КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

18.11.2021

Как научить ребенка пересказывать:

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:

Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?

Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.

Как научить ребенка составлять рассказы:

В начале, детям предлагают серию из 2-х картинок связанных единым сюжетом, затем из 3-4-5 картинок. Взрослый объясняет ребенку, что у него была книжечка, а ее кто-то порвал и перепутал странички. Предлагает ребенку собрать книжку. Но чтобы это сделать, нужно догадаться, с чего начинался рассказ, что было сначала, что произошло (случилось) потом, и чем все это закончилось.

• Когда малыш сложит картинки по порядку, предложите ему рассказать, что за история изображена на картинках, что там произошло. Нельзя формулировать задачу таким образом«Расскажи, что нарисовано на картинках». Это провоцирует ребенка на формальное описание того, что изображено на каждой отдельной картинке, а не на повествование о развитии событий. Если ребенок ошибся, не следует сразу объявлять ему об этом. Иногда составляя рассказ, он сам замечает ошибки и исправляет их. Ну а если все-таки не находит ошибку, задайте ему уточняющий или наводящий вопрос. Например«Я что-то не совсем понял, ты мне не объяснишь почему». Если после наводящих вопросов ребенок самостоятельно не понимает причинно-следственную связь событий, можно оказать помощь в виде прямых разъяснений.

• Если рассказ составлен, верно, но слишком краток, нужно задать дополнительные вопросы о деталях и подробностях, не упомянутых ребенком, но присутствующих на картинках.

• Если ребенок правильно разложил картинки, но рассказ составить не может, тогда ему задают вопросы и рассказ составляется совместно, в вопросно-ответной форме. Это помогает ему овладеть навыками самостоятельного планирования при составлении рассказов. Следует также комментировать односложные ответы ребенка, давать образцы развернутых высказываний, что помогает ему в дальнейшем составлять более подробные рассказы, развивая при этом свою речь.

 

Надо уточнить, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

1.    Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.

2.    Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?

3.    Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.

 

Чтобы научить ребёнка составлять описательные рассказы, вводим опорные картинки - символы. Обозначение этих картинок дети проговаривают вместе с воспитателем. Когда дети знают обозначение картинок, учим составлять описательный рассказ.

Например: схема «Овощи, фрукты»: составляем описательный рассказ про овощ или фрукт. Н - р : « яблоко». Яблоко красного цвета; круглой формы; на ощупь оно твердое; на вкус сладкое. И обязательно сделать вывод: яблоко - это фрукт, потому что растёт на дереве.

Мнемотаблица «Дикие, домашние животные»: рассказать о диком или домашнем животном. Н - р: «медведь». Медведь коричневого (бурого) цвета; он большой; у медведя густая шерсть; передвигается на четырёх лапах; питается мясом, ягодами, грибами; медведь - это дикое животное, потому что живёт в лесу.

Схема «Времена года»: составляем описательный рассказ в зависимости от времени года.

Н - р: «Осень». Осенью солнце редко появляется из - за туч; по небу плывут серые, тяжелые облака; трава пожелтела, земля холодная, сырая; деревья осенью сбрасывают листву; перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются зимовать; люди стали одеваться теплей, а когда идут дожди, надевают плащи, обувают резиновые сапоги, берут с собой зонты; животные готовятся к зиме: белка меняет рыжую шубку на серую, заяц меняет серую шубку на белую, медведь готовится к спячке; насекомые боятся холода, поэтому прячутся под корой деревьев, в листву.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование - это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.

 Более сложный вид работы - рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение - это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?

Почему автор решил, что это важно и нарисовал? Какую мысль хотел донести?»

 

Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых.  Когда малыш учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов.

Первый этап, с которого всегда начинаем — договаривание фраз. Взрослый задает начала фраз, а малыш их заканчивает. Например: «Жила — была (говорит мама или педагог) …. ( ребенок  заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее.  Эти начала фраз   помогают ребенку научиться связывать предложения  в тексте и  строить его логично, последовательно.

Так можно придумывать не только рассказы по картинкам, но и инсценировки с игрушками или сочинять сказку по пути в магазин, в детский сад или в очереди.

К концу этапа (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш стал сам без проблем связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему больше не нужна.

Второй этап — рассказывание по вопросам.  Рассматриваем с малышом картинки в их последовательности, обсуждаем что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумываем название рассказу.

После этого малыш рассказывает, а Вы помогаете ему уточняющими вопросами: «Где всё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик рассердился? Что сделал ежик? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок  не знает как продолжать — продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш разовьет ее. Но не навязывайте ему свой сюжет.

К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов — поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?». Эти три фразы очень важны, т.к. любой рассказ всегда состоит из трех частей:

- зачин (место и время действия, герои),

- развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация — если говорить научным языком)

- конец рассказа (финал, развязка).

Третий этап — творческое рассказывание. Ребенок уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает картинки в книжке.  Поэтому можно:

Идея 1. Придумать вместе продолжение приключений героев (Маша и Наташа в деревне, Маша и Наташа в зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).

Идея 2. Попросить ребенка продиктовать Вам его рассказ (ребенок диктует предложение, а Вы его записываете и так до конца рассказа). Затем вместе еще раз прочитать, что получилось, и изменить слова, где это необходимо — сделать текст более выразительным и образным, веселым и интересным. Сделать книжку — малышку или нарисовать картинки к сочиненному рассказу.

