23.11.2021
Одно из направлений в развитии речи дошкольника
является формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое
звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу
школьного обучения?
При обучении как письму, так и чтению, исходным
процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение
слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и
последовательности.
Основная трудность, которую
испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в
неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове.
Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом
фонематическом восприятии.
Чтобы развить это восприятие,
родителям следует играть с ребенком в следующие игры:
«Повтори за мной».
Взрослый произносит слово,
выделяя один звук, а ребенок повторяет (м-м-мыло, маш-ш-ш-ина, дом-м-м). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении
слова.
«Найди место звука в слове».
Чтобы ребенку было интересно,
сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую
игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке.
Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать.
Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (с-с-санки, поднос-с-с).
Если звук слышится вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук
слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается
там.
«Назови первый звук в слове».
Игра проводится при помощи
мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч,
называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.
«Назови слово на заданный звук»
.
Игра проводится при помощи
мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч,
называет слово на заданный звук.
И вот первый этап обучения
пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово;
он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко
подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов.
Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой
последовательности, в какой они в этом слове находятся.
Что это значит? Если Вы
спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот, а он
отвечает вам: «В слове кот есть звук [о], звук [к] и звук [т]», это значит, что
он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой
анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного письма. Только представьте
себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в
произвольной последовательности!
Новый этап обучения - новые
задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач.
Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки,
сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то
при обучении ребенка звуковому анализу слов этого недостаточно.
Для того чтобы ребенок мог
анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально
представлено.
Занимаясь с ребенком, нужно все
время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в
слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки
так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове весна? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: вь-вь-вьеспа — первый звук [в']. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове - [э].
В старшей и подготовительной
группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой
анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребенку
сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки
гласные, а какие — согласные. Давайте вспомним, что гласные звуки - это звуки,
при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути
преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении
этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть
свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Гласные
звуки мы обозначаем красным цветом.
Согласные звуки — звуки речи,
состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта,
где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо.
Произнесите эти звуки вместе с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к],
[л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные
звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а
твердые согласные - синим.
Чтобы ребенку было интересно,
используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к
занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов
ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких
пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих
цветов, что способствует развитию мышц пальцев.
Дополнительная нагрузка на
мелкую мускулатуру будет в том случае, если пуговицы хранятся в прозрачной
бутылочке или банке с завинчивающейся крышкой, которую малышу нужно открывать
или закрывать самостоятельно. Можно самостоятельно сделать коробочку для
звукового анализа и заполнить ее жетонами. Разноцветные жетоны развивают и
укрепляют память, тренируют мышцы пальцев.
Давайте и мы с вами попробуем.
Звуковой анализ слова МАК
•
М-м-мак -
произнесите, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьмем
фишку, которая обозначает твёрдый согласный звук.
•
Мааак - повторите,
как я. Какой звук мы слышим после [м]? Какой это звук? Берем фишку,
обозначающую гласный звук, и размещаем ее после [м].
•
Маккк (подчеркнуто
артикулируется звук [к]) - какой последний звук в этом слове? Он гласный или
согласный? Берем фишку, обозначающую твердый согласный звук, кладем ее после
звука [а].
•
Назовите все звуки
в слове мак по порядку.
•
Где находится звук
[а]: в начале, в конце или в середине слова?
•
Какой первый звук в
слове мак? А какой в этом слове последний звук?
• Назовите гласный звук в
слове.
• Назовите согласные звуки в
слове.
• Сколько всего звуков в
слове мак?
При звуковом анализе получается
красочная схема. Теперь вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в
клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по
звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив
простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к
следующим занятиям.
Чтобы развивать синтез
мышления, играйте с ребенком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные
звуки, а ребенок отгадывает слово ([р], [а], [к] -рак).
Помните, в ваших силах помочь
ребенку преодолеть трудности. Развивая навык звукового анализа и синтеза в
домашних условиях, вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в
школе!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.11.2021
Дата обновления: 25.11.2021
Дата публикации: 23.11.2021