Развитие фонематического слуха у дошкольников

21.01.2021

Развитие фонематического слуха

у дошкольников

           Одна из  причин  нарушения  звукопроизношения  у  ребёнка –недостаточно сформирован фонематический слух. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно.

Что же такое фонематический слух? Фонематический слух—различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла, сказанного. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. 

       Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.  К 5  годам  дети  умеют  определять  на  слух  наличие  или отсутствие данного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки

          Необходимо  научить  ребенка  правильно  «слышать»  звук, выделять его из окружающих. Это умение явится предпосылкой к обучению ребёнка грамоте (от звука –к букве).

 

Вот примеры некоторых дидактических игр, которые несложно провести с детьми на досуге.

 

“Найди одинаковые звуки”

Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука.

Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук {например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант}.

Вариант: раскрасить эти картинки.

 

“Что лишнее?”

Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком.

Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю {указание: обрати внимание на первые звуки}

Например: бабочка, бант, заяц, бочка

                     кот, ель, козел, колобок

                     зонт, замок, шар, заяц

Варианты игры:

§  обратить внимание на конечный звук {соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус};

§  на количество слогов {например: кот, мак, рак, лиса};

§  на гласный или согласный звук начинается слово {например: азбука, дерево, стол, медведь};

§  на мягкий или твердый согласный начинается слово {например: зуб, свеча, лампа, лиса};


“Внимательные руки”

Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты  мышления.

Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую {можно использовать фишки, флажки разного цвета}

Варианты игры:

§  определить местонахождение определенного звука в слове {где он находится- в начале, середине ,конце слова}, его наличие в слове;

§  различение количества слогов в слове {один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка};

§  определение мягкости или твердости начального звука слова.

 

“Путаница”Хочу такой сайт

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.

Задание: поменять заданные слоги местами и отгадать слово (например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, но-ки – кино, ги-ша – шаги и т.д.)

 

“Подбери слог и закончи слово”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха.

Задание : подбери слог  к заданному слогу так, чтобы получилось слово {например: ва-за,ня,ся,та; ро-за, ща,та}

Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.

 

“Мячик-смягчитель”

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Ход игры: водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно {например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т.д.}

 

 “Необычные цветы”

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков.

Ход игры: к кружку, обозначающему середину цветка, подбираются картинки-лепестки, в названии которых есть заданный звук {например: Р – забор, корова, крот, рак, ромашка, арбуз – шесть лепестков}.

 

“Составь слово по картинкам”

Цель: учить выделять начальный звук слова, составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.

Ход игры: из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово {коза, облако, топор – кот; лимон, индюк, светофор, арбуз – лиса и т.д.}

Вариант: составить слово на слух, без картинок.

 

“Цепочка слов”

Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на этот звук {например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…}

Вариант: можно использовать подбор картинок.

 

“Кубики”

Цель: развитие фонематического слуха, мышления, навыков звукослияния.

Ход игры: играющие по очереди бросают кубики {два кубика: один-с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки; второй- с гласными буквами}, составляют из выпавших на кубиках букв слоги, из них-слова.

 

“Найди слова в слове”

Цель: закреплять понимание словообразующей роли каждого слова, развивать фонематический слух, мышление.

Ход игры: перед играющими демонстрируется слово, дается установка: “Из букв этого слова составьте и запишите новые слова”.  Выигрывает тот, кто составит больше слов.

       

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.01.2021

Дата обновления: 21.01.2021

Дата публикации: 21.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».