Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Групповые помещения
учреждения оснащены современной мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным
требованиям для дошкольных образовательных учреждений, игровым оборудованием и
учебно-методическими пособиями в соответствии с возрастом.
Оборудованные учебные кабинеты
Развивающая предметно
- пространственная среда в детском саду построена с учетом развития детей в
разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для
всестороннего развития каждого ребенка. Организация развивающей предметно -
пространственной среды в групповых помещениях осуществляется с учётом
возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования
отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим
нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям
свободно перемещаться. При этом, размещение материала связано с трудностями
пространственного характера: ограниченность групповых помещений, которые не
должны быть перегружены предметами, давая детям возможность проявлять свободную
активность. Решением, позволяющим использовать ограниченное помещение наилучшим
образом, представлено принципом комплексирования и свободного зонирования. В
групповых комнатах оформлены различные центры, в которых материалы
располагаются в разных функциональных пространствах оснащённые разнообразными
материалами в соответствии с возрастом детей. Все материалы доступны детям, при
этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы
периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех
возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту
детей. Центр двигательной активности оснащен наглядно-демонстрационным
материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ, различным
спортивным инвентарем (обручи, кегли, мячи, гимнастические палки, кубики,
скакалки и др.), масками для подвижных игр, в ряде групп имеются тренажеры,
спортивные комплексы. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает
требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам
функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В каждой
группе имеется оборудование и инвентарь для проведения закаливающих процедур. В
центре «познавательное развитие» размещаются материалы, позволяющие детям
осуществлять исследовательскую деятельность, включающую в себя: краеведение,
патриотическое воспитание, познавательное чтение, дидактические игры,
экспериментальную деятельность. Конструктивная деятельность представлена мелким
и крупным строительным материалом, разнообразными конструкторами (деревянные,
металлические, пластмассовые с различными способами соединения). Строительный
материал расклассифицирован по форме и размеру и хранится на специально
отведенных для него полках и открытых коробах. Напольный (крупный) строительный
материал размещается в той части центра, которая свободна от других видов
деятельности детей. Свободное пространство на полу дает возможность детям
содержать постройки для игры. В качестве дополнительных средств организации
деятельности - иллюстрации, рисунки отдельных частей построек (колонн, башен),
схемы конструкций, трафареты, простые и цветные карандаши, наборы открыток или
репродукций с видами, достопримечательностями города. Вспомогательный материал
- куклы, машины, автобусы, разные секреты для «поисков», «путешествий» и прочие
атрибуты. Центр «сюжетно-ролевой игры» оформляется при помощи атрибутов для
сюжетно-ролевых игр и разнообразных игрушек, которые подбираются с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей. В игровом пространстве могут
находиться игры из раздела «Развитие представлений об окружающем мире и о
себе»; атрибуты различных профессий и общественных мест (сумка доктора, одежда
повара, полицейского, зеркало для парикмахера, театральные билеты и программы и
т.д.); куклы девочки и мальчики, игрушечные дикие и домашние животные. Центр
«сюжетно-ролевой игры» и центр «театр» располагаются недалеко друг от друга.
