
облако,
топор
– кот;
лимон,
индюк,
светофор,
арбуз
– лиса
и т.д.}
Вариант: составить слово на слух, без картинок.
“Цепочка слов”
Цель: развивать фонематический слух, мышление,
умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный
звук.
Ход игры: ребенок называет слово, следующий
играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое
начинается на этот звук {например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…}
Вариант: можно использовать подбор картинок.
“Кубики”
Цель: развитие фонематического слуха, мышления,
навыков звукослияния.
Ход игры: играющие по очереди бросают кубики
{два кубика: один-с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки;
второй- с гласными буквами}, составляют из выпавших на кубиках букв слоги, из
них-слова.
“Найди слова в слове”
Цель: закреплять понимание словообразующей роли
каждого слова, развивать фонематический слух, мышление.
Ход игры: перед играющими демонстрируется
слово, дается установка: “Из букв этого слова составьте и запишите новые
слова”. Выигрывает тот, кто составит
больше слов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.01.2021
Дата обновления: 21.01.2021
Дата публикации: 21.01.2021