07.05.2021
Если движения
детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на
имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок
содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к
другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а
значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь
между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи,
интеллектуальных и психических процессов.
Мозжечковая стимуляция — современный метод
коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии,
позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и
переработке информации.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает:
- уровень концентрации внимания;
-все виды памяти;
-развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки
чтения;
-математические и логические способности;
-анализ и синтез информации;
-способность к планированию;
-работу эмоционально-волевой сферы.
Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка,
проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их
результативность!
Мозжечковое стимулирование
показано при следующих состояниях:
-ЗРР разной степени тяжести.
-Проблема дисграфии или дислексии.
-ЗПР и ЗПРР.
-Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
-Аутизм и другие состояния аутического спектра.
-Алалия.
-Логоневроз (заикание).
-Отставания в развитии моторики и координации.
-Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
-Поведенческие нарушения.
-Несобранность, повышенная отвлекаемость.
-Нарушения осанки.
-Проблемы с обучаемостью.
Результаты занятий на
балансировочной доске:
-улучшается моторно-зрительная координация;
-двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются;
-улучшается концентрация внимания;
-развитие пространственного воображения;
-повышение уровня интеллекта.
Этот метод пришёл к нам из Америки, в
60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми,
которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной
активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития
методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими
нарушения в сенсорной интеграции.
Принцип методики:
Регулярные занятия с использованием
балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают
упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной
координации. Во время сеанса ребенок должен, балансируя на доске, удерживать
положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно
становятся сложнее. В структуру занятия включаются упражнения с другими
атрибутами: мяч-маятник, мячики, мешочки и т.д.
Как это работает?
Человеческий мозг состоит из двух
полушарий, которые функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие
получает моторную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое
полушарие - с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и ставим
задачу развития гармонии и синхронности, первым шагом является достижение
эффективного баланса между двумя сторонами мозга. Поскольку большинство
психических процессов связаны с обеими сторонами мозга, проблемы интеграции
между двумя полушариями могут привести к неэффективности мозговых процессов.
Поскольку левое полушарие мозга контролирует движения на правой стороне тела, а
правое полушарие мозга контролирует движения на левой стороне тела, человек
может усовершенствовать интеграцию между двумя сторонами мозга посредством
действий, связанных с обеими стороны его тела. Такие движения приводят две
системы к балансу. Успешная интеграция между двумя сторонами мозга необходима
для улучшения всех мозговых процессов и для мозжечковой стимуляции: - балансировочная доска (на ней ребенок
начинает учиться держать равновесие, уже потом выполняются другие упражнения,
стоя на доске. Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол роликов,
положения ног на разметке); - разновесные мешочки (три тканевых мешочка
имеют разный цвет, вес и размер, внутри хорошо промытая и прожаренная крупа; -мяч-маятник (закреплен на резинке
или шнурке. Планка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с
цифрами);
- доска с цифрами (она служит для того,
чтобы ребенок мог попадать в цель, отвечая на математические вопросы. Позволяет
тренировать меткость и глазомер); - целевой щит (таблица, где в
ячейках изображены геометрические фигуры (ромб, звезда, треугольник, квадрат,
круг); - предметы на меткость (мяч на резинке, ракетка для отбивания,
мишень со стрелами. Банки, боулинг, стаканчики, подушки – что-то для сбивания).
Вот самые простейшие упражнения,
рекомендуемые для педагогов и родителей:
- Упражнения с мешочками. Мешочки, разные
по весу, кидаются ребенку. Он принимает их от ведущего одной или двумя руками.
- Подкидывание мешочков вверх сначала
одной рукой, затем двумя, поочередно.
- Мяч. Подвешенный мяч отбивается правой,
потом левой, далее двумя руками.
Мишень.
- Упражнение на меткость – мишень для
мешочков на полу или на стене. Стараться попасть в цель.
- Отбивание мячика на резинке от наклонной
доски. Отбивание летящего мяча ракеткой или палкой.
- Балансировочная доска. Залезать и
слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку. Сесть, сложив ноги
«по-турецки», попытаться удерживать баланс на доске. Сидя на доске, делать
движения, имитирующие плавательные – двумя руками, поочередно правой, левой.
Методика Бильгоу доказала свою эффективность.
Выполняя простейшие упражнения, используя
оборудование, можно добиться поразительных результатов, и дети будут полностью
подготовлены и адаптированы к жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.05.2021
Дата обновления: 08.05.2021
Дата публикации: 07.05.2021