Для театрализованной деятельности представлены следующие материалы: театр
настольный, небольшая ширма, наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур) для
разыгрывания сказок, театр, сделанный самими детьми и воспитателем (конусы с
насадками, разные маски, декорации, зеркало), материал для изготовления
персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши,
краски, ножницы и др.) для драматизации имеются готовые костюмы, маски для
разыгрывания сказок, условные заместители для обозначения волшебных предметов и
разметки пространства игры. Здесь же располагаются полки с книгами по 5-6
наименований из прочитанных книг по программе, по 1-2 новых, незнакомых детям,
а также столик, на котором есть карандаши и бумага. За ними можно почитать и
посмотреть книги, нарисовать иллюстрации к ним. Все материалы и готовые предметы
периодически обновляются (1-2 раза в месяц). Новые книги появляются в
соответствии с программным чтением. Для самостоятельного творчества оборудованы
музыкальные центры: детские музыкальные инструменты, дидактические наглядные
пособия и игры по развитию музыкальных способностей, атрибуты и костюмы для
инсценировок, спектаклей. Подобрана фонотека музыкальных произведений, наборы
иллюстраций к песням, портреты композиторов. Для обеспечения психологического
комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для осуществления
экологического образования в каждой группе представлены центры природы с
растениями, не требующими сложного ухода (фиалка, бегония, фуксия, бальзамин,
традесканция и пр.) Оформлены краеведческие материалы: гербарии растений,
типичных для данной местности, дидактические природоведческие игры, альбомы,
фотографии, картины, подобран иллюстрированный и природный материал, ведутся
календари наблюдений за погодой и изменениями в природе. В старших группах
центр природы обогащается: добавляются комнатные растения, служащие для
знакомства детей с различными видоизменениями растения. Добавляются наборы
картин по разным климатическим зонам («Пустыня», «Арктика» по экосистемам
(«Лес», «Город», и т.п.). В группах созданы условия для изобразительной деятельности
воспитанников. Имеются предметы декоративно-прикладного искусства, материалы
для рисования, лепки, аппликации, художественного труда, тематические альбомы,
наборы иллюстраций. Для самостоятельной изобразительной деятельности - наборы
изобразительных средств, выставки предметов искусства, краски, гуашь, уголь,
акварель, пастель, кисточки - тонкие и толстые, щетинные (не для клея), беличьи
или колонковые, бумага разного формата, губки из поролона, тряпочки для рук и
кистей, баночки для красок, фартуки, тазики и баночки для воды, пластилин,
глина. Дополнительный материал: коробочки для росписи, мелкие кусочки дерева,
цветные лоскутки, бусинки, листья, желуди, фольга. Оборудование для трудовой
деятельности включает в себя материалы для ручного труда, хозяйственно-бытового
труда и труда в природе. Познавательный и игровой материал подобран с учетом
возрастных возможностей детей, ориентирован на их всестороннее развитие, на
зону ближайшего развития каждого ребенка. В групповых комнатах, постепенно, по мере
взросления детей, меняется оснащение развивающей предметно - пространственной
среды, добавляется оборудование. Приемные комнаты оборудованы настенными
шерпами с информацией для родителей, постоянно действующими выставками детского
творчества. Характеристика прогулочных участков Прогулочные участки оснащены
стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей,
системой видеонаблюдения. В зимнее время на участках строятся горки, снежные
постройки. На спортивной площадке прокладывается лыжня, расчищается участок для
проведения физкультурных занятий на воздухе. Для обеспечения двигательной
активности детей на улице проводятся подвижные и спортивные игры. По периметру
территории установлено ограждение, имеющее центральные ворота и калитку.
Характеристика информационно-методического обеспечения ДОУ обеспечено
необходимым программно-методическим и учебно-дидактическим материалом для
организации образовательного процесса в соответствии с образовательной
программой. В каждой группе есть необходимый методический материал, программное
обеспечение, методическая литература для организации работы с детьми. Весь
методический материал систематизирован и распределен в соответствии с
требованиями к содержанию и методам воспитания детей в дошкольных образовательных
учреждениях. В методическом кабинете сосредоточен необходимый информационный
материал (нормативно-правовые документы, педагогическая и методическая
литература, представлены передовые технологии, материалы педагогического опыта,
материалы методической работы ДОО и т.д.).
Библиотека
Специального
оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено.
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный
фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
Книги для
воспитателя (методическая и справочная литература),
Репродукции картин,
иллюстративный материал, дидактические пособия,
Книги для
воспитанников: произведения, рекомендованные программой
«От рождения до
школы», сборники сказок, малых фольклорных форм,
познавательной
литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Методическая
литература размещена по разделам:
«Физическое
развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Продуктивная
деятельность»,
«Конструирование»,
«Дошкольная
педагогика»,
«Экологическое
воспитание»,
«Справочная
литература» (различные энциклопедии, справочники).