Идея 3. Есть еще один увлекательнейший прием рассказов по веселым картинкам — это… поменять местами картинки.

Например, серия картинок из книжки выглядит так. Первая картинка (1) — мальчик с сачком видит на заборе две красных бабочки. Вторая картинка (2) — бабочки в другом месте забора, мальчик за ними бежит. Третья картинка (3) — из-за забора вышли Маша с куклой Наташей. Оказывается, это были не бабочки, а красные бантики Маши и Наташи.Хочу такой сайт

Делаем ксерокопию картинок, вырезаем и… переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается, что сначала мальчик увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И бабочки перелетали с места на место! И это получается совсем другой рассказ! О чем могут придумать дети? Например, дети придумали, что за забором шла подружка Наташи со своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или что это действительно были бабочки. Еще одна детская идея — это были бумажные бантики для котят — малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень много.

Данный вариант задания развивает воображение и творчество, учит ребенка находить выходы из нестандартных ситуаций, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы.

  

Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Этапы работы над картиной

1. Определение состава картины

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дроблению)

С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (выделение объектов и их деталей), средней (выделение объектов без деталей), низкой (выделение только главных объектов. В начале обучения степень подробности должна быть низкой или средней, чтобы не утонуть в деталях и не потерять нить рассказа. На более поздних этапах обучения необходимо, наоборот, выделять как можно больше объектов. Чем больше предметов будет выявлено, тем большим количеством подробностей будет наполнен рассказ и тем большее количество вариантов рассказа будет придумано.

Игровой прием «фотоаппарат», «подзорная труба»

Педагог предлагает детям вооружиться фотоаппаратами, найти и сфотографировать самые крупные живые и неживые объекты. Все предметы которые перечисляют дети, воспитатель выставляет на доске (схематичные или реалистичные). Такая игра активизирует внимание детей, повышает интерес к занятию. По окончании определения состава картины, необходимо подвести итог, быстро перечислить все названное, начиная с главного.

Окончанием итога данного шага является рефлексия – осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить предметы, изображенные на ней»

Я предлагаю взять бинокль, наведите его на один из объектов картины и назовите его. Теперь прошу пройти к столам и зарисовать выбранный объект схематично. Как только схемы будут готовы, перечисляя их названия, начиная с главного, разместим на доске

2. Установление взаимосвязей между объектами, изображенными на картине

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

На этом этапе необходимо использовать игры на объединение 2, 3-4 слов в одно предложение. В начале обучения воспитатель сам объединяет предметы, а дети объясняют, почему объединились те или иные  предметы и в процессе рассуждения, устанавливают логические цепочки. Позже последовательность объединения может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться. На занятиях должна создаваться ситуация доверия и внутренней свободы каждого ребенка. В процессе обсуждения набирается множество событий, которые необходимо выстроить в определенную систему, установить последовательность.

Пришел волшебник по имени Объединяй. Он будет объединять объекты-схемы и просить объяснить почему он это сделал. (девочка и мальчик рассматривают снег. На траве и на хвойном дереве лежит мягкий снег.)

3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств

Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств

Давайте попробуем войти в картину и описать возможные ощущения. Что мы можем ощутить рукой, носом, ухом, ртом.

4. Преобразование объектов во времени

Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Картина рассматривается детьми как остановившейся миг. Используя преобразование объектов во времени, мы оживляем ее, поступки персонажей становятся понятными для детей, рассказ наполняется интересными подробностями, появляются новые смысловые звенья. В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временнее отрезки (было-будет, осень-зима, до того-после того)

Игра «Что было раньше, что будет дальше»Ребенок выбирает себе схему-объект, рассуждая что было до этого, после будет

5. Описание  местонахождения объектов на картине

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное

Игра «Кто я на картине» Берется роль каждого объекта на человека с озвучиванием

6. Составление рассказов от лица разных объектов

Цель: обобщать знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица

Дети- …

Взрослый с ребенком-…

Дерево-…

А теперь я попрошу придумать название картины

Заключение

Применение данной технологии дает детям без труда создавать несколько вариантов рассказа на одном занятии путем перемещения событий во времени; изменение эмоционального состояния героев рассказа; варьирование главных и второстепенных героев; включение в рассказ описания ощущений главных персонажей, усиления образности; введение элементов творческого рассказа.

Дети составляют рассказ самостоятельно,  иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя.

Интерес к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. Наличие зрительного плана делает рассказ детей чётким, связным, полным, последовательным. У детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

   

О чем еще следует знать?

Придумать рассказ по картинке – «работа» не из легких, поэтому не все дети берутся за нее с энтузиазмом.

Увлечь ребенка процессом составления рассказа по картинке можно с помощью нестандартных заданий и игрового персонажа. 

Просмотров всего: , сегодня:

Как научить ребенка составлять рассказы по картинкам.docx (скачать)
Конспект НОД мастер — класс для родителей.docx (скачать)
ТЕСТ НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.docx (скачать)

Дата создания: 19.11.2021

Дата обновления: 19.11.2021

Дата публикации: 18.11.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».