Значительное место
отводится в методическом кабинете периодическим
изданиям
профессиональной направленности:
«Дошкольное
воспитание»,
«Справочник
руководителя дошкольного учреждения»,
«Справочник
старшего воспитателя»
«Ребенок в детском
саду»
«Дошкольная
педагогика»
«Воспитатель ДОУ»
Ведется
систематический каталог журнальных статей.
В библиотеку детской
художественной литературы входят:
Произведения,
рекомендованные программой «От рождения до школы»;
Познавательная
литература;
Литература для
чтения «Читаем сами»;
«Детские
энциклопедии»;
Сборники сказок,
малых фольклорных форм, произведения русских и
зарубежных поэтов и
писателей.
Вся детская
художественная литература находится в каждой возрастной группе в оборудованном
«Книжном уголке».
Объекты спорта
Объекты спорта,
находящиеся на территории ДОУ:
1.
Музыкально-спортивный зал
Оборудование
спортивного зала составляют:
· гимнастическая
стенка;
· гимнастическая
скамейка;
· мишени разных
типов;
· стойки и планки для
прыжков;
· пособия для
выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки,
палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);
· тренажеры
· набор физкультурных
пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров;
· сборно-разборные
конструкции, дающие возможность трансформировать детали комплекта;
· физкультурные
пособия, которые можно навесить, приставить, объединить со стационарным;
· разные пособия для
объединения в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, заборчики,
домики).
2. Спортивная
площадка
· щит баскетбольный
· кольцо для метания
· спортивный комплекс
· баскетбольная сетка
18 прогулочных
площадок, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных
металлическими и деревянными игровыми конструкциями для проведения НОД по
физкультуре.
Средства обучения и воспитания
1. Материально-
экономические средства (наглядные пособия, ТСО, оборудование, учебно- методические
пособия). 2. Педагогические средства: - развивающие игры, пособия; -
экспериментальные наборы, для практических работ по ознакомлению с окружающим
миром; - рабочие тетради в печатном виде; - плакаты, слайд - альбомы; - учебное
видео, презентации; - интерактивная творческая среда; - диагностические
материалы; - Блоки Дьенеша - Палочки Кюизенера - Дары Фребеля - Развивающие
игры Воскобовича - конструктор Lego Education. В каждой возрастной группе
имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература,
дидактические игры, сюжетные и игровые наборы и игрушки. Специально разработаны
центры активности: книжный уголок, ИЗО студия, уголок познания,
экспериментирования. и т.д.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Воспитанники ДОУ не
имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным
сетям, специально оборудованных компьютерных классов нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ воспитанников
к сторонним электронным образовательным и информационным ресурсам не
предусматривается. Собственные электронные и информационные ресурсы
отсутствуют.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с требованиями по обеспечению
безопасных условий пребывания детей в детском саду, в течение дня на территориях
ДОУ осуществляется физическая охрана
объектов сотрудниками ООО ЧОО «Великан».
Конструктивные внутренние особенности зданий детского сада по всем адресам осуществления образовательной
деятельности не предусматривают наличие
подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для
обеспечения доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья по всем адресам осуществления образовательной деятельности оборудованы
доступные для инвалидов-колясочников
кнопки вызова персонала. На каждом
объекте приказом заведующего утверждены сотрудники для предоставления
консультативной помощи и для помощи передвижения посетителей маломобильных
групп, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Территории
ДОУ условно доступны для передвижения маломобильных групп граждан, здания ДОУ
оборудованы пандусами для свободного доступа в них.
Конструктивные внутренние особенности зданий детского сада по всем адресам осуществления образовательной
деятельности не предусматривают наличие
подъемников, обеспечивающих доступ инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для дублирования
информации для лиц с нарушениями зрения, центральные входы в ДОУ оборудованы
таблицами Брайля.
На каждой
территории детского сада разработаны паспорта доступности объектов социальной
инфраструктуры (подробная информация в разделе «Доступная среда».
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- 3 мультимедийные установки (проектор, экран, ноутбук) - в 3 зданиях в музыкальном зале; 2 переносные мультимедийные установки;
- музыкальные центры (музыкально-спортивные залы, в каждой групповой комнате ДОУ);
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.